Авторский блог Сергей Ануреев 15:04 2 июля 2025

"Большой красивый закон" Трампа: демография, социальная сфера, бюджет

в 2045 году госдолг будет в диапазоне 192-300% ВВП, при 120% в 2025-м и 62% в 2007-м

С 2007-го по 2025 год численность американских пенсионеров выросла на 68% и к 2045 году вырастет еще на 27%, численность детей и молодежи не выросла и сократится на 10%, а численность людей трудоспособного возраста выросла на 10% и вырастет еще лишь на 7%.

В 2025 году прирост населения составил 1,5 человека на тысячу за счет превышения рождаемости над смертностью и станет отрицательным в 2033 году, а продолжающийся рост населения идет за счет старения и миграции.

Медицинские и социальные расходы составляют 3,3 трлн из 7 трлн долл. (почти половину) федеральных расходов, а их рост за предыдущие и предстоящие 20 лет формирует почти весь скачок дефицита и госдолга.

Социальные выплаты получают 52 млн пенсионеров и еще 20 млн детей и взрослых, доплаты на медицинскую страховку - 71 млн человек, продовольственные талоны - 42 млн человек (во многом пересекаются), при населении 340 млн человек.

Американцы тратят на еду немногим больше россиян, но значительно больше тратят на жилье, медицину, образование, местные налоги, автомобили, и по прожиточному минимуму эти траты совокупно составляют в пересчете на рубли 150-300 тыс. в месяц на человека в зависимости от штата.

Каждая администрация так или иначе реализовывала законы, камуфлирующие урезания социальных выплат, и "Большой красивый закон" Трампа не исключение.

Сокращаются в предстоящие 10 лет стандартные налоговые вычеты (1,8 трлн долл.), вычеты на уплату налогов штатов (0,8 трлн), льготы на электромобили и альтернативную энергетику (0,9 трлн), льготы по образовательным кредитам (0,35 трлн), бюджетные доплаты на медицину и продовольствие (на 1 трлн), хотя и продлеваются налоговые льготы первого строка Трампа (примерно 3 трлн долл. потерянных доходов).

Официальный прогноз госдолга от мая 2025 года предполагал 156% ВВП к 2045 году, но он базировался на несостоявшемся теперь прекращении налоговых льгот Трампа на 1,3-1,4% ВВП в год или 36% ВВП за два десятилетия, не учитывал антикризисных скачков дефицита и долга на 22% ВВП и дороговизны американских войн масштаба 20% ВВП в каждое из двух предыдущих десятилетий, а также торможения экономического роста на фоне ухудшения демографии на 0,9% ВВП в год или 20% ВВП за два десятилетия.

Бюджетный офис Конгресса ежегодно публикует серию долгосрочных прогнозов: демографический, социальный и бюджетный, которые в этом году опубликованы в мае-июне.

За 2006 год прирост населения составил 1,1%, наполовину за счет превышения рождаемости над смертностью и наполовину за счет притока мигрантов. В 2025 году естественный прирост населения замедляется до 0,14% (полтора человека на тысячу), а приток мигрантов сохраняется на уровне 0,57% (как в 2006 году). По прогнозу, естественный прирост обнуляется к 2033 году и становится отрицательным 0,2% в 2044 году. Уполовинивается до 0,3% прирост населения за счет мигрантов.

Детей и молодежи до 24 лет было 107 млн в 2007 году, 106 млн в 2025 году и будет 96 млн в 2044 году. Людей трудоспособного возраста от 25 до 64 лет было 163 млн в 2007 году, 180 млн в 2025 году и будет 193 млн в 2044 году, с произошедшим приростом на 10% и будущим приростом на 7% за двадцатилетки. Возрастных людей старше 65 лет было 38 млн в 2007 году, 64 млн в 2025 году и будет 81 млн в 2044 году, с приростом на 68% и 27% за каждые 20 лет.

В 2007 году система социального обеспечения собирала страховых взносов 4,7% ВВП и выплачивала пособий 4,1% с профицитом 0,6%. В 2025 году взносы те же 4,7% ВВП, а выплаты 5,3%, уже с дефицитом 0,7%. В 2044 году взносы ожидаются 4,6% ВВП, выплаты 5,9%, дефицит 1,3%. Динамика медицинских расходов такая: было 4,4% ВВП, теперь 5,8% и будет 7,6%. Социальные и медицинские расходы приросли в 2025 году относительно прошлого на 2,1% ВВП, возрастут к 2045 году еще на 2,5% ВВП (суммарно рост на 4,6% ВВП).

Доходы федерального бюджета США в среднем за последние 30 лет составляли 17,2% ВВП и в 2025 году составят 17,1%, с прогнозом роста до 18,3% в 2035 году и 18,9% в 2045 году (это прогнозировалось еще до "Большого красивого закона" Трампа, и теперь этого роста доходов не будет). Бюджетный дефицит был в 2007 году 1,1% ВВП, в 2025 году 6,2%, с очевидным приростом в основном за счет именно социальных и медицинских расходов (еще сильно выросли процентные расходы, но с низкой базы). На 2045 год дефицит прогнозируется чуть выше текущего на уровне 6,4% ВВП, но теперь без роста доходов дефицит вырастет до 8,2% ВВП (то есть доходы будут покрывать примерно две трети расходов, а дефицит и госдолг – еще треть).

Возникает вопрос: как при удвоении числа американцев старше 65 лет социальные и медицинские расходы могут расти суммарно с 8,9% в прошлом до 13,5%, то есть примерно в полтора, а не два раза? При этом по оценкам того же Бюджетного офиса Конгресса из-за "Большого красивого закона" роста совокупных расходов не будет вообще. Более того, непроцентные (прежде всего, социальные) расходы сокращаются на 373 млрд долл. к 2029 году и еще на 881 млрд долл. к 2034 году (примерно по 200 млрд долл. в год). Каждая администрация для сдерживания роста социальных расходов проталкивает сотни изменений, камуфлируя их под единичные звучные послабления. Эти изменения в основном связаны с ужесточением критериев нуждаемости и менее щедрыми индексациями по инфляции. Они вводятся постепенно и растянуты на десятилетие, чтобы сразу не пугать избирателей.

Перед кратким обзором основных изменений в социальных выплатах представим данные по прожиточному минимуму в США. Бюро статистики труда прямо эти данные не публикует, но много известных университетов и рейтинговых агентств публикуют свои данные на основе официальной статистики.

В США обычно считают затраты семьи из четырех человек из 40-го процентиля по благосостоянию (1 – самый бедный, 100 – самый богатый). Так, сайт GoBankingRates заявляет о 100 тыс. долл. годового дохода на такую семью в половине штатов: 87 тыс. долл. в Миссисипи, 96 тыс. долл. в Техасе, 112 тыс. долл. во Флориде, 131 тыс. долл. в Вашингтоне, 156 тыс. долл. в Нью-Йорке, 188 тыс. долл. в Калифорнии и 199 тыс. долл. в Массачусетсе.

В пересчете на человека в месяц и по курсу 80 рублей за доллар, получится от 145 тыс. руб. в Миссисипи до 332 тыс. руб. в Массачусетсе. В России официально используют децили, и 4-й дециль статистически является пороговым для получения единого пособия на детей, доводящих подушевой доход до прожиточного минимума (19 тыс. руб. в среднем по стране, 21 тыс. и 27 тыс. руб. в Москве на ребенка и взрослого соответственно).

Почему в США так дорого? Дело в паритете покупательной способности (ППС): МВФ считает равновесный курс рубля для выравнивания ППС 29,75 рублей за долл., а официальный курс Банка России был за последний год в диапазоне 79-110 руб. К тому же в американский прожиточный минимум включают плату за медицинскую страховку (в год 7 тыс. долл. в Миссисипи и 10 тыс. долл. в Масачусетсе), за съемное жилье (16 тыс. долл. в Миссисипи и 50 тыс. долл. в год в Масачусетсе), за детский садик и колледж (детали не раскрываются), чего нет в российской методике. В этот минимум входят и расходы на автомобиль и на проценты по кредитам. Федеральный подоходный налог для небогатых 22%, налоги штатов и муниципалитетов еще плюсом порядка 10%, что значительно больше российских 13%. Годовая стоимость продуктов питания составляет 7 тыс. долл. в Миссисипи и 21 тыс. долл. в Массачусетсе, в пересчете на человека в месяц в рубли по официальному курсу – 12 тыс. и 35 тыс. руб. в этих двух штатах, уже вполне близко к российским.

Наиболее удобно оценки сокращений доходов и расходов в "Большом красивом законе" представлены в обзоре Комитета за ответственный федеральный бюджет (Committee for Responsible Budget) – неправительственной беспартийной организации, оценивающей законодательные инициативы. Только перечень основных изменений с их денежной оценкой имеет 124 позиции, из которых 13 и 12 позиций на 890 млрд и 238 млрд долл. относятся к сокращениям и изменениям расходов в медицине и по продовольственным талонам соответственно, еще 9 позиций на 349 млрд долл. – в образовании, 6 позиций на 196 млрд долл. – в альтернативной энергетике.

Для получения продовольственных талонов и медицинской страховки теперь нужно будет работать минимум 80 часов в месяц (пока такие требования носят рекомендательный характер и могут изменяться штатами). Штаты должны будут софинансировать расходы по продовольственным талонам. По медицинским страховкам сокращаются налоговые вычеты, сокращаются страховое покрытие и стандарты помощи, люди без документов и дети нелегальных мигрантов теряют автоматическое право на эти страховки, удлиняется срок для повторного обращения при отказе. Декларируется сокращение административных расходов, устранение дублирования и злоупотреблений в этих программах, усиление проверок заявителей. По оценкам Бюджетного офиса Конгресса около 3 млн человек потеряют права на продуктовые талоны и 11-16 млн человек – на медицинскую страховку (из 42 млн и 71 млн получателей на конец 2024 года).

Налоговые льготы первого срока Трампа не просто продлеваются, что обычно обсуждается при упрощенном понимании закона, а дополняются сокращением ряда льгот. Сокращаются стандартные налоговые вычеты в зависимости от жизненных обстоятельств на 1,8 трлн долл., ужесточаются условия для 10 тыс. долл. вычетов из федерального подоходного налога на платежи по налогам штатов и муниципалитетов суммарно на 0,8 трлн долл. Сокращаются налоговые льготы на электроавтомобили и альтернативную энергетику, льготы по оплате проезда по федеральным трассам, доплаты за сокращение выбросов парниковых газов, суммарно на 0,9 трлн долл.

Условия пособий по выплатам студенческих кредитов ужесточаются и упрощаются, больше зависят от работы и заработков, с экономией суммарно 0,35 трлн долл. Отдельно прописана невозможность президента единоличным решением списывать долги по студенческим кредитам, что ранее сделал Байден перед выборами в Палату представителей Конгресса 2023 года, позволившую демократам тогда избежать провала на выборах.

Это лишь краткое перечисление только основных сокращений расходов и льгот без их многочисленных деталей, изложенных на тысяче страниц закона. Следует еще раз подчеркнуть, что эти огромные цифры – на предстоящее десятилетие. В текущем году расходы сокращаются всего на 200 млрд долл. (при всех расходах 7 трлн долл. за год), без сокращений в следующем (год выборов в Палату представителей Конгресса), с поэтапным нарастанием сокращений в будущем. Точнее, это не прямое сокращение, а менее щедрая индексация из-за инфляции или ужесточение критериев получения социальных выплат. Огромные цифры нужны для того, чтобы впечатлить держателей растущего американского долга в якобы принимаемых крутых мерах для его обуздания, а постепенность – чтобы не сильно расстроить рядовых американских избирателей.

Еще до "Большого красивого закона" официальный прогноз госдолга показывал рост его публичной части со 100% ВВП в 2025 году до 136% ВВП в 2045 году (последняя строка таблицы основных бюджетных показателей – debt held by public). Еще есть долг перед системой социального страхования (которая была профицитно-инвестиционной, а теперь дефицитно-заемная) и перед Федеральным резервом, что вместе с публичным долгом доходит до 36 трлн долл. или 120% ВВП в 2025 году и 156% ВВП к 2045 году.

Потеря доходов оценивается в 0,5 трлн долл.: при ВВП 36 трлн долл. в 2029 году это 1,4% ВВП, хотя до этого закона разница между средними прошлыми и завышенными будущими доходами была 1,3% ВВП. С учетом эскалации бюджетного дефицита и роста процентных ставок, прирост госдолга составит не просто 1,4% ВВП за год в течение 20 лет, а по формуле сложных процентов это будет около 36% ВВП, доводящих госдолг с 156% до 192% ВВП к 2045 году.

За последние десятилетия каждый экономический кризис происходил серьезный скачок госдолга США на десятки процентов ВВП. В 2008-2010 годах госдолг вырос с 62% до 90% ВВП или на 28 процентных пункта, в 2020 году – со 107% до 129% ВВП или на 22 процентных пункта. Даже если взять за основу меньший ковидный скачок и предположить по одному кризису за десятилетие, то к 2045 году будет еще около 44 процентных пункта кризисных скачков, до 236% ВВП.

По оценкам ученых Гарвардского университета от 2013 года, войны в Ираке и Афганистане с 2001 года стоили от 4 трлн до 6 трлн долл. По оценке ученых Watson Institute, бюджетные затраты на войны США в Ираке, Афганистане и Сирии за 2001-2023 годы составили почти 5 трлн долл., плюс процентные расходы 1 трлн долл., поскольку войны финансировались за счет дефицита и долга. Если взять средний ВВП за этот период порядка 15 трлн долл. (6 трлн в 2001-м, 15 трлн в 2011-м и 30 трлн в 2021-м), то стоимость войн составила 40% ВВП за два десятилетия. Пока долгосрочный бюджетный прогноз не содержит серьезного роста военных расходов США (рост даже чуть меньше официальной инфляции), но если масштабные войны 2000-2010-х годов повторятся хотя бы в одном из ближайших десятилетий, это увеличит госдолг США с 236% до 276% ВВП.

Изменения в демографии минимально учтены в официальном прогнозе продолжения роста экономики на 1,8% ежегодно до 2035 года и 1,5% до 2045 года, при исторически средних 2,5% за 1995-2024 годы. Этот официальный прогноз роста означает рост бюджетных доходов, рост базы исчисления долга как процента ВВП, большую возможность финансировать социальные, медицинские и процентные расходы, считаемые в прогнозах как процент ВВП. Если же рост из-за демографии затормозится хотя бы до 0,9-0,5%, то это будет означать потерю еще 20% прогнозной базы бюджета и долга. Госдолг вплотную подберется к 300% ВВП.

Надеюсь, нашим читателям понятны логика вышеизложенного и набор факторов про специфику госдолга США. Автор этих строк уже два года пытается опубликовать детальную статью с сотнями цифр и десятками ссылок в ведущих отечественных научных журналах, но безуспешно. Редакторы и рецензенты уже пяти научных журналов просто не верят, что на официальных же американских данных госдолг может быть в диапазоне от 200% до 300% ВВП через 20 лет. Дескать, американские гособлигации безрисковые, как это написано в американских же учебниках.

В начале 2000-х годов экономика и демография США были в несоизмеримо лучшей форме, чем в 2025 году, а госдолг был мал по текущим меркам. Объем промышленного производства в 2025 году больше всего на 1 процентный пункт от уровня 2007 года (не на один процент ежегодного прироста, а на один процент суммарно за все 18 лет). При этом в 2025 году ВВП прогнозируется 30,4 трлн долл., а в 2007 году был 14,5 трлн долл., то есть более чем удвоился в номинальном выражении.

Точнее, удвоение ВВП произошло из-за официальной и скрытой инфляции, когда только за четырехлетку Байдена официальная инфляция составила 20%, а по мнению Трампа, приведенного в одном из его первых указов – 40%. Очередное удвоение номинального ВВП прогнозируется к 2044 году, почти за такие же 18 лет, как состоявшееся удвоение, и оно скорее всего вновь будет в основном инфляционным. Еще раз следует повторить, что декларируемые сокращения расходов во многом относительные, из-за отставания их индексации от реальной инфляции.

Исторически, реальный рост экономики происходит обычно за счет молодежи, которая двигает инновации, включаясь в них именно в молодости и становясь зрелыми вместе с этими инновациями. Поэтому нулевой прирост производства в США за предыдущие почти 20 лет объясняется нулевым приростом молодежи, которой достаточно для уже имеющихся отраслей и технологий и мало для новых. Большой вопрос: как удастся поддерживать экономический рост в предстоящие 20 лет на фоне сокращения численности молодежи?

Миграционный канал привлечения талантливой молодежи через ведущие университеты мал по сравнению с миграцией низкоквалифицированных людей. Так в 2022 году всего в США въехало 2,6 млн мигрантов, в том числе 0,7 млн по студенческим визам (не все из них через ведущие университеты и не все остались в США). Трамп декларирует высылку миллионов нелегальных мигрантов, которые больше являются обузой для экономики и бюджета, нежели способствуют их росту. К тому же результаты этой борьбы пока не учтены в долгосрочных прогнозах демографии, социального обеспечения и бюджета.

Будет много вопросов по реальному снижению уровня жизни, поскольку социальные расходы будут расти медленнее роста номинального ВВП за счет официальной и скрытой инфляции. Также будет много вопросов к новой индустриализации в США под протекционизмом Трампа, поскольку для этого надо будет серьезно менять структуру образования, занятости и самой экономики.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Автор - доктор экономических наук

1.0x