Сообщество «Салон» 09:55 2 ноября 2022

Забудь о мраке и твори!

«Миражи» Александра Савинова в Музее русского импрессионизма
13

«Твори! Невидимые цитры
Бодрят твой дух, как луч зари.
Любуясь радугой палитры,
Забудь о мраке и твори!»

Игорь Северянин. «Художнику»

Ох, уж эта история искусства! Случается, что творческая личность была когда-то востребована, а теперь никто не вспоминает фамилию того, кто приглашался в богатые хоромы и писал миллионеров. Бывает и так, что умерший в бедности, никем не признанный автор вдруг резко «выстреливает» после смерти. Нужна ли артисту (в широком смысле этого слова – от art) посмертная слава? Сей вопрос риторический - для творца гораздо лучше быть любимцем публики при жизни. Что же касается зрителей, то наши вкусы изменчивы и подвержены влиянию.

Коллективная память о художнике, поэте, драматурге или, композиторе вовсе не избирательна, ибо нам только кажется, что мы деловито отсеиваем шлак и оставляем лучшее. На всё – мода, в том числе на живопись, музыку, слово. Шедевр – понятие, мало связанное с гармонией. Учебники искусствознания полны «детективными» рассказами о том, как старинное произведение N вдруг оказалось найдено, очищено от пыли и – явлено восхищённой публике. А до этого оно где-то валялось или торчало в запасниках.

Или вообще фраппировало, как, допустим, «Неизвестная» Ивана Крамского, в которой современники видели изображение куртизанки. Павел Третьяков отказался покупать сомнительную вещь, и она, пройдя все круги ада, очутилась в собрании предпринимателя Павла Харитоненко. Уже после Революции его коллекция была национализирована и отдана в Третьяковку – вместе с опальной «Неизвестной».

Почему я остановилась на этом эпизоде? Затем, чтобы проиллюстрировать всю относительность затверженных понятий в мире искусств? Всё сложнее. Портрет упомянутого Павла Харитоненко - один из центральных экспонатов на уникальнейшей выставке «Миражи» Александра Савинова, что ныне проходит в Музее русского импрессионизма. Большинству имя автора ни о чём не говорит, хотя, его картины часто размещаются в сборных экспозициях.

Александр Савинов был одним из ведущих живописцев отечественного Ар нуво и тот факт, что сам Харитоненко, богатейший сахарозаводчик Европы, меценат и человек большого ума, дружил с ним, говорит, пожалуй, о многом. Коллеги называли художника «умиротворённым Врубелем», подчёркивая, что есть общее в технике, но излучаемые энергии строго противоположны. Меж тем, Врубель на слуху и почитается великим, а Савинов? Конечно, можно заняться теоретизированием и доказать, что «певец Демона» - титан, а Савинов – умелый ремесленник, но, повторюсь: мнение о гениальности «арта» в 99 из 100 лишено объективности.

Музей русского импрессионизма уже не впервой «открывает» забытых виртуозов – Николая Фешина с Павлом Беньковым, этих друзей-соперников или, скажем, Сергея Виноградова.

На очереди Александр Иванович Савинов (1881 – 1942) – сын купца, он, тем не менее, производил впечатление классического интеллигента «из благородных». Сдержанные манеры и жесты, изысканная простота речи, тонкое лицо – ничто не указывало на его родство с норовистой, двужильной породой волжских лесоторговцев. Место рождения – город Саратов, большой и потрясающе цельный, но – столь нарочито-провинциальный во все века, что в «Горе от ума» название выкрикивалось, как приговор: «В деревню, в глушь, в Саратов!»

Борис Пильняк, один из племянников Савинова, очертил то замечательное место: «Там, на Волге, — каждую весну буйничали Волга, воды, сирени. Дом стоял на взвозе и внизу, под забойкой буйничала человечья толпа, в пудах, штуках, тюках, в визге свистулек, в зное небес, облитых глазурью как свистульки». Хоть и «глушь» со свистульками, но именно саратовская земля дала миру и Кузьму Петрова-Водкина, и Виктора Борисова-Мусатова, и как выяснилось, Александра Савинова – корифеев русского Модерна. Вот «Окно» (1909) – скромная и очень тёплая вещь, несмотря на бледность красок. Это – Саратов, город детства, приходящий во снах. Картина была написана во время краткого визита – между столичными разъездами и путешествием в Италию. Однако мы забежали вперёд – всё это будет, но там, в туманно-прекрасном будущем, а пока – штудии.

Талантливого парня ждал поезд в Петербург, к лучшим наставникам. Тогда образованные купеческие дети массово ехали учиться ваянию, живописи, зодчеству – тут и вера Мухина, и братья Веснины, и казанская художница-меценатка Ольга Сапожникова – муза Николая Фешина, и многие иные. Савинов избрал для себя Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, что было и правильно, и …не вполне, потому что на тот момент Петербургская Академия слыла этаким оплотом застывшего классицизма. Уже в 1932 году Савинов напишет о своей Alma Mater нелестные строки: «Обтекаемая взбаламученным искусством разнообразных позднейших формаций, живым в своей анархии и поиске утраченных культурных основ, политически черносотенная, враждебная ко всему новому и, в свою очередь, презираемая нарождающимся обществом, придворная Академия».

На его автопортрете 1902 года мы видим типового чеховского «искателя истин». В этой работе ещё нет ничего личного, своего – почерк уже твёрдый, но не сформированный. Студенту всего двадцать один год, но хочет выглядеть старше. Он серьёзен и настойчив; он учится у Дмитрия Кардовского – одного из тех, кого академическое начальство терпеть не могло за «репинщину», но всё же терпело, как великолепного ментора и отменного рисовальщика. Савинов с золотой медалью завершает курс наук, и тут же становится участником выставок. О нём заговорили – так, его нахваливал сам Илья Репин.

У Савинова появляется, точнее выкристаллизовывается своя манера, действительно похожая на врубелевскую – этот прозрачный, тревожащий символизм, полутона, розы на фоне камней. Есть что-то и от Борисова-Мусатова с его прекрасными дамами в романтической обстановке. Вторичность? О, нет. Живопись – это не лишь техника, но и – ощущения. Те самые миражи, что вынесены в название выставки. Борисов-Мусатов и Врубель – в миноре, а Савинов – чаще всего мажорный. Он отрицал мрак, с которым в Серебряном веке было модно заигрывать. «Девушка и парус» (1906) – это ожидание счастья. Это – обещание будущего, и даже унылый забор не мешает грёзам. «Женщина в пёстром платке» (1900-е гг.) – словно тайные мечты о неведомых странах и большой любви, какой не бывает в реальности.

У Савинова – изумительные фемины. И символическая «Женщина с филином» (1907), напоминающая мифологические образы, и «Портрет дамы» (1900-е гг.) с причёской а-ля Клео де Мерод, когда волосы разделены на прямой пробор, уши закрыты и всё собрано в низкий пучок, и «Девушка, освещённая солнцем» (1900-е гг.), в которой угадывается сестра художника Лизавета, и портрет чуть надменной аристократки Марии Андриевской (1911) – всё-то дышит восхищением женской натурой.

Савинову открылись пути в Европу – людей посмотреть, себя показать. Тогдашняя молодёжь стремилась в Париж, а Савинов избрал Рим, Флоренцию, Неаполь. Сказалось академическое воспитание – Ренессанс нужно и должно вызубрить, как Отче Наш. Художник с жадностью впитывал красоту, гармонию, солнце. «Римский балкон, увитый цветами» (1910) – поток радости, льющийся отовсюду. «Розы» (1909) – благорастворение ароматов, которые удалось передать автору. «Запах солнца? Что за вздор! / Нет, не вздор. / В солнце звуки и мечты, / Ароматы и цветы», - писал Константин Бальмонт, а Савинов отображал эти звуки, песни солнца. «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» (1909 - 1911) – здесь нет реализма, это - декоративное панно, повествующее о прямо-таки языческой дольче-вита. Савинов с интересом погружается в местную жизнь. «Мальчик - итальянец» (1911) – это простота и грация, ветка апельсинового дерева в руке, нарядный костюм. Торговцы, дети, сеньориты. Слишком яркое небо, под которым даже нищета видится живописной.

Здесь художник встретил свою любовь – не знойную итальянку, а соотечественницу Лию Цитовскую. Иконописные глаза, мягкий овал лица, ладная фигура. Приехала из Глухова, чтобы учиться на врача в Неаполитанском университете. Отныне все восторги перед белль-фам сосредоточились на ней – единственной и неповторимой. Жена мастера – это и почётно, и тяжело, и волнующе. Возвышенная муза и - обслуга. Савинову повезло – ему досталась мудрая «половинка». В экспозиции представлен целый ряд изображений Цитовской – она то богиня на фоне природы, цветов, плодов, то – почти Мадонна кватроченто, то – хозяйка, одетая по-домашнему, словно в перерывах между хлопотами.

По возвращении Савинов начинает педагогическую деятельность, он продвигается по карьерной лестнице, его высоко ценят, но и – бранят. Остроумный и хлёский Александр Бенуа высказался в привычном для него духе: «Совсем отдельно стоят два художника - типичных академика новой формации - блестящие виртуозы, умелые на пять с крестом техники, но художники слишком лёгкие и поверхностные: Савинов и Бродский». (Напомню, что Исаак Бродский в 1920-х годах будет писать Владимира Ленина, тем самым задав стандарты Ленинианы, что говорит о недальновидности Бенуа).

Александр Савинов тоже не был мотыльком. Его серьёзность подтверждается росписями храма Спасителя в Натальевке – харьковском имении того самого Харитоненко, углядевшего особый, духовный дар «легкомысленного академика». На выставке – эскизы тех росписей. Вот – панахранта, Богоматерь, сидящая на троне с младенцем Иисусом на коленях. Объединилось всё – и русская душа, и ренессансные лики, и поиски новых форм в рамках Модерна. Не забывает Савинов и о пейзажах – наши малороссийские виды хороши. Пейзаж «Натальевка» (1913) – это чудеса зелёной краски, точнее всех оттенков зелёного – от весёленького до умиротворённого.

Харитоненко умер в 1914 году, и его вдова заказала Савинову портрет мужа – посмертный, по фотографиям. Художник отступает от своих стилистических фантазий, и этот портрет диссонирует со всем остальным творчеством: чёткая, скрупулёзная прорисовка деталей и каждого предмета не свойственны его обыкновению. «Кабинет Павла Ивановича был средоточием самых разнообразных предметов: тут были и бронза, и майолика, и изделия из яшмы, и оружие, и картины, но, так как все эти вещи фильтровались, и не только хозяином, но и компетентными его советниками, ни одна вещь сомнительного качества не проникала в этот кабинет», - перечисляла Татьяна-Аксакова-Сиверс, бытописательница дворянской и купеческой Москвы. На картине всё именно так, но даже на фоне вещей не теряется их значительный хозяин.

Войны и революции застали Савинова в голодном и холодном Петрограде. Но то была эпоха, выраженная строками из «Интернационала»: «До основанья, а затем… Мы наш, мы новый мир построим». Александр Савинов на распутье: позади свершения, впереди – неведомые дороги. Но рассусоливать некогда. Он включается в реорганизацию Академии, становится профессором Петроградских свободных художественных мастерских (аналоге московского Вхутемаса). Его стиль претерпевает небольшие изменения и становится жёстче – достаточно взглянуть на портреты Надежды Неслуховской (1924) и скульптора Василия Симонова (1924), чтобы это понять.

Савинов не угодлив и не подмазывается к большевикам, но при всём том не пытается уйти в свою нишу. Он – общественник. Вступил в Ленинградский Союз Художников в 1932 году, то есть сразу после его возникновения, писал статьи, произносил речи на собраниях. Жил!

В предвоенные годы было так много солнца, что даже Ленинград казался южным городом – летом все фланировали в белом, и лишь пионерские галстуки пламенели праздничными огоньками. Страшны безоблачные картины Питера 1938 – 1940-х годов! С большой вероятностью, эти люди умрут или же будут хоронить отцов и детей, а то и соседей по коммуналке. «Детская площадка», «Парк культуры», «Горнист», созданные в конце 1930-х – начале 1940-х – это концентрированное счастье. В преддверии ужаса.

Александр Савинов, оставшийся в блокадном городе, продолжал трудиться. Но силы уже не те – на излёте кромешной зимы 1942 года он скончался. Но мрак его не поглотил – солнце картин невозможно скрыть. Какая долгая жизнь уместилась в этих шестидесяти годах - свет, любовь, отцовство, путешествия, слава, работа. Почему же Савинов «потерялся» и долгие годы значился где-то в третьестепенном ряду, кажется, неясно даже крупным искусствоведам. Ирония судьбы? Впрочем, как было сказано выше – лучше, когда слава и регалии прижизненные, а потомки когда-нибудь раскопают!

двойной клик - редактировать галерею

23 ноября 2022
Cообщество
«Салон»
1
Cообщество
«Салон»
3
Cообщество
«Салон»
1
Комментарии Написать свой комментарий
2 ноября 2022 в 10:50

"...нам только кажется, что мы деловито отсеиваем шлак и оставляем лучшее. На всё – мода, в том числе на живопись, музыку, слово. Шедевр – понятие, мало связанное с гармонией..." Всё верно, подтверждаю я - человек интересующийся искусством и ничего не понимающий в нём. Всё - как в сказке "Голый король" - верят в красоту люди нечестные и легко внушаемые. На самом деле вкусов почти столько, сколько людей. Вы восхищаетесь своей женой и своими милыми детишками - уверяю вас, что большинство не разделяют ваших чувств, в лучшем случае они индифферентны. Кто мог вообразить, что можно восхищаться "Чёрным квадратом" Малевича и воспевать даже кракелюры на нём? Почему одни ругают Илью Глазунова за одинаковость глаз его персонажей, а другие восхищаются, когда глаза расположены в противоположном, от положенного, месте? Одним нужна идея, другим - краски, третьим - рисунок. Некоторым всё это по барабану, им хочется оскорбить, нахамить, надругаться над чувствами.
Бывают люди, красоту которых отмечают многие, но это не значит, что все их любят. Смею предположить, что так относятся и к шедеврам.

3 ноября 2022 в 23:30

Забудь о мраке и твори.
Как поступил когда-то Бог.
Рисуй, играй иль говори:
"Да будет Свет!"
И мир - твой блог.
)))

4 ноября 2022 в 14:35

Пахоша,ты зачем усы сбрил,дурик...у мрака?)

4 ноября 2022 в 20:13

Ты как всегда всё перепутал, Невещий. Это не я, а парикмахер сбрил, и не только усы, но и бороду, и не у мрака, а у Маркса. Помнишь , там, в Алжире, незадолго до смерти великого философа?

4 ноября 2022 в 21:16

Даже если допустить,что кто то сбрил бороду у Маркса,то будь Маркс трижды мертв,пусть миллион умных людей поняли,что есть Маркс - борода его в вас,пахоши,будет жить до тех пор,пока вы на вкус не попробуете истинный марксизм.
Уже не долго осталось ждать....

4 ноября 2022 в 22:00

Недолго ждать? Ты чё, помирать собрался что ль, Олег? Та не спеши. Есть же и в жизни приколы. Если разум включать, а не заключать в клетку надуманных абстракций.)

4 ноября 2022 в 14:34

"Забудь о мраке и твори!"....

О мраке не знают тоько животные. Их покормили,приласкали,наказали,выдрессировали,они сдохли. Животные не знают,что такое смерть,они не умирают. Ни временно ни навечно. Животные подыхают. Кто не хочет сдохнуть и помнит,что ему придется умереть?
Только тот,кто мечтает правильно,о чем сказал псковский митрополит Тихон Проханову. Но увы...

4 ноября 2022 в 23:29

Кирилл Пахомов
Сегодня в 22:00
"Недолго ждать? Ты чё, помирать собрался что ль, Олег? Та не спеши. Есть же и в жизни приколы. Если разум включать, а не заключать в клетку надуманных абстракций.)"...

Ты хочешь мне сказать,пахоша,что ты приколы от абстракций отличать научился? ). Ты включил разум,и увидел,что есть абстракции надуманные где то? А есть не надуманные?
Вы перестали,или никогда не понимали,что слова имеют смысл,значение. Поэтому всякие камеди клабы и интеллектуальные клубы имеют такую популярность)

5 ноября 2022 в 09:41

"Отличать приколы от абстракций" ? Круто! Смысл имеют понятия, Олег, а слова могут и не иметь смысла. Учись, учись, вьюнош! И тогда когда-то ты наверняка узнаешь и несущественность, условность отличия сенсибельного от интеллигибельного. Но конечно уже не в этой жизни, факт!))

5 ноября 2022 в 23:58

Кирилл Пахомов
Сегодня в 09:41
" Смысл имеют понятия, Олег, а слова могут и не иметь смысла."...

Вот! Что и требовалось доказать).
Вы сами подтверждаете,что перестали быть словесными существами.
Туда вам и дорога! Вейгным путем идете,товагьищи!
А мы ...постараемся хоть что то сохранить в мире двуногих ,пока еще,существ.
Время наисходе. Тем оно сегодня и ценнее.
Кушайте,какайте,"думайте" дальше))).

6 ноября 2022 в 20:20

Давай-давай, таракан-тараканище, дерзай. Да мы ж тебе и поможем , в случае чего. Мы ж сочувствуем любым живым существам. И тебя вытащим из твоего безумия.Вот же чудо! Да просто радостно и грустно одновременно! А радость с грустью, в пропорции 90% на 10% - так это ж и есть почти что счастье. Или ты, Олега, хочешь свою грусть-тоску этих ваших десяти процентов навязать всему нашему великому народу? Так зря. Народ наш, русский, советский - да смеётся над вашими потугами, даже если их и Кремль поддерживает.Так Кремль-то ещё не освободился полностью от олигархических, как бы князьевых воззрений на общество.Так куда он денется против правды, Олег? Или он, дружище, к народу окончательно повернётся, или и ему и его народу- крест. Не люблю крест, Невещий. Люблю звёзды.)))

6 ноября 2022 в 21:43

Кирилл Пахомов
Сегодня в 20:20

."Не люблю крест, Невещий. Люблю звёзды.)))"

Вот удивил!
Тут есть ещё какой-то серпо-молотовый,твой брат).
Пока вы,дебилы,не поймете,что если крест не любите,то и звезды для вас,попутчиков,кака - до тех пор и не вспомните,что вас мама родила.
Я подожду))).

22 ноября 2022 в 18:24

Много знакомых картин и много в написанном было мне неизвестно
Спасибо- приятно в это жуткое время окунуться в мир изобразительного искусства,
если не весь мир - то наши нервы на время какое то красота точно спасает)))

1.0x