Управлять курсом рубля можно влиянием на спрос на валюту через импорт, таможенные пошлины и налоги, причем влиянием системным, а не со среднесрочной спиралью девальвация – инфляция – девальвация.
Среднее фактическое обложение импорта пошлинами и НДС составляет в нашей стране 18,5%, то есть даже меньше нормативной ставки НДС 20%. Утилизационные сборы и ставки таможенных пошлин требуют ревизии.
Трамп рассуждает о десятках процентов роста таможенных пошлин, даже на товары из Западной Европы, Канады и Мексики, что уже укрепляет доллар.
Ликвидация злоупотреблений «бумажным» НДС даст 1 трлн руб., рост обложения богатых – ещё 0,5 трлн руб. Казалось бы, немного на фоне импорта примерно на 30 трлн руб., но вполне сопоставимо с таковым только в евро и долларах (оценочно 3 трлн руб.).
В данной статье предлагается для укрепления рубля провести ревизию сочетания возврата НДС по экспорту сырья и импорту оборудования, допускающего превышение возврата НДС над его уплатой в отдельных добывающих отраслях.
Также предлагается усилить обложение потребления богатых через отмену Упрощенной системы налогов (УСН) и нулевого НДС для дорогих ресторанов, ночных клубов, салонов красоты именно для богатых, а также усилить обложение выездного туризма.
Импорт остается большим, несмотря на санкции и девальвацию
109 рублей за доллар стало сюрпризом для очень многих. Чаще всего причинами ослабления рубля называют всплеск западных санкций, рост денежной массы и вкладов населения, необходимость стимулирования экспортеров, резко упавшие объемы расчетов и торговое сальдо в долларах и евро при сохранении части спроса на эти валюты. Не отрицая важности этих очевидных факторов, к ним следует добавить остающийся большим импорт товаров, который следует разобрать подробнее, а также рассмотреть ситуацию в контексте вступающих в силу изменений в основных налогах.
На сайте Банка России доступна статистика по основным агрегатам платежного баланса за III квартал и октябрь этого года. Сальдо торгового баланса за минувший октябрь составило эквивалент 11,8 млрд долл., а за октябрь прошлого года – 10,9 млрд долл. Счет текущих операций (торговый баланс, баланс услуг, баланс доходов по капитальным операциям) составил 6,5 млрд и 5,4 млрд долл. соответственно (вторая и третья из этих трёх компонент у нас отрицательные).
Импорт товаров в III квартале этого года составил эквивалент 76 млрд долл., в таком же квартале 2023 года – 75,7 млрд долл., 2022 года – 68,8 млрд долл., 2021 – 77,6 млрд долл., то есть практически не меняется, несмотря на санкции и СВО. Экспорт же наших товаров остается заниженным из-за санкций, а именно 108 млрд, 109 млрд, 141,7 млрд, 132,1 млрд долл. за третьи кварталы соответствующих последних четырех лет.
Сальдо торгового баланса всё же остается положительным, а его сокращение было компенсировано снижением оттока капитала.
Полки наших магазинов подтверждают неизменность импорта, в том числе наличие у нас многих западных брендов, несмотря на заявления об их уходе и точечные контрсанкции. Многое зарубежное и в том числе западное оборудование продолжает к нам поступать, хотя и по более сложным и дорогим логистическим и платежным схемам. Впрочем, если взять официальную китайскую, европейскую и американскую инфляцию за 2021-2023 годы на уровне 12-15-19%, то физические объемы импорта со всех направлений суммарно просели на эту величину, а в денежном выражении остались на прежнем уровне.
Хотя рост импорта китайских товаров очевиден, особенно автомобилей, импорт из недружественных стран остается значимым, а оплачивается в евро и долларах. Российская внешнеторговая статистика публикуется с запозданием и в укрупненных показателях, что разумно в условиях санкций. Однако есть оперативная статистика Китая и Евросоюза, которые являются нашими ключевыми торговыми партнерами.
Так, за первые 9 месяцев этого года импорт из Китая составил эквивалент 94,1 млрд долл., увеличившись за год на 4,7%, а по сравнению с 2021 годом почти в 1,9 раза (50,5 млрд долл. за 9 месяцев 2021 года), а наш экспорт в Китай – 108,1 млрд долл., с ростом за год на 1,1% и за три года в 2,1 раза (47 млрд долл. за 9 месяцев 2021 года).
За те же 9 месяцев прямой импорт из Евросоюза составил 24,3 млрд евро (65,5 млрд евро в 2021 году), а прямой экспорт в Евросоюз – 26,5 млрд евро. (109,7 млрд евро в 2021 году). Показатели импорта из Евросоюза текущего года можно смело увеличивать минимум в 1,5 раза с учетом резкого роста импорта в постсоветские республики для обхода санкционных и логистических трудностей. С 2021 года Китай по статистике заместил лишь эквивалент 43,6 млрд долл. из упавшего на 85 млрд евро импорта из Евросоюза при неизменности общей стоимости импорта, что также подтверждает версию о части импорта из Евросоюза через соседние страны.
Суммарный импорт России из всех стран составил эквивалент 212 млрд долл. за 9 месяцев этого года, из которых 51% пришелся на Китай и 19% – на Евросоюз (по курсу 1,1 доллара за евро и с коэффициентом 1,5 с учетом постсоветских республик). Импорт в принципе остается высоким, с Китаем на 95% он идет в национальных валютах, но с Евросоюзом – в евро и с санкционными трудностями. По данным Банка России, за III квартал 2024 года доля долларов и евро во внешней торговле со странами Азии составила 12%, а со странами Европы (включая Беларусь) – 43%.
Большой импорт из-за манипуляций с НДС и малыми пошлинами
Импорт остается большим, несмотря на санкции и импортозамещение, отнюдь не только из-за предпочтений нашего потребителя (примерно треть импорта – потребительские товары) или производителя (половина импорта приходится на оборудование и примерно 15% – на сырье и компоненты). Важным фактором большой вовлеченности и зависимости нашей страны от внешней торговли является проблематика ухода от налогов и вывода капиталов.
«Завтра» об этом писала в прежние периоды нестабильности рубля. В октябре 2023 года была заметка «НДС: пересечение валютного контроля, доходов бюджета, крепкого рубля и опыт Китая», с более конкретным подзаголовком «разобраться с нулевым НДС по финансовым операциям, возвратом НДС по капиталовложениям в импортное оборудование». Та статья содержала обширную статистику и нормативные материалы, она по-прежнему актуальна
Полезно представить небольшой отрывок из той статьи: «Реальная ставка НДС в России с учётом всех льгот 4,3% [номинальная – 20%], что официально указано в документах к бюджету-2024. В Китае ставки НДС 6%, 9% и 13%, при почти полном отсутствии нулевого НДС и очень ограниченном возмещении по экспорту и капвложениям. Некоторые крупные [российские] экспортеры даже официально показывают отрицательный НДС, сочетая возврат этого налога по экспорту и капиталовложениям. Наличие нулевых ставок НДС по широчайшему перечню операций и бизнесов почти наверняка позволяет структурировать цепочку транзакций от выручки до вывода денег за рубеж без НДС».
Российские власти значимо для внешней торговли и курса рубля изменили ряд налогов: введены наказание за «бумажный НДС» и усиленная прогрессия НДФЛ (ниже будет пояснена суть нововведений). При удачной реализации указанных налоговых новаций потребность в следующей девальвации рубля уменьшится (рубль уже традиционно девальвируют на десятки процентов раза два за десятилетие, примерно на набежавшую дополнительную инфляцию из-за предыдущей девальвации).
Закон о введении уголовной ответственности за фальсификацию документов по товарам для возмещения НДС подписан Президентов РФ В.В. Путиным 23 ноября этого года. Федеральная налоговая служба указывала на масштабы злоупотреблений с НДС порядка 1 трлн руб. в 2021 году. Суть новации заключается в уголовной ответственности организаторов, использовавших подставных и номинальных лиц и фальсифицировавших регистрационные документы.
Казалось бы, закон касается только внутреннего НДС и прямо не относится к экспорту и импорту с нулевыми ставками и возмещением НДС. Однако внешняя торговля существенно переплетена в нашей стране с внутренней, многие виды оборудования и потребительских товаров у нас импортные. Самые изощренные схемы с НДС действуют именно на стыке ответственности Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы.
Теперь вопрос: как быстро налоговые, правоохранительные и судебные органы начнут применять принятый закон? С учетом официальной накопленной инфляции с 2021 года, а также более изощренных схем ухода от налогов после российских контрсанкций против офшоров из недружественных стран, масштаб потенциально выявляемых злоупотреблений может оказаться больше указанного выше триллиона рублей 2021 года.
Теперь – об НДФЛ. Девальвация рубля и следующая за ней инфляция – это косвенный налог на бедных, когда инфляция наиболее высока именно в потребительской корзине бедных, а индексация их доходов запаздывает. В противовес этому с 2025 года усиливается налог на богатых – прогрессия НДФЛ. В пояснениях к бюджету на 2025 год сказано о примерно 0,5 трлн руб. дополнительных доходов федерального бюджета от усиления этой прогрессии. Дополнительные доходы, в том числе, пойдут на социальные расходы, частично компенсируя малоимущим девальвацию и инфляцию.
Богатые в нашей стране не только аккумулируют большие доходы (по данным Росстата на 10% самых богатых пришлось 22% всех доходов в 2022 году, на следующие 10% – ещё 12%), но и чаще покупают дорогие импортные товары. Поэтому прогрессивный НДФЛ можно соотносить не только с социальной политикой, но и с влиянием государства на импорт товаров и курс рубля.
Поступления таможенных пошлин и НДС на импорт по линии Федеральной таможенной службы скакнули в 2023 году и замедлились в 2024 году. ФТС в своем отчете за 2023 год указывала о перечислении в федеральный бюджет 6,6 трлн руб., из которых 75% пришлось на обложение импорта, с ростом на 48% (хотя и с падением обложения экспорта). Задание ФТС на 2024 год сформировано в размере 7,4 трлн руб., с ростом на 12% относительно прошлого года, уровня где-то между инфляцией и девальвацией.
Основными новациями прошлого года стали экспортные пошлины на ряд сырьевых товаров, но с попытками лоббистов их отменить в этом году, а также существенный рост пошлин на вино из недружественных стран и утилизационного сбора на автомобили. Обсуждался также утилизационный сбор на бытовую технику, существенное сокращение стоимости беспошлинного ввоза товаров физическими лицами и через маркет-плейсы. Были проиндексированы на инфляцию многие традиционные пошлины.
Потенциал усиления налогов на потребления богатых для снижения импорта
Триллион от борьбы с «бумажным» НДС и полтриллиона от роста налогов на доходы богатых – это значимо или нет для импорта и курса рубля? На фоне всего годового импорта масштаба 30 трлн руб. – это лишь одна двадцатая, кажущаяся несущественной для курса рубля. Однако с учетом того, что целью злоупотреблений является в основном вывод денег в недружественные доллары и евро, и что богатые во многом потребляют европейские товары, полтора триллиона лучше сравнивать с торговым сальдо только в недружественных валютах. Такое сальдо оценочно составляет около пятой части всего торгового сальдо или примерно 25 млрд евро (2,8 трлн руб.), и тогда начинающие действовать налоговые новации уже эквивалентны примерно половине этого сальдо.
Проблематика злоупотреблений с НДС и потребления богатых отнюдь не заканчивается принятыми налоговыми новациями. Скорее, речь о постепенном «закручивании гаек» или «начале длинного пути». Фактическое значение собираемого Федеральной таможенной службой НДС составляет 4,5% вместо нормативных 20%. Из фактических поступлений в федеральный бюджет по импорту, фактическая средняя ставка импортного НДС составляет 17%, а таможенных пошлин – 1,5%. Это указывает на большой потенциал реформ в этой области, в том числе для укрепления рубля. Кстати, Трамп обещал своим избирателям десятки процентов новых таможенных пошлин, даже на товары союзников (Западная Европа, Канада, Мексика), а не только Китая как геополитического конкурента, и это уже укрепляет доллар.
Налоговая система в нашей стране по конструкции основных налогов куда стабильнее рубля, а вводимые изменения налогов стараются продумывать и делать точечно, что означает и их стабильное долгосрочное воздействие на импорт. Тогда как девальвация имеет ограниченно-среднесрочное воздействие на внешнюю торговлю, поскольку за ней следует всплеск инфляции, за несколько лет нивелирующей эффект девальвации. Так что фундаментально точечное изменение налогов на импорт и потребление лучше периодических девальваций.
Богатые много денег тратят в дорогих ресторанах, ночных клубах, салонах красоты, бутиках с изрядной долей импортных товаров. В таких заведениях много так называемого параллельного импорта, точнее, импорта малыми партиями через физических лиц и постсоветские республики, проще говоря – с более высокой вероятностью злоупотреблений. Более того, такие заведения часто концентрируются в дорогих столичных районах и работают на Упрощенной системе налогов. Газета «Завтра» в мае 2023 года предлагала сверхналог на такие дорогие заведения или хотя бы выравнивание их налоговой нагрузки с налогами на отечественное машиностроение путем ограничения применения УСН и нулевого НДС в этих самых ресторанах и клубах.
Германия и Британия в следующем году вводят дополнительные сборы с авиапассажиров: небольшие с внутренних перелетов и внушительные – с международных, почти синхронно, несмотря на соревнование за второй-третий финансовый центр мира. Британия увеличивает таможенные пошлины на автомобили.
Российские граждане потратили за рубежом в 2023 году около 34 млрд долл., о чем свидетельствует статистика платежного баланса. Подавляющая часть этих денег тратится именно в долларах и евро, что теперь превышает сильно сократившееся торговое сальдо в этих валютах. В нашей стране со следующего года вводится туристический налог в отдельных регионах, но почему-то даже не рассматривается налог или пошлина на выездной туризм. Таможенные пошлины можно брать с импорта товаров, но почему-то нельзя рассматривать пошлины с импорта услуг (туризм в другие страны – именно импорт услуг). «Завтра» писала об этом в августе в заметке «Поездки за рубеж – роскошь? Брать с них пошлину на развитие внутреннего туризма».
Это только несколько предложений нашей газеты, а при широкой дискуссии точечных решений можно найти больше.
Ещё раз следует напомнить про обсуждение утилизационного сбора на бытовую технику, которая у нас в основном импортная. Этот сбор можно продумать так, чтобы он меньше касался дешевых сегментов для бедных семей и в основном затрагивал дорогие бренды для богатых. Можно подумать об утилизационном сборе на некоторые виды оборудования. Стратегически важным отраслям для форсирования импортозамещения можно увеличить субсидии, но импорт прямо или косвенно в пользу потребления богатых нужно облагать более высокими пошлинами и налогами.
Бюджет в заканчивающемся 2024 году исполняется с минимальным дефицитом, как и принятый бюджет на следующий 2025 год, так что в девальвации рубля именно для пополнения бюджета надобности нет. Налоговая реформа после выборов марта этого года в целом завершена и теперь на весь начавшийся политический цикл налоговая система должна быть стабильной. Однако хорошее состояние бюджета и налоговая стабильность никак не отменяют необходимость усиления борьбы с нарушениями в уплате налогов, а также точечного пересмотра таможенных пошлин и обложения потребления богатых. Сделать это сложнее девальвации рубля, но именно точечным усилением налогов и пошлин можно обеспечить более длительную стабильность рубля.
Фото: AP/TASS. Посетитель ГУМа у магазина JEANS'a (ранее Levi's).