Авторский блог Сергей Ануреев 00:20 20 октября 2023

НДС: пересечение валютного контроля, доходов бюджета, крепкого рубля и опыт Китая

разобраться с нулевым НДС по финансовым операциям, возвратом НДС по капиталовложениям в импортное оборудование

Бюджет 2024 года по доходам запланирован в размере 35 трлн руб., больше на 2 трлн руб. относительно хорошего по доходам сентября (умноженного на 12) или на 10 трлн руб. скудного по доходам I полугодия (умноженного на два) текущего года.

Нулевой НДС на финансовые операции обходится бюджету недополучением 5,1 трлн руб., что зафиксировано в официальных документах в обоснование бюджета 2024 года. Суммы возмещения или возврата НДС по капиталовложениям не раскрываются, но сопоставимы по масштабу, исходя из официальных данных по инвестициям.

Реальная ставка НДС в России с учётом всех льгот 4,3%, что официально указано в документах к бюджету-2024. В Китае ставки НДС 6%, 9% и 13%, при почти полном отсутствии нулевого НДС и очень ограниченном возмещении по экспорту и капвложениям.

Нулевой НДС способствует выводу денег за рубеж через прозрачные безналичные расчёты. Некоторые крупные экспортеры даже официально показывают отрицательный НДС, сочетая возврат этого налога по экспорту и капиталовложениям.

Частичный валютный контроль экспортной выручки, введенный Указом Президента РФ В.В. Путина, необходимо дополнить отменой нулевого НДС по финансовым операциям и корректировкой возмещения НДС по капиталовложениям в импортное оборудование.

Наши Министерство финансов и Федеральная налоговая служба подсветили проблемы НДС, теперь дело за политиками и широким консенсусом.

Сопоставимость масштаба изменений бюджета по доходам и льгот по НДС

Доходы бюджета 2023 года оцениваются в 28,7 трлн руб. (в документах к бюджету 2024 года), первоначально планировались в 27,7 трлн руб. (на момент принятия в конце 2022 года). За I полугодие 2023 года, при низких ценах на нефть и до девальвации рубля, доходы составили 12,4 трлн руб., с экстраполяцией на год в 24,8 млрд руб. Доходы сентября 2023 года сложились в размере 2,74 трлн руб., что при умножении на 12 месяцев дает 33 трлн руб.

Основной вклад в существенный рост бюджетных доходов сентября относительно месяцев I полугодия внесли девальвация рубля и рост экспортных цен на российскую нефть. Дополнительные 2 трлн руб. относительно сентября (по году) планируются за счёт индексации ряда акцизов и пошлин (утильсбор автомобилей, алкоголь, табак), роста тарифов ЖКХ и транспорта, совершенствования налогового администрирования.

Министр финансов США Джаннет Йелен заявляла в начале октября 2023 года, что «очень вероятно предпримет шаги по обеспечению лимита в 60 долл. за баррель российской нефти», и вскоре были введены санкции против двух перевозчиков российской нефти. Экспортная цена российской нефти в бюджете 2024 года прогнозируется в 71 долл. за баррель, фактическая цена в сентябре 2023 года составила 83 долл. за баррель, а в феврале была 50 долл. за баррель. Поэтому, как минимум, следует допустить негативный сценарий возврата доходов бюджета следующего года на уровень I полугодия 2023 года и держать в голове план точечной донастройки налогов при таком сценарии.

Самым значимым для федерального бюджета и одновременно самым противоречивым налогом является налог на добавленную стоимость (НДС). Процитируем некоторые важные детали НДС из документа, озаглавленного "Расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета": «Сумма [внутреннего] налога на добавленную стоимость 7,7 трлн руб., 4,3% от ВВП, ВВП 179 трлн руб. Сумма налога [по импорту] на добавленную стоимость 4,8 трлн руб., 17,4% импорта. Облагаемый оборот по импорту 27,5 трлн руб.» (стр.16-17).

4,3% и 17,4% внутреннего и импортного НДС показывают реальную, иногда называемую эффективной, ставку НДС, рассчитываемую от фактических поступлений НДС на базу НДС в виде реализации или импорта. Номинальная ставка в соответствии с законодательством составляет 20% (16,67%, если считать от выручки с НДС), на часть товаров и услуг – 10% или 0%. Оборот по импорту меньше ВВП в 6,5 раз, но приносит НДС всего в 1,6 раза меньше. Если бы при гипотетической идеальной ситуации реальная ставка НДС совпала бы с номинальной, то поступления НДС составили бы не 7,7 трлн руб., а 29,8 трлн руб. (рассчитывается умножением ВВП на ставку 16,67%).

Разложим гипотетический полный НДС и ВВП на компоненты, для чего возьмем «Основные макроэкономические показатели на 2024 год», представленные в пояснительной записке к федеральному бюджету. Инвестиции прогнозируются в 34 трлн руб., объем экспорта в 475 млрд долл., объем импорта в 303 млрд долл. (43 трлн руб. и 27,5 трлн руб. соответственно, по курсу 90 рублей за доллар), прибыль предприятий в 53 трлн руб. и фонд оплаты труда в 42 трлн руб. Для проверки сочетаемости компонентов сложим все, кроме импорта, и получим 172 трлн руб. (что всего на 3% меньше ВВП, возможно, из-за округления и экстраполяции при прогнозировании).

В теории экспорт поощряют нулевым НДС, который сначала платится по производственной цепочке и затем возвращается, чтобы вновь появиться уже в стране-получателе экспортируемых товаров. Россия также облагает НДС импорт, поставщики которого вроде бы получают возврат НДС от своих стран. Экспорт прогнозируется в 43 трлн руб., по ставке 16,67% получится возвращаемый НДС 7,2 трлн руб., уже масштаба всего фактического внутреннего НДС.

Инвестиции также поощряются нулевым НДС, который сначала платится производителем капитальных объектов и оборудования или их импортером, а потом возмещается или возвращается из бюджета при введении в эксплуатацию объектов инвестиций. Считается, что таким образом поощряется создание средств производства по сравнению с потреблением. Инвестиции прогнозируются в 34 трлн руб., и НДС по ним мог бы быть 5,7 трлн руб., где-то между суммами внутреннего и импортного НДС.

Разница между гипотетическим счётным НДС от ВВП, за минусом возмещения НДС по экспорту и капиталовложениям, а также фактического сбора этого налога составит 9,2 трлн руб. и объясняется различными льготными и нулевыми ставками. Масштабы льгот по НДС официально представлены в документе, озаглавленном "Отчёт об оценке налоговых расходов Российской Федерации" (льготы в бюджетной методологии понимаются как бы расходами на поддержку льготируемых операций).

Пониженные или нулевые ставки НДС применяются к медицине, НИОКР, ввозу уникального оборудования, образованию, общественному транспорту, санаторно-курортным и туристическим услугам, услугам социальной поддержки, культуры, кинопродукции, суммарно в 2,9 трлн руб в 2024 году. (стр. 12 указанного Отчёта). Финансовые услуги также освобождаются от НДС, и это будет стоить бюджету 5,1 трлн руб. в 2024 году (стр.66 Отчёта), в 1,8 раза больше, чем все вместе взятые перечисленные более важные в плане социального развития услуги. Также освобождаются от НДС операции с недвижимостью, лотереи и тотализаторы, суммарно еще на 0,6 трлн руб.

двойной клик - редактировать изображение

Реальная ставка НДС 4,3%, нулевой НДС по 4/5 операций и отток капитала

Выпадающий НДС по финансовым услугам особенно резко вырос в 2022 году, "совпав" со скачком оттока капитала. Согласно данным того же Отчёта этот НДС составлял 3,4 трлн руб. в 2021 году, 13,9 трлн руб. в 2022 году, 4,6 трлн руб. в 2023 г. Особенный скачок показал выпадающий НДС по займам: 0,45 трлн руб. – 10,8 трлн руб. – 1,2 трлн руб. в 2021-2022-2023 годах. Банк России оценивал отток капитала в 74 млрд долл. в 2021 году, в рекордные 251 млрд долл. в 2022 году и в 124 млрд долл. в 2023 году (11 трлн руб. по курсу 90 рублей за доллар). Величины скачков выпадающего НДС по займам и оттока капитала не совпадают, но вызывают вопросы.

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своей аналитической записке «Об оттоке капитала» в 2022 году писали о рекордных 243 млрд долл. или 13% ВВП, называя основными причинами торговые кредиты и авансы (66 млрд долл.), погашение ссуд и займов (62 млрд долл.), переводы физических лиц (47 млрд долл.), изъятие прямых иностранных инвестиций (40 млрд долл.).

Выводящие деньги за рубеж ищут безналоговые или низконалоговые последствия для этого, в виде «дыр» (ой, важных льгот) в налоговом законодательстве. За рубеж деньги выводятся в подавляющем большинстве случаев безналичными переводами через банки, и эти операции прозрачны для контролирующих органов. Государство это знает и с этим борется, в частности, расторгнув соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с недружественными странами.

Новые СИДН (как недавно с Омманом) перезаключаются с 10-15% налога на проценты и дивиденды, очень умеренными на фоне других налогов. Если выплачивается зарплата за счёт реализации товаров или услуг внутри страны, то сначала платится НДС с выручки по ставке 20% (точнее, 16,67%), затем выручка распределяется на зарплату и социальные взносы по ставке 30%, с зарплаты еще НДФЛ по ставке 13%. По формуле с перемножением и упрощением до всей выручки на зарплату, для начисления 100 тыс. руб. на карту сотрудника потребуется выручка 179 тыс. руб., и налоговое бремя составит 44%.

Распространенным заблуждением в обоснование нулевого НДС по займам и ценным бумагам является наличие где-то в цепочке сначала выручки с НДС и потом якобы лишь перераспределение этой выручки в займы и ценные бумаги. Наличие нулевых ставок НДС по широчайшему перечню операций и бизнесов почти наверняка позволяет структурировать цепочку транзакций от выручки до вывода денег за рубеж без НДС.

Допустим, экспортер под действием валютного контроля и обязательной продажи валюты за рубли завел всю выручку в Россию. При этом экспортер получит еще и возврат или возмещение НДС, «потраченного» при производстве товара, фактически избегая уплаты этого налога. Экспортер затем передаст часть выручки с возвращенным НДС финансовому посреднику, иной транзитной организации и затем дружественному оффшору в виде займа, покупки ценных бумаг, уплаты процентов или дивидендов.

Сам по себе финансовый бизнес и многочисленный якобы малый бизнес вокруг крупных организаций освобождены от НДС, и потому крупным организациям выгодно часть выручки заводить напрямую на финансовый или малый бизнес. Например, именно поэтому крупные продавцы бытовой техники и автомобилей получают почти нулевую прибыль от основного бизнеса, а обрастают разными продажами в кредит и сервисными гарантиями, финансовыми, сервисными или дистрибутивными дочками как центрами прибыли.

Предположим, у организации нет экспорта, «прилипал» малого бизнеса и есть полноценный НДС с выручки. Тогда можно «поиграть» с импортом оборудования, по которому импортер сначала заплатит НДС на таможне, а затем налоговая вернет НДС при вводе оборудования в эксплуатацию. Можно провести капитальный ремонт здания, например, задорого обшив фасад теплоизоляцией или поставив дорогую импортную сантехнику и плитку. Подрядчики закупят «нужное» за рубежом, даже уплатят НДС по импорту на таможне, но с его возвратом по капиталовложениям у заказчика.

Можно, например, купить за рубежом что-то реально нужное на офшорного посредника, накрутить цену за счёт этого посредника, сделать из России предоплату только реальной стоимости покупки, а накрутку оформить как отсрочку платежа (как один из видов займа). Можно купить какие-либо акции «очень нужной» для международной экспансии зарубежной компании, творчески подойдя к расчету цены этих акций. Можно переводить за рубеж до 1 млн долл. ежемесячно через нужных физических лиц, "по совместительству" индивидуальных предпринимателей рядом с основным бизнесом.

Почему столь модным стал выкуп менеджментом долей и акций в уходящих якобы западных компаниях? Речь не только об изначально западных условных Макдональдсах, но и в еще большей степени о крупных пакетах вроде бы российских гигантов мобильной связи, розничной торговли, нефтянки и банков с изрядной долей офшорных владельцев. Топ-менеджер, купив крупный пакет акций и перепродав его через пять лет, не заплатит никаких налогов – нулевые НДС и НДФЛ, нет социальных взносов (поскольку нет зарплаты) и нет налога на прибыль (поскольку это физлицо). Условный олигарх, продав сейчас крупный пакет акций, которым владел до того более пяти лет, также будет формально чист перед налоговой. Разве что придется постоять в очереди за разрешением правительственной комиссии в случае вывода денег за рубеж.

двойной клик - редактировать изображение

Спорность "стимулирующего" характера нулевого НДС по финансовым услугам

Нулевой НДС по финансовым услугам официально оценивается в 5,1 трлн руб. на 2024 год, сопоставимо с половиной прогнозируемого роста доходов из-за роста экспортной цены российской нефти или девальвации рубля. Эта величина сопоставима с возможным недополучением доходов при усилении американских санкций и возврате экспортной выручки к показателям I полугодия. При донастройке финансового НДС за это заплатили бы преимущественно немногие богатые, тогда как девальвация рубля через скачок потребительских цен больше бьет по кошелькам многих небогатых.

На банковские операции приходится 1,4 трлн руб. выпадающего НДС, операции займов [минуя банки] 1,35 трлн руб., реализацию долей, паев, ценных бумаг 1,2 трлн руб., страхование 0,65 трлн руб.

Если отталкиваться от размера выпадающего НДС (по ставке 20%), то объем финансовых операций получится 25,5 трлн руб. Эта величина сопоставима с объемом прибыли и инвестиций (53 и 34 трлн руб.), и в теории финансовая система содействует перенаправлению прибыли в инвестиции.

Однако в структуре источников инвестиций на кредиты и займы приходится лишь 15%, и представление о важнейшей роли финансовой системы в инвестициях является расхожим заблуждением. Крупнейшие предприятия проводят самые масштабные инвестиции за счёт своих амортизации и прибыли, поскольку привлекать деньги посредством кредитов или ценных бумаг дорого и трудно, особенно на длительный срок.

Для доказательства этого обратимся к сборнику Росстата «Инвестиции в России 2021» с данными за 2020 год, и посмотрим таблицу «Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования» (стр.45). Собственные средства составляют 55,2%, бюджетные средства 19,1%, кредиты банков 10%, заемные средства других организаций 4,8%, средства для долевого строительства 3,3%, инвестиции из-за рубежа 0,3%, средства государственных внебюджетных фондов 0,3%, прочие источники 7,1%.

Банковский сектор покажет прибыль за 2023 год в размере более 3 трлн руб., что сопоставимо с плановым дефицитом федерального бюджета на этот год. Один только Сбер отрапортовал о прибыли 1,1 трлн руб. за 9 месяцев 2023 года. Федеральный бюджет субсидирует банковские операции не только отсутствием НДС, но и размещением в банках через Федеральное казначейство госсредств, субсидированием процентных ставок по приоритетным кредитам, периодическими антикризисными вливаниями.

Федеральная налоговая служба раскрывает на своем сайте («Отчёт о структуре начисления налога на добавленную стоимость») декларантов по ценным бумагам и займам, количество которых составило 3,6 тыс. и 76,4 тыс. организаций соответственно, при общем количестве декларантов НДС 2,1 млн. То есть выпадающим НДС по ценным бумагам и займам пользуется всего 0,2% и 3,6% от числа всех плательщиков НДС, даже не считая многочисленных организаций с операциями официально с нулевым НДС.

Реализация ценных бумаг и операции по займам с нулевым НДС в малой степени содействуют промышленности и росту экономики. Именно такие операции между явно или скрыто аффилированными лицами являются популярным инструментом перераспределения капиталов между разными налоговыми юрисдикциями.

Еще одним заблуждением является представление о важности финансовой системы и банков для обслуживания населения, дескать, нулевой НДС на банки помогает небогатым клиентам банков. Действительно, практически все мы получаем через банки зарплату и бюджетные выплаты, примерно половина россиян имеют вклады и кредиты. Но концентрация объемов операций финансово-банковской системы именно на состоятельных людях и на организациях очевидна.

Обратимся к данным Агентства страхования вкладов «Мониторинг застрахованных вкладов за первое полугодие 2023 года». На вклады от 1 млн руб. пришлось 70% всех средств и 3,4% счетов, в том числе на вклады от 10 млн руб. – 30% всех средств и лишь 0,1% всех счетов. Похожую концентрацию можно найти и по кредитам, например, в публикуемой аналитике бюро кредитных историй, либо в обзорах льготной ипотеки.

С социальных позиций правильнее обложить НДС банковские и финансовые операции и часть дополнительных доходов бюджета направить на рост выплат небогатым. Глупо обсуждать прогрессивный НДФЛ при наличии нулевой ставки НДС на финансовые операции.

двойной клик - редактировать изображение

Противоречивость возмещения НДС по капитальным вложениям

Обратимся к тому же сборнику Росстата, к таблице «Видовая структура инвестиций в основной капитал» (стр.42). Жилые здания в качестве объектов инвестиций составляют 12,4%, здания (кроме жилых) и сооружения, а также расходы на улучшение земель 39,2%, машины, оборудование, транспортные средства 37,4%, объекты интеллектуальной собственности 4,1%, прочие 6,9%. То есть из прогнозных инвестиций 2024 года размером 35 трлн руб. только 13,1 трлн руб. пойдёт на машины, оборудование и транспортные средства. Здания вроде важны и объемны в инвестициях, но в основном строятся офисные и торговые центры или делается загадочный капитальный ремонт имеющихся.

Обратимся к другому сборнику Росстата «Торговля в России 2021», к диаграмме 6.9 «Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации в 2020 году». Однозначно доминировали в составе экспорта минеральные продукты 51,3%, а в составе импорта машины, оборудование и транспортные средства 47,7%. Еще важную роль в экспорте играют металлы и металлические изделия 19,3%, продовольственные товары 8,8%, продукция химической промышленности 7,1%, доля этих товарных групп в импорте составляет 7,2%, 12,8% и 18,3% соответственно.

Возьмем только машины, оборудование и транспортные средства, используя их долю 2020 года (47,7%) и прогноз суммарного импорта 2024 года (27,5 трлн руб.), получим стоимость импорта машин, оборудования и транспортных средств в 13,1 трлн руб. Совершенно случайно статистические величины стоимости машин, оборудования и транспортных средств в инвестициях и импорте совпали? Или это означает, что практически все это у нас импортное? Хотя ниже будут представлены данные по НДС на внушительное отечественное производство машин и оборудования.

Теперь перейдем на сайт Федеральной налоговой службы и посмотрим файл «Начисление и поступление налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности». Возьмем данные за I полугодие 2023 года и колонку «Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ».

Зафиксируем отрасли с очевидным крупным минусом в колонке уплаченного НДС. Государство вернуло НДС по добыче угля на 31,7 млрд руб., по добыче руд цветных металлов 65,9 млрд руб., по производству цветных металлов 118 млрд руб., суммарно и с экстраполяцией на год получается 431 млрд руб. Это отраслевые нетто-данные: часть предприятий отрасли все же платит НДС, другой части государство этот НДС возвращает, без, к сожалению, представления каждой из этих частей в аналитике ФНС.

Заплатили НДС от реализации внутри России производители резиновых и пластмассовых изделий на 47 млрд руб., компьютеров и электронных изделий 122 млрд руб., готовых металлических изделий 125млрд руб., электрического оборудования 58 млрд руб., других машин и оборудования 87 млрд руб., автотранспортных средств 57 млрд руб., прочих транспортных средств 51 млрд руб., прочие производства 87 млрд руб. Суммарно получится 576 млрд руб. за полгода и 1,15 трлн руб. за год НДС от внутрироссийской реализации в этих отраслях.

Теперь сопоставим отрицательный НДС угольщиков и металлургов с положительным НДС обрабатывающей промышленности и производства машин и оборудования. Несколько упрощая рассуждения, получается, что обрабатывающая промышленность платит государству НДС, часть которого затем государство отдает угольщикам и металлургам. Угольщики и металлурги покупают отечественное оборудование, и НДС по этому оборудованию тоже им возвращает государство.

Из годового НДС производителей изделий, машин и оборудования в 1,15 трлн руб. рассчитаем объем их годовой внутрироссийской реализации и получим 5,7 трлн руб. (умножив НДС на 5 в соответствии со ставкой 20%). Это именно внутрироссийская реализация, поскольку именно так называется соответствующая колонка данных налоговой по НДС. Это только добавленная стоимость производителей изделий, машин и оборудования без их затрат на сырье, топливо, транспортировку. В эти 5,7 трлн руб. еще не суммировалась внушительная стоимость труб и ряда других товаров среднего передела, лишь отчасти продаваемых внутри России и больше идущих на экспорт.

Ранее статистически совпали стоимость инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства и их импорта (по 13,1 трлн руб.). Однако есть еще 5,7 трлн руб. внутрироссийской реализации вроде как произведенных в нашей стране изделий, машин, оборудования и транспортных средств. То есть сумма инвестиций в машины и оборудование сильно не сходится с суммой их импорта и внутреннего производства. Лукавят внутрироссийские производители изделий, машин и оборудования, которые со своего лукавства платят НДС, или лукавят инвесторы-импортеры таких машин и оборудования, которые с этого получают НДС от государства?

«Мембрана» или, точнее, китайский НДС без многих российских лазеек

Российская реальная ставка НДС 4,3% означает, что проще было бы установить такую ставку для всех, тем самым закрыв лазейки и упростив налоговое администрирование. По сравнению с Россией, в Китае ставки НДС существенно ниже и одновременно лазеек почти нет. Отчасти из-за этого китайские товары на российском рынке более конкурентны относительно товаров российского производства.

В Китае НДС наследует всеобщему налогу с оборота по низкой ставке, действовавшему с начала 1990-х годов. С 2016 года там поэтапно подняли ставку по ряду операций для крупных организаций в обмен на обложение добавленной стоимости вместо оборота. Итак, в Китае основная ставка НДС 13%, пониженные ставки на ряд товаров и услуг 6% и 9%, сохраняется де факто налог с оборота для малого бизнеса 3% и 5%.

В Китае малым бизнесом с налогом с оборота 3-5% считается бизнес с выручкой до 5 млн юаней в год (65 млн руб. по курсу 13 рублей за юань), а в России на 2024 год порог для упрощенной системы налогообложения (УСН) составит 199 млн руб. Порог личных покупок через интернет за рубежом без налоговых последствий в Китае 5 тыс. юаней на покупку и 26 тыс. юаней в год на человека (65 тыс. руб. и 312 тыс. руб.), а в России 1 тыс. евро (105 тыс. руб.) на покупку без ограничений по количеству покупок и по сумме в год.

НДС по льготной ставке 6% применим в Китае к исследованиям, культуре, телевидению и радио, образованию и медицине, займам, финансовым и страховым услугам, туризму и размещению, информационным технологиям и телекоммуникациям. В России все перечисленные, кроме последних двух, исключаются из обложения НДС, особенно вопиющ нулевой НДС по займам, финансовым и страховым услугам.

В Китае НДС по льготной ставке 9% применим к сельхозпродукции и сельхозтехнике, водопроводной воде, отоплению, газу, углю, книгам, газетам, транспорту, почте, строительным услугам. В России продукты питания облагаются в основном по ставке 10% (почти как в Китае), а вот коммунальные услуги, общественный транспорт и строительство для населения исключены из НДС (а в Китае 9%).

Для возврата НДС по экспорту китайские организации должны зарегистрироваться в специальных региональных ведомствах, ответственных за внешнюю торговлю. Состав документов в подтверждение экспорта включает контракты, счёта-фактуры и товарно-транспортные накладные, похоже на российский валютный контроль начала 2000-х годов. Если в цепочке производства товаров на экспорт был НДС по льготной ставке, то этот льготный НДС возмещен не будет, а экспортер получит возмещение только по своей части добавленной стоимости по базовой ставке.

В Китае отсутствует специальный возврат НДС по капитальным вложениям, когда российская налоговая прямо возвращает деньги, и возникает отрицательный НДС. К капитальным товарам в Китае применяется стандартное правило НДС, когда сумму этого налога по купленным товарам можно вычесть из НДС с выручки за проданные, только не сразу, а в течение двух лет. Если НДС с выручки нет или он возмещен по экспорту, то нет и возврата НДС по капитальным вложениям. Исключение только для импортного оборудования для исследований и разработок с изначально нулевым НДС.

Налоговая при проверке НДС может отталкиваться от средних цен и средней прибыли на аналогичные товары и услуги, выявляя ненормальные отклонения по ценам, прибыли, убыткам, повреждению, потерям. Российская налоговая также применяет подобные пересчёты, но не столь повсеместно, как китайская.

Обсуждали «мембрану», как в Китае – может, еще и НДС как в Китае обсудим?

Кстати, НДС на финансовые услуги ввели в последние годы в Германии и Франции.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Устранить нулевой НДС по финансовым и инвестиционным операциям

Глава Налогового кодекса по налогу на прибыль содержит особую статью по банкам, страховым организациям, и по аналогии следует сделать отдельную статью по НДС по финансовым операциям. Глава Налогового кодекса по налогу на прибыль также содержит статью по ускоренной амортизации по особому перечню оборудования, и подобный перечень можно использовать для возмещения НДС по капиталовложениям.

Финансовый НДС можно считать исходя из особенностей источника денег и уплаты НДС до финансовой операции. Такой порядок предусмотрен по процентам по банковским кредитам, сумма которых не включается в материальные затраты и не уменьшает НДС плательщика процентов. Если НДС добросовестно уплачен с выручки от реализации перед предоставлением или возвратом займов или покупки ценных бумаг, то финансовый НДС на эту сумму не возникает. НДС должен возникать, если источником финансовой операции являются экспортные доходы с возмещенным НДС (фактически нулевым), доходы организаций без статуса плательщика НДС (малые предприятия, отдельные отрасли).

По банкам и страховым организациям НДС можно считать по нетто процентным, комиссионным и валютным доходам без включения в базу НДС движения основных сумм кредитов и депозитов. Операции по займам, кредитам и ценным бумагам вне банков должны подпадать под НДС по аналогии с выручкой от нефинансовых операций, с обменом счетами-фактурами и вниманием налоговых органов к цепочке контрагентов.

В последние годы тематика возмещения НДС по инвестициям точечно дорабатывается. В Налоговом кодексе зафиксировали, что на возврат или возмещение НДС могут претендовать только организации – плательщики НДС. Если организация работает в сфере общественного питания или размещения туристов и освобождена от уплаты НДС с выручки, то она не может претендовать на возмещение НДС по капвложениям. Также появилась норма об уплате НДС с различных импортных финансовых и консалтинговых услуг именно по месту российского импортера. В развитие этого предлагается ужесточить требования к возмещению НДС по импорту оборудования.

Возмещение НДС по капитальным вложениям следует оставить только по реально необходимому импорту того, что не производится в России, с подтверждением специальными перечнями Минпромторга или Правительства. Если импортные компоненты используются во внутреннем производстве оборудования, то возмещать только в пропорции добавленной стоимости внутреннего производства. Если уникальное импортное оборудование приобретается у непубличных компаний с сомнительными адресами или иными признаками фиктивного посредничества, то возмещать НДС только по половине стоимости такого импорта.

Разумеется, введение в России аналога китайского НДС в целом, с его пониженными ставками в обмен на широкое обложение разных товаров и услуг, точнее отмена почти всех нулевых условий российского НДС будут слишком уж радикальными мерами, но их обсуждение и выработка приемлемых решений необходимы.

Автор - доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

Фото: Светлана Денисова/ТАСС

1.0x