Россияне потратили на зарубежные поездки в 2023 году 34 млрд долл., и пошлина 5% на эти траты даст на внутренний туризм в сотню раз больше, чем новый туристический налог. За рубеж в основном выезжают богатые россияне, а средства на поддержку внутреннего туризма следует направлять в небогатую глубинку, усиливая справедливость налогов не только прогрессией НДФЛ. Цены на зарубежные авиаперелёты должны быть зримо больше внутренних, а сверхдоходы первых использовать на субсидии межрегиональных перелётов.
В последние годы всё больше наших граждан переориентируются на внутренний туризм, в условиях сложностей с выездом в Западную Европу и дороговизну Турции. На это указывают пробки на автотрассе «Дон» и дефицит железнодорожных билетов на юг, подорожание мест размещения не только в Москве и Питере, но и в Дагестане, Карелии, по Золотому Кольцу и т.д.
Турция остаётся чуть ли не первым направлением выездного туризма, и в 2023 году ее посетило 5,6 млн человек, затем с большим разрывом следуют ОАЭ и Египет с примерно 1,7 и 1,3 млн туристов соответственно. Абхазию посетило примерно те же 6 млн человек, что и Турцию, а Грузию с Арменией – по 1,1 млн человек. В десятке популярных направлений внешнего туризма Таиланд и Китай по 1 млн человек, а также Финляндия с 0,6 млн человек. В популярной десятке нет некогда привычных стран Евросоюза, хотя визиты в Турцию, Грузию и Армению отчасти могут быть транзитными.
Вернёмся к отдыху в Турции и вопросу, насколько он доступен для россиян. По данным ассоциаций туроператоров, размещение семьи из двух взрослых и одного ребёнка на десять ночей в отеле четыре звезды стоит 275-310 тыс. руб., а в хороших пяти звёздах с собственной территорией и пляжем – уже 360-425 тыс. руб. Большинство россиян не сможет накопить на такой отдых, даже если будет откладывать в течение года часть своей зарплаты сверх официального потребительского минимума, так что отдых в Турции всё-таки является уделом состоятельного среднего класса.
По перечисленным в начале статьи популярным направлениям внутреннего туризма за 27-42 тыс. руб. в сутки на семью можно себе позволить намного больше, чем в Турции. Только с поправкой на климат, когда хорошая теплая и солнечная погода у нас всего пару месяцев. На наших основных внутренних направлениях дефицит качественных мест размещения давно в прошлом, транспортная инфраструктура зримо улучшена, исторических и культурных объектов много. Однако Турция остается популярнейшим местом отдыха состоятельных россиян, даже несмотря на рост внутреннего туризма.
Климат и продолжительность пляжного сезона играют за Турцию, перебивая преимущества внутреннего туризма. Это примерно как у товаропроизводителей из Евросоюза и Китая есть конкурентные преимущества перед нашими по дешевизне кредита, доступу к технологиям и масштабному собственному внутреннему рынку. Применительно к импорту товаров принято брать таможенные пошлины и субсидировать импортозамещение, однако почему-то такие меры не рассматриваются для поддержки внутреннего туризма за счёт внешнего.
По статистике платёжного баланса 2023 года, россияне потратили на внешние поездки порядка 34 млрд долл., что, разумеется, намного меньше 303 млрд долл. импорта товаров, но всё равно весьма внушительно.
Одной из составляющих реформы по более справедливому налогообложению является введение туристического налога с 1 января 2025 года. Он будет взиматься в размере 1% от стоимости размещения в гостиничных номерах, с возможностью роста до 5% до 2030 года. Вводить этот налог могут регионы по своему усмотрению, как ранее это происходило с курортным сбором. Этот сбор сейчас взимается в виде фиксированной суммы с человека в сутки, в Санкт-Петербурге – 100 рублей, Краснодарском крае – 30-50 рублей.
Логика курортного сбора или туристического налога заключается в том, что местные власти несут дополнительные расходы на поддержку объектов культурного наследия и городской инфраструктуры, для чего необходимы целевые доходы.
Следует отметить, что справедливое налогообложение – это не только прогрессия подоходного налога, но также повышенные налоги на потребление богатых. Отдых в Турции за 300-400 тыс. руб. за 10 дней чем не потребление богатых?
Поступления курортного сбора в Питере прогнозируются в размере 310 млн руб. в 2024 году, а в Краснодарском крае в 2023 году составили 742 млн руб. Это примерно в 30 раз меньше, чем траты россиян на поездки за рубеж, хотя Питер и Краснодарский край по числу туристов превосходят Турцию. Поступления сбора в других туристических регионах намного меньше.
У налогов есть фискальная и регулирующая функции. Фискальная функция дает местным органам власти доходы на поддержку туристических объектов. Регулирующая призвана уравнивать условиях бизнеса, облагая более высокими налогами сверхдоходы и малыми – бизнес в трудных условиях. Примером является налог на землю, который обычно больше в регионах с хорошим климатом и меньше – с рискованным земледелием. Также и с налогом на недвижимость отелей и ресторанов, который больше в столицах и меньше в небогатой глубинке.
Турция не берёт налогов за размещение туристов, даже субсидирует авиаперевозки для привлечения туристов. Мы же готовы брать налог с туристов, в принципе объективно нужный местным властям и пока небольшой, но в текущем виде не выполняющий регулирующей функции. Турция имеет намного лучшие условия пляжного отдыха, и эти условия можно было бы уравновесить для нашего бизнеса более высокими налогами на выездной туризм. Следует особо подчеркнуть, что дело не в Турции, а в выездном туризме в целом, а Турция просто является его самым популярным направлением.
Въедливый читатель задастся вопросом, дескать, как можно взимать туристический налог в Турции в бюджеты российских регионов на поддержку внутреннего туризма? Налоги являются суверенным делом каждой страны, а особенно в привязке к местам размещения, расположенным за пределами нашей страны.
Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что курортный сбор берётся с мест размещения посуточно, а обновленный туристический налог – с платы туристов. Плата туристов при выездном туризме во многом берется ещё на территории нашей страны, когда туристы заранее покупают туры, оплачивая авиабилеты и отели. Совершенно не трудно брать пошлину с трансграничного валютного перевода за отель и внутреннего рублевого платежа за авиабилеты. Взимают же пошлины на товары иностранного производства, так почему не взимать пошлину с оплаты услуг выездного туризма?
Просто представим себе, например, пошлину в размере 5% за тур на семью стоимостью 300-400 тыс. руб. Это 15-20 тыс. руб., что совсем необременительно для состоятельного среднего класса. Общие поступления по такой ставке с 34 млрд долл. трат на выездные поездки составят 150 млрд руб., в сотню раз больше поступлений нашего курортного сбора. Также представим себе, что поступление этих пошлин будет перераспределяться через федеральный бюджет в пользу небогатых российских регионов на конкурсной основе на развитие внутреннего туризма, став весьма значимыми в масштабах условных Дербента, Медвежьегорска или Суздаля.
У туристического сбора есть альтернативы и в виде донастройки традиционных налогов или платных государственных услуг. Места размещения туристов – это недвижимость, обычно по площадям и стоимости намного больше жилья по социальным нормам, и во многих странах просто берут налог на недвижимость по прогрессивным ставкам, перекладывая его в стоимость размещения. Туристам нужна транспортная инфраструктура, которая либо принадлежит государству, либо государством регулируется, и можно влиять на цены на авиа- и железнодорожные билеты, на плату за проезд по дорогам или в общественном транспорте, очень дорогим в отдельных европейских городах, со скидками только для местных жителей.
Однако рост внутренних налогов на туристическую недвижимость или платы за транспортную инфраструктуру могут выполнять фискальную функцию и отчасти служить справедливости налогообложения, но не выполнят экономическую функцию налогов по компенсации нашим туристическим объектам объективных климатических сложностей.
Следует дифференцировать плату за авиабилеты, чтобы она была зримо больше при перелетах за рубеж, чтобы выездные туристы платили больше, чем внутренние. Пока же в нашей стране просто фронтально дорожают авиа- и железнодорожные билеты. По сообщениям СМИ начала этого года, стоимость авиабилетов за год выросла в среднем на 34-42%, на Дальний Восток и Юг – почти в два раза, примерно также подорожали билеты на поезда на Юг. СМИ также сообщали, что Антимонопольная служба заметила такое подорожание, но без зримых результатов.
В ценах на транспорт для туристов важны нюансы, и пусть сильно дорожают перелёты за рубеж, но меньше дорожают локальные внутрироссийские поездки. Сверхдоходы авиакомпаний от перелётов за рубеж вполне можно использовать для удержания цен на авиаперелеты в условные Петрозаводск или Махачкалу, особенно из небогатых российских регионов напрямую, минуя дорогие столицы. Буквально, бюджетное субсидирование межрегиональных авиаперелётов можно привязать к пошлине или иному сверхналогу на трансграничные перелёты.
Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета