пнвтсрчтптсбвс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сегодня 01 августа 2025
Авторский блог Сергей Ануреев 13:28 18 июля 2025

Закон о профессионалитете: колледжи технарей выпускают много, но их не хватает

вопросы по частным колледжам, преподавателям-практикам, прикладным навыкам

Принятый закон о профессионалитете обещает улучшить практическую ориентацию и сократить сроки обучения в колледжах на год, но есть нюансы его будущего исполнения.

Исходя из результатов мониторинга колледжей за 2023 год, есть вопросы к данным по работе выпускников по специальности и по поводу недостаточного количества преподавателей-практиков. К тому же данные мониторинга колледжей запаздывают почти на два года.

В Москве больше половины мест – в частных колледжах и на платных программах, и при этом в основном по наукам об обществе, в то время как в подведомственных мэрии колледжах больше готовят технарей.

На сайтах колледжей представлены краткие описания профессий, информация об образовании и стаже преподавателей, сведения о предприятиях-партнёрах, в фотографиях отражена в основном внеурочная деятельность.

На сайтах нет учебных программ и базовых учебников, мало фотографий оборудования и информации о получении прикладных навыков, отсутствует конкретика в описании экзаменов по специальным предметам.

Точно ли нужны послабления по ОГЭ за 9-й класс: для поступления в технические колледжи – без физики, или в медицинские – без химии и биологии? Будет ли осознанный выбор профессии без таких экзаменов?

Нужен независимый итоговый контроль прикладных навыков у выпускников колледжей. Может, через ДОССААФ? По типу экзаменов на права в ГАИ, испытаний для охранников в Росгвардии, сдачи нормативов ГТО?

Колледжи ежегодно выпускают по 0,5 млн технарей, но их дефицит усиливается. Может быть, дело в том, что вместо псевдоэкономистов и псевдоюристов мы теперь готовим псевдотехнарей?

Принят закон о профессионалитете, существенно меняющий колледжи. Ключевые изменения процитируем по телеграм-каналу заместителя председателя Государственной думы Виктории Абрамченко. Направление на массовую подготовку специалистов среднего звена и рабочих по востребованным специальностям в ключевых отраслях. До 60% времени студенты проводят на современном производстве, базовые дисциплины – в сокращённом объёме, профессиональные модули – по согласованию с работодателями, с первого курса – производственная практика. Сокращение сроков обучения после 9 класса по рабочим специальностям до 1 года и 10 месяцев, по техническим – до 2 лет и 10 месяцев. Детализированы основы проведения демонстрационного экзамена и порядок разработки контрольно-измерительных материалов. Уточнены полномочия управляющих советов колледжей, которые будут согласовывать образовательные программы.

Отгремели выпускные за 9-й и 11-й классы, дети и родители выбирают следующий уровень образования. В этом году много говорят и пишут про перспективы колледжей, где можно быстрее получить специальность и начать работать. Много сказано про дефицит инженеров и переизбыток экономистов, про недостаточное количество школьников, выбирающих экзамены по физике или химии.

В ряде регионов начался эксперимент по сокращению числа обязательных экзаменов ОГЭ за 9-й класс до двух: математики и русского языка – с уходом в колледжи вместо учёбы в 10–11-х классах. Ожидается начало регулирования платных мест в вузах в сторону приоритетных дефицитных специальностей, но пока не в колледжах.

Поручения В.В. Путина по результатам заседания Совета при Президенте по науке и образованию, прошедшего 6 февраля 2025 года, были опубликованы 1 апреля 2025 года и содержат ряд важных пунктов, выполнение которых целесообразно и через колледжи. Кадровые потребности должны синхронизироваться с национальными целями развития, ориентироваться на технологическую независимость и лидерство. Предусмотрено стимулирование трудовой занятости студентов по профилю их обучения, включая индивидуальные учебные планы и ключевые показатели эффективности вузов по совмещению работы и учёбы. Особое внимание уделено таким предметам, как математика, физика, химия и биология. Также предусмотрены стимулирование педагогической деятельности выпускников по естественным наукам и инженерному делу, совмещения педагогической и инженерной работы.

Немного статистики от замминистра просвещения Ирины Шварцман: 18 млн школьников, 3,85 млн студентов колледжей, 4,43 млн студентов вузов – цифры указывают на сопоставимую востребованность колледжей и вузов, особенно если учитывать продолжительность обучения: в колледжах – от 2 до 4 лет, а в вузах – от 4 до 6 лет.

В частности, в Москве в 2025 году предусмотрено 43 тыс. бюджетных мест в колледжах для закончивших 9 классов (ещё 10 тыс. – для 11-классников). Число закончивших же 9-й класс – 115 тыс. и 11-й класс – 70 тыс. чел. В Санкт-Петербурге в этом году 9-й класс заканчивают 56 тыс. чел. и 11-й класс – 27 тыс. чел., а бюджетных мест в колледжах выделено 28 тыс. Руководство обеих столиц заявило о росте числа заявлений в колледжи в этом году и о готовности увеличить количество бюджетных мест при необходимости.

Данные по распределению бюджетных мест по стране в целом, конкретным регионам и колледжам за предыдущие годы есть на сайте «Мониторинг качества подготовки кадров» Минпросвещения. Точнее, на момент написания этой заметки доступны данные за 2023 год, опубликованные в 2024 году. Не ясно, какие изменения уже фактически произошли в приёмную кампанию 2024 года и какие запланированы на 2025 год.

За 2023 год по стране в целом структура обучающихся, по профессиям укрупнённо, выглядела так (в скобках – процент по Москве): инженерное дело и технические науки – 45% (39%), науки об обществе – 25% (34%), здравоохранение – 11% (9%), образование – 5% (4%), сельское хозяйство – 6% (1%), искусство и культура – 5% (10%), гуманитарные науки – 2% (2%).

Топ-10 наиболее востребованных специальностей несколько противоречит предыдущей статистике (далее – численность студентов по группам профессий): информатика – 325 тыс., юриспруденция – 314 тыс., наземный транспорт – 311 тыс., экономика и управление – 292 тыс., сервис и туризм – 283 тыс., сестринское дело – 234 тыс., машиностроение – 223 тыс., строительство – 216 тыс., педагогика – 208 тыс., сельское хозяйство – 169 тыс. (суммарно 63% от всех 3,6 млн обучающихся по мониторингу за 2023 год).

Из этого мониторинга интересны некоторые показатели: на одного обучающегося колледжи получают в среднем по 128 тыс. руб. в год, за счёт бюджета обучаются 64%, платники в среднем платят 15 тыс. руб. ежемесячно; по специфике отраслевой направленности колледжей обучаются 89% (немного экономистов в политехнических колледжах и наоборот); 60% выпускников совмещали работу и учёбу, и 85% трудоустроены в течение года после выпуска; удельный вес преподавателей-совместителей из реального сектора экономики по профилю обучения составляет 2%, а с прошлым опытом не менее 5 лет и давностью не более 3 лет – 6%.

Наши читатели должны обратить особое внимание на последние два числа (2% и 6%) и вспомнить одно из перечисленных выше поручений президента Путина, указывающих на практико-ориентированность. Именно на уровне колледжей должны закладываться прикладные навыки, а делать это должны преподаватели, имеющие такие навыки не на словах, а на деле. Будут ли реально выполняться правильные положения закона о профессионалитете со столь малой долей преподавателей с практическими навыками?

Важно обратить внимание на сочетание показателей ежегодного выпуска, процента трудоустроенных и процента технических наук (1,25 млн, 85%, 45%), статистически дающих 0,5 млн новых технарей. Умножим это число ежегодного выпуска на 20–30 лет профессиональной деятельности. Нехватка именно технарей оценивается в разных источниках от 0,5 до 1,5 млн чел., и могла бы быть закрыта за несколько лет, если бы все выпускники колледжей работали по специальности.

По Москве статистика мониторинга за 2023 год показывает 246 тыс. студентов по всем годам обучения (в среднем три года), включая 193 тыс. очников, 97 тыс. бюджетников, а платников больше бюджетников. Число бюджетных мест в целом соответствует данным правительства Москвы с учётом их роста, а также части колледжей при вузах федерального подчинения.

Ошеломляющим лидером в Москве по численности студентов среднего профессионального образования является «Синергия», гордо именующая себя Московский финансово-промышленный университет: 31 тыс. чел., включая 20 тыс. чел. с подготовкой по наукам об обществе, из которых 8,5 тыс. чел. обучаются очно и только 1,5 тыс. чел. за счёт бюджета. Вторым по численности студентов является Московский финансово-юридический университет (МФЮА), частный, как и «Синергия», где обучаются 11,7 тыс. студентов, в том числе 9,1 тыс. чел. по наукам об обществе – 0,2 тыс. на бюджетных местах.

После этих двух частных лидеров, фактически делающих статистику по Москве заметно отличной от общероссийской с креном в науки об обществе, идут государственные колледжи, подведомственные мэрии. Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 был самым крупным по числу обучающихся по мониторингу 2023 года с 6,7 тыс. студентов, включая 3,7 тыс. по техническим наукам и 1,8 тыс. по искусству. Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А. Николаева обучил 5,1 тыс. студентов, включая 4,5 тыс. по техническим наукам.

После городских колледжей ещё несколько лидирующих позиций занимают колледжи при крупных федеральных вузах. Колледж при Российском университете транспорта (МИИТ) обучает 6 тыс. студентов, из них тех, кто в технических науках, – 3,4 тыс. (хотя бы профильные технические больше половины) и тех, кто в медицинских науках, – 1,2 тыс.! Колледж при Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) обучает 5,4 тыс. чел., включая тех, кто в технических науках, – 3,1 тыс. и тех, кто в науках об обществе, – 2,3 тыс. чел. Колледж при РЭУ Плеханова с 4,9 тыс. студентов – почти пополам технари и общественники. К последним двум гуманитарным вузам вновь вопрос: у них точно достаточно преподавателей с реальным опытом на производстве для подготовки технарей с прикладными навыками?

Из колледжей с достаточно крупным набором выделяются ещё несколько частных, на программы которых правительство Москвы также не особо влияет. «Московский городской открытый колледж» (частный, несмотря на два первых слова в названии) с 5,5 тыс. студентов, в том числе по техническим наукам – 1,7 тыс. чел, по наукам об обществе и по образованию – по 1,3 тыс. «Московская академия предпринимательства» и «Московский университет им. С.Ю. Витте» (оба в основном по наукам об обществе), Фармацевтический колледж «Новые знания» (почти все учатся на медиков) – по 2 тыс. студентов в каждом из этих трёх.

Региональная статистика на примере Москвы будет полезна в контексте дискуссии о 50% контрольных цифр приёма в колледжи по приоритетным направлениям. Эта дискуссия уже несколько раз проводилась в стенах Госдумы на комиссии под председательством Виктории Абрамченко с привлечением ведомств и регионов.

Подведомственные департаменту образования Москвы колледжи и так принимают 45% абитуриентов на приоритетные рабочие специальности, и довести этот показатель до 50% труда не составит. Однако как быть с приёмом в частные колледжи и колледжи при университетах? Это больше половины всего приёма, с преимущественно платными местами, гуманитарными специальностями или техническими декларативно (без преподавателей с опытом).

Первый вопрос, с которым сталкивается абитуриент, – это правильный выбор сайта с перечнем колледжей и программ, где можно сделать выбор. Поисковики в интернете в первую очередь выдают негосударственные сайты типа учёба.ру или поступи.онлайн. По запросу «Департамент образования Москвы колледжи» на первом месте выдаётся «Государственный колледж Москвы синергия.ру» – частный вуз, в рекламе – носорог и утверждения про самые высокие зарплаты выпускников.

Очень далеко не в первом приоритете поисковик выдаёт «Запись в колледжи» на мос.ру (официальный портал города), совсем далеко от первых строк выдачи – сайт colleges.shkolamoskva.ru (Медиацентр Департамента образования Москвы) или mskobr.ru (официальный сайт Департамента образования Москвы), хотя последний официальный сайт выдаётся сразу при запросе по точному названию конкретного колледжа, поскольку каждый из них имеет свою страничку именно на этом сайте.

Негосударственные сайты удобнее в «путешествии» по перечню колледжей, их программ и количеству бюджетных мест, но содержат минимум конкретики по специальностям. Наоборот, на официальных страничках колледжей достаточно легко найти: краткое описание профессий и потенциальных работодателей, количество бюджетных мест, преподавательский состав (с образованием и стажем) и расписание занятий (перечень предметов по дням недели).

Официальные страницы колледжей богаты на новости и фотографии. Хотя фотографий больше по общественным внеурочным мероприятиям, мало – с серьёзным оборудованием и конкретикой обучения прикладным навыкам. На официальных страничках колледжей нет подробностей по учебным планам и базовым учебникам, по экзаменам на прикладные навыки.

Судя по расписаниям московских технических колледжей, предметов там немного, и это правильное избежание перегруза программ, что уже соответствует концепции закона о профессионалитете. В бакалавриате часто бывает такой перегруз по-онегински («мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»). Вопрос только: что конкретно спрашивают на экзаменах по этим считанным предметам? И что конкретно выпускник умеет делать руками? Просмотрев новости по нескольким техническим колледжам, не удалось найти информацию, например, как и сколько учащихся сдавали на рабочие разряды.

Ещё со времён вещания у нас ныне ушедших западных телеканалов «Дискавери ченнал» или «Нэшнл джиографик» памятны серии передач про конкретные профессии, специфику экзаменов на рабочие разряды, про производства типа «Как это устроено», даже забавные «Разрушители легенд». На просторах «Рутуба» можно найти репортажи с ведущих российских заводов и строек, но они в основном ознакомительного плана, на широкую аудиторию, без тонкостей профессий, а также, к сожалению, с малым числом просмотров.

Подавляющее большинство поступающих и их родителей делает спонтанный выбор на основе минимальной информации. Даже если конкретная профессия выбирается более-менее осознанно, то конкретный колледж – чаще спонтанно. Потому и недостаток информации вытекает из редкой востребованности деталей обучения.

На мой личный экспертный взгляд, эксперимент по сокращению числа обязательных предметов на ОГЭ до двух именно для колледжей усилит спонтанность решений. Целесообразно ли рассчитывать на осознанность выбора профессии и на будущих квалифицированных технарей, скажем, если девятиклассник увильнул от сдачи ОГЭ по физике, либо медсестёр – при увиливании от экзамена по химии и биологии?

Для противников ЕГЭ следующая мысль покажется крамолой, но: ЕГЭ даёт независимый от школ и вузов срез знаний одиннадцатиклассников, может, отчасти спорный, не без недостатков. Были ныне зачахшие попытки проводить ФИЭБ (федеральный интернет экзамен бакалавриата), чтобы хоть как-то понимать результаты обучения, особенно платников, которых не принято отчислять.

Допустим, правительство РФ и профильное министерство отладят регулирование платных мест сообразно приоритетам развития, которые, по, статистике московских негосударственных колледжей, нужны и этому виду образования. Только если текущая парадигма не отчислять и не контролировать результаты обучения сохранится, то вместо сотен тысяч псевдоэкономистов и псевдоюристов мы получим псевдотехнарей. Ещё раз напомним про статистику выпуска 0,5 млн технарей ежегодно и сохраняющемся их кадровом дефиците.

Виктория Абрамченко приводит статистику, показывающую, что с бюджетных мест отчисляют 6,9% учащихся, а с платных – 1,7%. Значит ли это, что платников учат лучше бюджетников? Точно ли только 2 из 100 платников не освоили программу?

Вроде в законе о профессионалитете сказано про демонстрационный экзамен и его согласование с работодателями. Так и сейчас в государственные экзаменационные комиссии приглашают представителей работодателей, только во избежание скандалов и отчислений на последнем этапе обучения приглашают лояльных образовательным учреждениям практиков.

Газета «Завтра» ранее неоднократно писала о такой проблематике. В сентябре 2024 года была заметка «К закону о ДОСААФ: рабочие разряды вместе с техническими ВУС и ЕГЭ» с предложением наделить ДОСААФ правом принимать экзамены на рабочие разряды. В январе 2024 года была статья «Школьные перспективы: к обновлению Майских указов о целях национального развития» с предложением больших баллов в портфолио выпускников за достижения по рабочим разрядам. В декабре 2022 года восклицали «Где ты ДОСААФ? Легендарной организации пора выйти из ступора».

Автор - доктор экономических наук

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС. Участники фестиваля колледжей в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах.

1.0x