В связи с резонансным ДТП, где своеобычно прославился любимый актёр всей элитно-болотной оппозиции — Михаил Ефремов, постоянно звучит рискованный, хотя и с виду — безобидный рефрен: «Великий артист сбил простого курьера, возившего еду». Это может произноситься безо всякого глубинного значения — только факты: есть - знаменитость, а есть — курьер. Разные весовые категории.
Или с надрывным сожалением: «Гениальный лицедей угробил не лишь развозчика морепродуктов, но и себя!» Бедняжечка! Довольно часто персонажи, говорящие об этой трагедии «не опускаются» до упоминания потерпевшего — Сергея Захарова — к чему это имя?! Он что, продюсер или ресторатор; или хотя бы влиятельный блогер, пишущий о жизни фотомоделей с футболистами? Так, что-что ехало-катилось, а представитель обласканной богемы, да на крутейшем Jeep Grand Cherokee... совершил чудовищную ошибку!
В эпоху Интернета ведомо всё, поэтому не составляет большого труда найти высказывания телеведущих, сериальных звёзд и вечно гадящих оппозиционеров-при-деньгах. Бесконечно транслируемая дефиниция: «простой» в отношении Захарова. Об аварии сказано уже много — в том числе юристами, а потому я обращусь к филологическим вывертам последних десяти лет, когда это прилагательное «простой» стало непозволительно часто мелькать в средствах массовой информации.
В том же Советском Союзе, когда по мнению либералов царил культ «простого человека - слесарей да лесорубов» - это слово пользовали крайне редко. Никаких «простых» не наблюдалось — были граждане, чья общественно-культурная значимость не являлась причиной для снисхождения или — сожаления. Превалировала иная крайность, сформулированная товарищем Сталиным: «У нас незаменимых нет!» При том всех награждали и карали — едино. Народный любимец мог загреметь на нары или вылететь из эфира. Не приходило в голову заступаться, «отмазывать» на том основании, что певица NN – золотой голос Москвы и Ленинграда.
Вместе с тем! Позволю себе привести знаковый диалог из «Понедельника...» братьев Стругацких. «Но вы-то, товарищ Ойра-Ойра, и вы, Федор Симеонович, вы же простые русские люди! - Прекратите демагогию! - взорвался, наконец, и Федор Симеонович. - Как вам не совестно нести такую чушь? К-какой я вам простой человек? И что это за словечко такое - простой? Это дубли у нас простые!» Напомню, что дубли в НИИЧАВО не являлись людьми, как таковыми, тогда как хомо-сапиенс не может быть простым априори. Но шли годы... Визгляво-блестючая группа «Комбинация» в 1992 году пропела о «милом бухгалтере», который «такой простой», но в 1990-х бухгалтерский учёт сделался дорогостоящим удовольствием, а потому песенка быстро перетекла в разряд смешноватого ретро.
К 2010-м годам в российском социуме появилось спонтанное деление на «право имеющих» и «тварей дрожащих», а сомелье-кутюрье при дипломах американских заведений со своими товарищами по смузи-бару и общих корнях по месту рождения «у Грауэрмана» принялись выстраивать квази-сословное общество. Я бы их назвала — полусвет. О, да. Игра слов. Не вполне бомонд. Дальше вспоминайте сами, что такое демимонд в лексиконе XIX столетия. Этот самый полусвет стал активно и где-то истерически отделять себя от «быдла», в том числе и процентами (навязшие в зубах 14 и 86). Сформировались словесные конструкции: «люди с хорошими лицами», «качественные гены», а их антиподом означили, например, «саранчу, пришедшую из Бирюлёво».
Отсюда и пошло сие: «простые курьеры», такие же продавцы, кассиры, менеджеры, сантехники, инженеры теплосетей, компьютерные мастера, учителя. И вот — столкновение. Маститый деятель культуры врезался со всей дури в какой-то (!) фургончик фирмы «Деликатеска». Михаил Олегович — создание ранимое и творческое, а потому органы правопорядка должны учесть его всегдашнее состояние! (Кстати, для забывчивых — вот образец его изысканной деятельности. А вот — интервью, данное когда-то в Нью-Йорке (размазывание словес на тему «Крым не наш»).
Неудобная деталь: на любимом «господами-не быдлом» Западе популярность лица возлагает на него дополнительный груз ответственности. Что прощается кассирше, никогда не простят голливудской диве. Заклюют. Затопчут. Проклянут. Те, кого называют «селебрити» тщательно следят за своими речами на публике — и даже в электронной переписке, ибо хакеры не дремлют. В современной РФ — точнёхонько до наоборот. Чем известнее физиономия, тем снисходительнее, почтительнее «надо» к ней относиться. Уже раздаются сетования, что мстительная масса, пытающаяся выпустить пар, накинулась на Ефремова и устроила травлю в Интернете. Дорогие элитарии и псевдо-гуманитарии! В обожаемой вами Франции-Германии травля была бы куда как сильнее. И даже не стоял бы вопрос о том, где должен сидеть «гениальный Михаил».
Но вернёмся к простому курьеру, Сергею Захарову, имевшему диплом одного из лучших вузов страны — Рязанского радиотехнического университета. Я не буду отвечать на риторический вопросец: а с какой радости инженеры такого сорта возят морепродукты и откуда пошла мода забивать гвозди микроскопами? Оно и так всем ясно.
Замолвлю о курьерах, которые в условиях пандемии оказались настоящими героями, ежечасно подвергавшимися опасности. Они доставляли нам еду, пока мы торчали в самоизоляции. Они терпели наше дурное настроение и приступы злобы. Они были связующим звеном между нами и цивилизацией. В это самое время голодные-холодные (как выяснилось!) развлекатели стенали, что государство-бяка ничем их не поддерживает. Ну, и кто здесь «простой», то есть примитивный, банальный, заурядный? Впрочем, нет у Бога простых — все уникальные.