Увы, любые плюсы системы частенько оборачиваются минусом. В Советском Союзе на коллективы была возложена обязанность перевоспитывать плохих работников, пьяниц, хулиганов. Уволить человека, даже, если он гонит бракованные детали и регулярно прикладывается к бутылке, бывало крайне сложно. Целая процедура! И ещё не факт, что получится. Тому причина – конституционное право на труд, которое одновременно было и обязанностью. Вытолкнуть в пустоту – немыслимо.
Отсюда эти вечные собрания, где бракодела клеймили позором, прорабатывали, «ставили на вид», выносили 1001-е предупреждение. А воз – и ныне там. «Проработанный» гражданин в 99 случаях из 100 возвращался к своему образу жизни. Часто такие переходили с места на место, и только это спасало цех от очередного инфантила, пьяницы и лодыря. В сатирической кинокомедии режиссёра Валерия Пономарёва «Амнистия» (1980) эта забота о заблудшем доведена до абсурда.
По сути, авторы высмеивают эту обязанность перевоспитывать. Итак, хулиган и дебошир с милой фамилией Соловейчик (Георгий Бурков) попадает в милицию и ему грозит, хоть и небольшое, но всё же заключение по статье «Хулиганство». Но в СССР была традиция взятия на поруки, если деяние было не тяжёлым. На фабрике игрушек, где числится тот Соловейчик, скоро юбилей, да и вообще комиссия за комиссией. В таких обстоятельствах и вдруг – судимый работник?! Немыслимо.
Тогда руководство решает дать Соловейчику хорошую характеристику и вызволить его «на поруки», проведя всего лишь товарищеский суд (в СССР бытовала и такая традиция). Итак, все в сборе и начинается шоу. Героя дня всячески «отмывают», представляя его действия, как ошибку и случайность. Правда, предупреждают в миллионный раз, что алкоголь – зло и развешивают везде плакатики с лозунгами по теме.
В принципе, сопротивляется всему этому художница предприятия, так сказать, творческий работник. Остальные же или же «за», так как нельзя выносить сор из избы накануне юбилея, или пассивны, так как живут своей жизнью, и им по большому счёту, наплевать. Помните собрание в комедии «Афоня» (1975)? Вот примерно то же самое. Да, что случилось дальше? Милый Соловейчик сел на шею родному коллективу, считая себя – пупом Земли, которому всё можно.
При том, что это – комедия, фильм довольно жуткий. Страшно смотреть, как отвратительный человек подминает под себя всех, включая руководство, которое (та-даммм!) решает дать ему путёвку в Сочи. Летом. Чтобы он не маячил в момент приезда очередной высокой комиссии. А ещё Соловейчик повадился писать на всех доносы. Всё оканчивается тем, что директор (Иван Рыжов) оказывается в больнице с инфарктом, а глава профсоюза (Ролан Быков) – в сумасшедшем доме (правда, его там держать не стали).
Финал? На Соловейчика всё же находят управу, а проворачивает эту «сложнейшую» операцию та самая художница. В общем, фильм – показательный. Он о том, что в СССР хорошо жилось не только честным труженикам, но и всякой плесени, которую было положено перевоспитывать, «входить в положение», холить да лелеять. И да, Бурков прекрасен в роли пoдoнка.