Авторский блог Александр Елисеев 01:15 12 июля 2024

Онтологическая миссия Алатырь-камня

твердь, о которой рассказывает «Книга Бытия»

1. Твердь Небесная

В русской традиции («Голубиная книга», народные сказы, заговоры) описывается «бел-горюч Алатырь-камень», который «всем камням отец». Его представляли как Алтарь, находящийся в центре мира, посреди «моря-океана», на острове Буяне. На нём располагали Мировое Древо и Трон Мирового Царства. Из-под этого камня вытекает чудесный источник, исцеляющий и питающий весь мир. А в некоторых сказаниях Алатырь-камень расположен у реки Смородины.

Этимология данного слова неясна, существуют разные версии. Так, выдающийся лингвист Виктор Мартынов данное слово связывает с иранским словом *al-atar, что и означает буквально -«бел-горюч». А вот академик Олег Трубачев связывает указанное слово со славянским словом «янтарь». К слову, сам янтаря имеет сакральное значение. В древнеиранской традиции он считался произошедшим из слёз Царя и Героя Феридуна, которые пролились после того, как он победил тиранов.

И, конечно, прямо-таки напрашивается сравнение со словом «алтарь», произошедшим от латинского «altaria», обозначавшего навершие жертвенника (лат. «altus» - «высокий»).

Мы бы сопоставили это слово со словом «алый», что вполне соответствует названию острова «Буян». Буйство вполне соответствует «ярому» («красному», «алому») началу. (Забегая вперёд, заметим, что данным, «ярым» началом всё не исчерпывается.)

Само слово «алый» восходит к древнерусскому слову «алъ». Оно считается заимствованием из тюркского (татарское «ал» - «ярко-красный» и т. д.). Но указывается и на персидское ala («красноватый»), и на арабское alaw («пламя»), и на грузинское ali («пламя»). В этой оптике указанное слово является уже «доиндоевропейским», «ностратическим». Не утверждая пресловутый «ностратизм», всё же можно предположить наличие древнейшей основы «ал-эл-ил».

Как представляется, Алатырь-камень и есть та твердь, о которой рассказывает «Книга Бытия»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй». (1-8)

«Нижние воды» это та самая «вода» над которой носился Дух - пока земля была «безвидна и пуста». Это не(недо)добытие, первоматерия (materia prima). Как утверждал Рене Генон, она совершенно непонятна – потому, что в ней совершенно нечего понимать. Между тем, этот тёмный хаос продолжает «плескаться» во всех вещах нашего мир, он как бы затопляет materia secunda. И данный не(недо)бытийный полюс необходим для того, чтобы человек имел возможность выбора между ним и Нетварным, Абсолютным Бытием. Иначе человек был бы просто автоматом Абсолюта.

«Верхние воды» - это мир тонких форм, психоэмоциональный регион Души (древние славяне называли его Навью), который следует отличать от Райско-ангелического Духа. Это пространство тотальной витальной энергии, причём внутри каждого человека есть такая энергия – душа («яростно-желательное» начало). Есть у него и дух – начало сверхинтеллектуальное.

Мир высших вод – это регион Сплошного Движения, чьим символом является гиперподвижность и ликвидность воды. Это некий «высший», «светлый» хаос, не имеющий даже собственного центра. (В индоарийской традиции центром промежуточного мира – Бхуваса – выступает «земной бог» Агни). Указанный регион представляет собой одну сплошную Периферию. Его онтологическая функция заключается в том, чтобы оживотворять плотный, физический мир, быть его витальной энергией. Но эта энергия может быть как оживотворяющей, так и умерщвляющей, разрушительной. Всё зависит от того, как, куда и кем она направлена.

Твердь - реальность, которая минимизирует и сдерживает хаос, отделяя низшие воды от высших. Она же побуждает последние выполнять важную онтологическую функцию, именно оживотворяя наш мир.

Вот этой самой Твердью (точнее - его сосредоточием) и является Алатырь-камень, расположенный в центре мира, посреди «окияна», символизирующего разделённые хаотические воды. Твердь - «видимое небо» («Шестиднев» Иоанна экзарха Болгарского). И здесь, как представляется, стоит сделать упор на слове - «видимое». То есть - видимое нашими очами, что является наиболее истинным, «очевидным» - в плане вед-ения-вид-ения. Конечно, не всякое видимое очами очевидно - именно в указанном значении истинного познания. Но есть вещи, которые как бы особо фиксированы - и фиксированы в оче-вид-ном. (Особый разговор здесь о видимом движении Солнца.)

И очевидное небо-твердь гораздо более истинно, чем всякие «атмосферы-космосы» (точнее, научные представления о них - надо сказать - небеспочвенные) - с бесконечным анализом-разложением. («Метафизические корни рационализма»)

Как писал Алексей Лосев: «Что такое Небо? Нечего и говорить о том, что пошлый нигилизм астрономов исключает всякое Небо. Вместо Неба мы имеем некую огромную и чёрную дыру без конца и без края. Это, конечно, продукт больного мозга. Подобные кошмарные призраки являются в случаях, о которых я тут не буду распространяться и которые изучаются в психопатологии. Для меня критерием лжи подобных привидений уже то одно, что всё это противоречит непосредственному чувственному наблюдению.. Никогда я не поверю, чтобы Небо не было синим или голубым и чтобы форма его не была шарообразной. Я не хочу сказать, что чувственность есть последняя истина. Но я боюсь стать на точку зрения абстрактной метафизики, на которой стоят материалисты. Материалисты обещали нам стать на почву чувственного восприятия. Но когда я им говорю: тогда признайте, что 1) существует Небо, что 2) оно голубое, что, 3) оно -- полушарие, -- то поднимается гвалт: никакого неба нет, ничего голубого в нём нет, никакого полушария нет, всё -- чистая выдумка и субъективная фантазия. Вот тебе и «чувственное восприятие»!

Ясно, что тут нас обманывают; никаких прав никакому чувственному восприятию никто и не собирался давать, а только под прикрытием этого «чувственного восприятия» делается что-то совсем другое, совсем не «чувственное» и совсем не «воспринимательное». («Личность и Абсолют»)

Безусловно, то, что мы видим над собой - есть именно Твердь, которая имеет «акциденции» («случайности») в виде, условно говоря, «газообразности». А её сосредоточием, «квинтэссенцией» - является невидимая Твердь Алатырь-камня, являемая нам во-очию.

2. На Границе Хаос ходит хмуро

В острове Буяне следует видеть изначальную, полярную Гиперборею, царство Золотого Века - бытийный Центр (сосредоточие уже всего мира), поддерживающий и воспроизводящий его бытие. Этот Остров - Буян, то есть, «буйный» - потому, что граничит с регионом Сплошного Движения. И он же его усмиряет, преобразует и направляет. (Источник, текущий из Алатырь-камня «исцеляет».) Точнее сказать так – речь идёт о некоей области Гипербореи, которая ближе всего к навьей стихии. Здесь стоит напомнить, что Алатырь-камень располагали рядом с рекой Смородиной. А над этой огненной рекой находился Калинов мост, который и вёл в Душевную Навь, где где обитали змеевидные Чуда-Юда. («Мир Людей и мир животных» - Глава 8. «Собака Калин-царь») И вполне логично, что именно в этой области и находится Алатырь-камень – средоточие Тверди, разделяющее воды хаоса.

Сама Гиперборея сокрыта льдами, которые закрывают её от хаотических вод нашего чувственного мира. Для самого же чувственного восприятия она недоступна, как утверждал Пиндар (VI-V вв. до н. э.): «Ни сушей ни морем не найдёшь ты дорогу в Гиперборею».

Некогда произошла ужасная метасоциальная катастрофа, в результате которой большинство гипербореев вынужденно покинули свою полярную Родину. Остались там только праведные рахманы. («Мир Людей и мир Теней» - Глава 7. «Где живут чудовищные чудаки?») Гиперборея стала недоступной и незримой. Впрочем, немногим всё же позволяется не только узреть, но и попасть в царство рахманов. («Святорусский нордизм»).

Полярную страну окружают полярные же льды, символизирующие Алатырь-камень. Сам же Лёд - это именно оформленная вода, перешедшая из хаотического состояния в фиксированное. В православной космогонии существовало представление о том, что Твердь была создана именно из льда. Так, в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского читаем: «Во второй же день сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды и да будет раздел посреди воды и воды». Сотворил же Бог это видимое небо. как застывший лёд». Таким образом, Гиперборея уберегается от хаотических вод деградирующего мира.

Алатырь-камень охраняют - змея Гарафена и птица Гагана. Первая загадывает загадки путникам и убивает тех, кто не способен отгадать. Здесь явная параллель со Сфинксом, который символизирует зверочеловеческое начало. («Мир Людей и мир животных» - Глава 9. «Зверочеловеческий Сфинкс»). В то же самое время, Гагану можно связать с началом Духовным, которое устремлено ввысь, возможно тут нужно вспомнить о символизме Грифона («Мир Людей и мир животных» - Глава 10. «Гиперборейский Грифон и его варяжский Орден»). Налицо некая двойственность региона, который является пограничьем между двумя хаосами. Алатырь подвержен воздействию региона Души, который от отделяет от изначального хаоса.

3. «Лёд и пламень, Не столь различны меж собой»

Но сам Камень пронизан высшими, Райскими влияниями, его функция именно духовная, «ангелическая».

Отсюда и сочетание белого и красного (алого). Белый - цвет духовного сословия брахманов-священников. Красный - цвет душевного («яростного», «ярость благородная») сословия кшатриев-воинов. Камень «горюч», но, в то же самое время, и «бел». То есть, здесь Душевное усмирено, преображено и направлено Духовным. (Реконструированные праславянские слова -*a(ja)love, *a(ja)lovica, *а(ja)lоуъка и др. - связаны именно с «животной» («скотской») тематикой. См. «Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд» / Под ред. О. Н. Трубачева. - М., Наука, 1974)

Сочетание «бел-горюч» указывает на соединение стихий огня и льда. Оно имело место в скандинавской космогонии, где рассказывается о двух мирах - огненном (Муспельхейм) и ледяном (Нифльхейм). В Нифльхейме забил источник Хвергельмир («кипящий котёл»). Мороз стал превращать воду в лёд. Однако, сам источник бил не переставая, а глыбы льда неуклонно двигались к Муспельхейму. И когда лёд подошёл к миру огня, он стал таять. Искры из Муспельхейма смешались с этим растаявшим льдом, вдохнув в него жизнь. В результате этой огненно-ледяной мистерии появился Первочеловек Имир. Соединение огня и льда указывают на то, что этот изначальный Антропос был един и «соединял противоречия». Его убили боги Один, Вили и Ве, которые расчленили Первочелоека, дав начало разрушительной дуальности. («Традиция и Софийность» - Глава 16. «Бог мертвецов и оборотней»)

Разрушительную линию Одина продолжил германский эзотерик Ганс Гербигер, утверждавший вражду огня и льда и оказавший мощное воздействие на Гитлера и нацистов. И вот, под Москвой, против западных гитлеровских армад объединился Лёд (Мороз) и воинский Огонь. (Показательно, что мощнейшую роль в знаменитом декабрьском контрнаступлении принадлежит Сибирским дивизиям.) Последователи Одина были побеждены Русским Огнём-Льдом, символизирующим защитные энергии Алатырь-камня. Русскую тягу к подобному синтезу «интуитивно»-поэтически нащупал великий Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой». («Евгений Онегин»)

4. Камень-Граница

На Руси Алатырь-камень почитался уже в довольно-таки поздние времена. Так, немецкий путешественник Адам Олеарий в своем «Описании путешествия в Московию» (XVII в.) сообщает: «В далёкие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе Границ Московии лежат эти 9 осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов... Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед».

Показательно, что осколки священного Камня располагали именно на границе. Это ещё раз свидетельствует о его «разграничительной», так сказать, роли. Камень - это Граница, который отделяет и сохраняет от хаоса. И он же данный хаос усмиряет и преображает.

И здесь просто необходимо вспомнить о Варашевом (Варачевом) камне. Варашев (Варачев) камень был именно пограничным знаком. 27 февраля 1617 г. Российское Царство заключило Столбовский мирный договор с Швецией. И для маркировки границы был выбран именно этот камень, который представляет собой между Россией и Швецией, для маркировки границы был избран Варашев камень. Он представляет собой блок («естественного происхождения») розового приладожского гранита (форма - параллелепипед). Находится у окон Находится камень о оконечности Варецкого (Варечного) мыса в 30 м от берега Ладожского озера. На Камне изображён четырёхконечный Крест, вписанный в Круг.

Символизм Камня, как представляется, следующий. Четырёхконечный Камень - в «конечном итоге», есть Квадрат. А Квадрат символизирует сохранение от сил хаоса и разрушения - со всех сторон света: «Древние иранцы, очень близкие к древним славянам, знали о Варе - некоем убежище праведников. В «Видевдате» она описана как некое квадратное ограждение, каждая сторона которого была длиной «в лошадиный бег». Вара была возведена праведным царём Йимой, по предписанию Ахура-Мазды. (Ей аналогична квадратная обитель Ямы, описанная в «Ригведе»; индоарийцы также близки к славянам.) Здесь люди нашли спасение от чудовищной зимы и потопа. Люди там не знают смерти.

В индоарийской традиции рассказывается о герое Варахи - зооморфном (вепрь) аватаре Вишну, который спас Землю и людей от утопления в мировых водах. Существуют представления о стране Варахи, которая располагается где-то на Севере. «Вар» этимологически совпадает с «бор», что указывает уже на Гиперборею - изначальную северную страну, находящуюся вне нашего чувственного восприятия - как и Вара, которую локализовали то на небе, то под Землёй». («Солнечная империя скифо-славян» - Глава 4. «Священный Квадрат»)

И название Камня как раз восходит к основе «вар» («бор»). Название Ладожского озера созвучно слову «лад», что означает именно упорядочение (оформление). При этом, одна из форм названия Алатырь-камня - «Латырь-камень» («ляд»-«лат»). Есть мнение, что именно в древнюю Ладогу прибыл Рюрик-Ререг со своими варягами - воинами священной дружины. Сами же варяги - и воины Ордена и жители южного Побережья Балтийского мира, именовавшегося также Варяжским. (См. «Гиперборейский Грифон и его варяжский Орден»)

Камень - четырёхугольный, но на нём изображён Круг, символизирующий круговое, циклическое, Солнечное Движение. Круг защищает это Движение от внешнего напора Движения Сплошного, хаотического. А Круговое движение циклически воспроизводит наше бытие, в том числе и сохранения. Древняя Солнечная Славено-Скифия символически выражала Солнечное Движение, но сама была «выстроена» в форме Квадрата, на что указывал «отец истории Геродот. («Солнечная империя скифо-славян». Глава 4. «Священный Квадрат»; Глава 2. «Двигающиеся вместе с Солнцем»). К слову, столица Скифского царства была именно в нынешнем Каменском городище.

Само же Солнечное Движение было и Движением Полярным. (Глава 3. «Предки полян»)

5. Камень и Река

На знаменитой карте Герарда Меркатора (XVI в.) Гиперборея изображается как полярный Континент, разделённый четырьмя реками. Они, кстати, образуют некий Крест, что свидетельствует о райском символизме Нордического царства. В связи с этим, Гиперборею можно назвать Речной цивилизацией.

Река символизирует собой подчинение и оформление первобытного хаоса. Реки подчиняются Земле - «каменно» скованные её берегами, они катят свои воды по предначертанному руслу. И здесь хаотические воды чудесно преображаются. Они становятся подобными высшим энергиям, которые освящают Землю, двигаясь из великих Небес.

В Книге Бытия сообщается: «Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассирией. Четвёртая река Евфрат (Прат)». (2.10-14)

Мы видим, что символизм четырех рек связан с символизмом одной пра-реки, которая была предназначена для орошения Рая. Это образ высших, небесных энергий, исходящих «вертикально» и образующих крест на горизонтали. Их воды символизируют преображенный изначальный хаос, пронизанный нетварными энергиями («идеями-волениями») Абсолюта.

Из под Алатырь-камня течёт исцеляющий и насыщающий источник (его антиподом следует считать реку Смородину - Стикс). Это можно считать символическим выражением благодатного Рая, Райской Реки и Гипербореи. В геополитическом плане Твердь Алатырь-камня символизируют крупные континентальные государства. Для них характерна именно «речная цивилизация», предполагающая опору именно на речные коммуникации.

Речные цивилизации есть образования гиперборейского типа. Одним из ярчайших примеров такой цивилизации была Русь-Россия. Она наследовала Великой Скифии, которую, как уже обращалось внимание выше, Геродот описывал в виде Квадрата.

Сама Скифия омывалась четырьмя великими реками – Дунаем, Днестром, Днепром и Доном (везде древнейшая основа «дн»). Самая главная река скифов – Днепр, который эллины называли Борисфеном. Здесь очевидна связь с Бореем, Бореей (Варахой) - Нордом, Севером, Гипербореей. Эллины сравнивали и даже отождествляли скифов с гипербореями. А некий анонимный византийский автор в схолиях к сочинению Аристотеля «О небе» писал: «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом , близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось (Σκυθας τους Ρως) и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу».

Морские, океанические цивилизации восходят к Атлантиде, которая была противоположностью Гипербореи. Внутри этого экваториального Острова находилось три круга воды. То есть, Суша не была такой преобладающей как в Гиперборее, и уже, тем более, на разделялась крестообразно – реками. Сама по себе, окружность обладает огромный сакральным символизмом, она выражает круговое движение бытия вокруг Центра. Но, в данном случае, окружностей сразу несколько, и это сильно минимизирует символизм Круга, где главное – именно Центр.

Против государств, особенно континентальных, выступает глобальный транснациональный капитал, который также ликвиден, расплывчат и хаотичен, как и мировые Воды. Он символизируют Воды Хаоса (которые окружают Буян-остров и Алатырь-камень) и стараются размыть государственную Твердь держав. Вообще, надо сказать, что маги Капитала работают как с «низшими», так и с «высшими» водами, стремясь к их объединению. Они надеются максимально пробудить изначальный Хаос, чтобы создать из него свой собственный мир, где им будет отведена роль всемогущих и бессмертных богов. («Магия Капитала»)

Подрывная деятельность против государств направлена на размывание и даже подрыв Твердь Алатырь-камня. При этом, отдельные государства выступают проводниками воли транснационального Окияна, хотя и не всегда ему послушны, в чём проявляется архетип державной Тверди. В первую очередь, это касается западных талассократий, функционирующих в режиме «океанической цивилизации». Ярчайшие примеры – Англия и США. Последние выступают в качестве некоей военно-политической дубины, расчищающей путь мировой плутократии. Несмотря на это транснационалы давно уже составили заговор и против США – по их мнению, уничтожено должно быть любое государство, даже и самое, что ни на есть, талассократическое. («Дорогами Обнуления»)

Священный Алатырь-камень (средоточие видимого неба), связанный с высшим, духовно-райским Небом, соединяет это Небо и Землю, между которыми должен быть мистический брак. Земная держава имеет свой высший, небесный уровень, она обладает воистину райским символизмом. («Райский символизм Державы») Другое дело, что этот уровень может быть чётко выражен (как в священной Империи), а, может быть, и сокрыт множеством наслоений и искажений (как в западных демократиях). В традиционной оптике формой соединения Неба и Земли является Монархия, где Народ (Земля) признаёт верховной Власть Государя, имеющего Небесный мандат. И не случайно, что на Алатырь-камне находится Царский трон.

6. Камень Петербурга

Нельзя не коснуться и символизма Петербурга – города на берегу Невы, название которой звучит как «Навь». И упомянутая сказочная река Смородина именовалась ещё и «Невой-рекой самородной». Для Петебургского символизма (как и для Петра Великого) характерна очень и очень сильно выраженная двойственность. С одной стороны, имеет место «навье», призрачное влияние, «теней» Отсюда и «западничество» (Петербург – на западе), вестернизация - не случайно Запад - сторона, где древние помещали обитель мёртвых, туда западает, закатывается Солнце. С другой стороны - это и Север, это Северный форпост Державы, сдерживающий натиск «теней» с Запада. Питер тесно связан с образом Святого князя Александра Невского, который разгромил западных псов-рыцарей на реке (Нави). И он же разгромил этих псов смердячих («смородных») на Чудском озере.

В городе стоят статуи сфинксов (аспект Гарафены) и статуи грифонов (аспект Гаганы). Сам Пётр С одной стороны, он западник, а с другой - убеждённый державник, пытающийся стать круче и сильнее самого Запада. Петр обладает Грозовым символизмом. «В определённом смысле, - пишет Георгий Павлович, - символика Ильи-пророка (равно как и Перуна-императора) отражена в знаменитом Медном всаднике, подножием которого служит «гром-камень…». Камень действительно является именно громовым символом, что, сразу же обращает внимание на имя – «Петр» («камень»). («Введение в археологию варваров» // «Волшебная гора», T. V)

Таким образом, символизм Петербурга вполне вписывается в символизм Алатырь-камня.

7. Царь Мира и Царь-Камень

Согласно былинам, перед тем, как прибыть в Киев, Илья Муромец направляется к некоему «неподвижному камню». Богатырю удаётся его сдвинуть, а под ним находит коня, оружие и доспехи.

Можно согласиться с тем, что данный камень является Алатырь-камнем. В своём стремлении уподобиться Царю Мира, Герой совершает путешествие в тревожный, пограничный регион, который соседствует с регионами Хаоса. Там он обретает атрибуты богатырского, героического могущества, после чего только и поступает на службу к Царю «обычному» - князю Киевскому Владимиру. И на этой службе богатыри воспроизводят архетип вышеуказанного путешествия, отправляясь на пограничные заставы Руси – с тем, чтобы сдерживать нашествие внешнего врага. Сам Илья стоял на заставах девятнадцать лет.

Камень дарует богатырям некую грозную силу, подобную силе Грозы. И здесь можно вспомнить о Громовых камнях, чей символизм был подробно рассмотрен Рене Геноном в «Символах священной науке» (М., Беловодье, 2002). Там он делает крайне ценное замечание: «Истина же заключается в том, что «громовыми камнями» являются камни, символизирующие молнию; они есть не что иное, как доисторические кремневые топоры, так же, как «змеиное яйцо», друидический символ «Мирового Яйца», есть не что иное, по своей материальной природе, как окаменевший морской еж. Каменный топор — это топор, который разбивает и раскалывает, именно поэтому он олицетворяет молнию; впрочем, эта символика восходит к эпохе исключительно далёкой и объясняет существование некоторых так называемых «обетных топоров», то есть ритуальных предметов, никогда не имевших никакого практического применения в качестве оружия или какого-либо иного инструмента. Это заставляет вспомнить нечто уже известное: то, что каменный топор Парашу-Рамы и каменный молот Тора есть одно и то же оружие; а мы добавим, что это оружие есть символ молнии. Отсюда видно также, что символика «громовых камней» — гиперборейского происхождения, то есть что он связан с самой древней из традиций нынешнего человечества, с той, что действительно является первоначальной для текущей Манвантары».

Судя по всему, Громовые камни есть некие энергии разделяющей и охраняющей Тверди, которые обретает Богатырь, идущий по пути Героической реализации, уподобления Царю Мира.

Сам Царь Мира – сверхличностный Принцип, бытийный Полюс, который противостоит небытийному полюсу. В славяно-русской традиции этого Царя почитали как Белобога (он же – Белый Царь «Голубиной книги»), которого следует сопоставить с «бел-горюч камнем». В языческой оптике теология часто подменяется космологией, а тварным субъектам приписывается Божественная сущность. В теологическом плане это, безусловно, искажение изначальной Традиции. Но в плане священной космологии все верно, только нужно делать поправку – Белобог есть не Бог, но Полюс тварного, плотно-материального мира.

С славянских сказаниях повествуется о противостоянии Бога и дьявола, белой и черной птицы. То есть, имеются ввиду именно Белобог и Чернобог. Чернобог умылся водой (в данном случае символизирующей воды Хаоса) и брызнул ею назад, сотворив инфернальную рать (тысячи существ подобных себе), захотевшую вместе с ним захватить небо, или, по крайней мере, не пустить Белобога на землю. Но творец ударил палицей по некоему Камню и создал божественную рать, возглавляемую ещё одним громовержцем, которым, в теологическом плане, «является» Перун. Он гремел сорок дней и ночей, одержав победу над силами Чернобога, навсегда сброшенного с небес.

Если же «спускаться» в область космологии, то перед нами предстаёт Царь Мира (Вайшванара, Мельхиседек), чьим подобием выступает Герой, обладающий энергиями Тверди, Алатырь-камня. («Русская метафизика Грозы»)

1.0x