пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Сегодня 07 июля 2025
Авторский блог Сергей Ануреев 00:10 18 июня 2025

Налоги с торговли меньше, чем с обрабатывающей промышленности, на триллионы рублей

на стыке статистики ФНС, Росстата и Банка России

По данным опубликованной по итогам января — мая 2025 года статистики, наблюдается снижение нефтегазовых доходов, которое замещается ростом ненефтегазовых доходов, а последние растут неравномерно в сравнении с 2024-м и 2019 годами.

ФНС много лет публикует подробные данные по видам налогов в отраслевом и региональном разрезах, и их можно наложить на валовую добавленную стоимость по данным Росстата и «Мониторинга отраслевых финансовых потоков» Банка России.

Обрабатывающая промышленность платит налогов в 1,8 раза больше оптовой и розничной торговли, хотя вклад промышленности в ВВП, наоборот, на четверть меньше. С 2019 года налоговое бремя на промышленность увеличилось на 30% больше прироста ВВП, а на торговлю — снизилось на 20%. Недобор налогов с торговли — около 6,5 трлн руб. в год.

Поступления налога на прибыль увеличились на 10% в соответствии с ростом номинального ВВП, хотя ставка налога выросла с 20% до 25%, что не отразилось на его поступлениях.

Поступления с малого бизнеса в рамках УСН выросли на 5%, как рост числа индивидуальных предпринимателей на 6%, но с игнорированием роста ВВП на 10%.

Мигранты по патенту и самозанятые по профессиональному доходу заплатили 25 млрд и 30 млрд руб. за I квартал с ростом на 12% и 52% соответственно, но это в пересчёте на каждого из 6,5 млн мигрантов и 13,3 млн самозанятых — всего 1,3 тыс. и 0,8 тыс. руб. в месяц на человека, что крайне мало.

Государственная Дума РФ 10 июня приняла во втором чтении поправки в федеральный бюджет 2025 года: снизились нефтегазовые доходы, выросли ненефтегазовые доходы и расходы, а также дефицит с 1,2 трлн до 3,8 трлн руб. Опубликована статистика исполнения федерального бюджета за май, что важно для анализа в связи с падением мировых цен на нефть из-за пошлин Трампа и охлаждением российской экономики из-за высокой ключевой ставки. Хотя оба фактора действуют уже много месяцев, у них отложенный эффект, который как раз в мае и июне уже проявляется в полной мере.

У нас есть несколько видов статистики. Так, Росстат предоставляет статистику либо фрагментарно, либо с большим временным лагом, а бюджетная статистика выходит спустя десять дней после окончания месяца. Банк России столь же оперативно и более детально публикует «Мониторинг отраслевых финансовых потоков». Ещё есть поквартальные данные Федеральной налоговой службы с временным лагом месяц по всем видам налогов в отраслевом и региональном разрезах, пока за I квартал.

По данным Минфина по федеральному бюджету, за май доходы составили 2458 млрд руб. (на 145 млрд руб. меньше мая 2024 г.), включая нефтегазовые доходы 513 млрд руб. (минус 281 млрд руб., или 35%) и ненефтегазовые доходы 1946 млрд руб. (плюс 137 млрд руб., или 7,6%). Расходы в мае составили 2626 млрд руб. (плюс 434 млрд руб. к маю 2024 г., или 20%).

Ненефтегазовые доходы в мае 2025 года к маю 2024-го выросли ровно на величину обновлённой плановой инфляции из поправок к бюджету, что косвенно указывает на отсутствие экономического роста в мае. До того Минэкономразвития сообщало, что реальный рост ВВП в годовом выражении (к аналогичному месяцу предыдущего года) составил в марте 1,1%, в апреле 1,9%, в среднем за январь — апрель 1,5%, а майские данные будут только в начале июля.

Месячный дефицит в мае скакнул до 168 млрд руб. (при профиците 410 млрд руб. годом ранее). Профицит мая и последующих месяцев был важным элементом бюджетного импульса начала года, когда весь годовой дефицит реализовывался в январе — феврале в виде авансирования расходов, с нормализацией и даже профицитом в последующие месяцы. Теперь в этом году дефицит за первые пять месяцев составил 3 393 млрд руб. (ещё добавится около 400 млрд руб. согласно поправкам), а год назад дефицит был 730 млрд руб.

Три основных изменения в бюджете относительно 2019 года делают весь дефицит, и даже с запасом: рост процентных расходов с 0,9 трлн до 3,2 трлн руб., субсидирования ипотеки и других приоритетных кредитов с 0,3 трлн до 2,4 трлн руб., топливного демпфера с 0,3 трлн до 2,7 трлн руб. (до поправок было 4,1 трлн руб.). Суммарно эти три фактора дают прирост расходов 6,8 трлн руб. относительно 2019 года, почти вдвое больше возросшего дефицита. Это детально расписано в газете «Завтра» в статьях «Ключевую ставку пора снижать: временной лаг, риск переохлаждения, дефицит бюджета» и «Субсидирование ипотеки и топливный демпфер «нахлобучили» бюджет на 5 триллионов».

Теперь рассмотрим детальную статистику ненефтегазовых бюджетных доходов по данным ФНС за I квартал. Значительные внешние вызовы и структурные изменения в экономике затрудняют сопоставления, особенно в столь короткой заметке, но некоторые укрупнённые выводы всё же возможны. Оттолкнёмся от относительной динамики ВВП по годам: 110 трлн руб. в 2019 году, 201 трлн руб. в 2024-м и плановые 222 трлн руб. на 2025 год (последнее число — из пояснительной записки к поправкам в бюджет). То есть номинальный рост ВВП (реальный плюс инфляционный) 10,4% в 2025 году к 2024-му, 102% в 2025-м к 2019 году, 82,7% в 2024-м к 2019 году.

Похожая логика сравнения номинального прироста относительно 2019 года используется в публикуемом Банком России «Мониторинге отраслевых финансовых потоков», где упрощённо считаются среднедневные поступления на счета организаций в конкретном месяце или неделе относительно 2019 года. Из прироста ВВП 2025 года к 2024-му на инфляцию приходится 7,6% и на реальный рост — 2,5% (плюс немного статистических неточностей), а в 2025-м к 2019 году — 12,4% на реальный рост (были спады из-за ковида и в первый год СВО) и почти 90% на накопленные инфляцию и погрешности статистики. Для сравнения: в США реальный рост ВВП за эти же годы 10,8%, и инфляция, по мнению Трампа, за годы Байдена — 40%.

Теперь посмотрим на динамику доходов бюджетной системы за I квартал по данным ФНС (не только федерального бюджета, а ещё региональных, местных бюджетов и внебюджетных фондов, по форме 1-НОМ).

Отрасли добычи нефти и газа заплатили в I квартале 2019 года налогов 1 807 млрд руб., в I квартале 2024 года — 3 810 млрд руб. и в I квартале 2025 года — 3 608 млрд руб. Оперативные краткие данные Минфина по исполнению федерального бюджета давали 3 727 млрд руб. нефтегазовых доходов в I квартале 2025 года. То есть в 2025 году относительно 2019 года налогов эти отрасли заплатили почти на 100% (в два раза) больше, очень близко к 102% номинального роста ВВП, хотя относительно 2024 года поступления снизились на 5,3%. Следует подчеркнуть, что основное падение нефтегазовых доходов произошло в апреле и особенно в мае, статистика по которым от ФНС будет в начале августа.

Все другие отрасли, кроме добычи и переработки нефти и газа, заплатили: 10 227 млрд руб. в I квартале 2025 года, 9 487 млрд руб. в I квартале 2024 года и 4 831 млрд руб. в I квартале 2019 года. То есть в 2025 году относительно 2019-го прирост составил 117%, с приличным опережением прироста номинального ВВП 102%, но относительно 2024 года прирост составил 7,8% при плюсе ВВП 10,4%. Если прирост налогов обгоняет прирост ВВП, значит, совершенствуется налоговое администрирование и законодательство, а если отстаёт — должны возникать вопросы.

Где произошло торможение поступления налогов, пусть пока и незначительное?

Поступления налога на прибыль в I квартале этого года относительно прошлого (все отрасли, кроме нефтегаза) вроде бы выросли с 1 810 млрд до 1 995 млрд руб., почти аккурат на 10,2% прироста номинального ВВП. Однако ставка налога на прибыль была повышена с 20% до 25% в дополнение к росту ВВП 10%, и поступления должны были вырасти на треть (возможно, суммарная прибыль сократилась за счёт высокой ключевой ставки и роста процентных расходов, инвестиционного вычета из базы налога на прибыль, переохлаждения отдельных отраслей или манипуляций с прибылью?).

Не будем утомлять наших читателей нудными цифрами по каждому из основных налогов, а сразу покажем динамику. По первым кварталам в годовом сопоставлении поступления НДС выросли на 12,1%, НДФЛ — на 13,6%, социальных взносов — на 14,8%, то есть даже сверх номинального роста ВВП с учётом совершенствования налогового администрирования и законодательства. Рост по НДФЛ опережает рост ВВП, хотя полностью эффект введения прогрессивной шкалы проявит себя ближе к концу года, поскольку за I квартал многие богатые ещё не добрались до высоких ставок.

Поступления в рамках упрощённой системы налогов выросли на 5%, примерно как число индивидуальных предпринимателей выросло за год на 6%, но отстав от номинального роста ВВП 10%.

Поступления налога на профессиональный доход (самозанятые) выросли на 53%, а от патентов (мигранты) — на 12%, казалось бы, опередив рост номинального ВВП, а по самозанятым — и прирост их численности 29%. Если же разделить поступления этих налогов 30 млрд и 25 млрд руб. за квартал на 13,2 млн самозанятых и 6,5 млн мигрантов и на три месяца, то получим по 0,8 тыс. и 1,3 тыс. руб. на человека в месяц. Средняя зарплата в I квартале составила 97,5 тыс. руб., и даже уплата налога по ставке 6% должна была бы дать почти по 6 тыс. руб. (хотя, разумеется, не все самозанятые работают постоянно с такими усреднёнными доходами). Стоимость патента устанавливается фиксированной, но от средней зарплаты по региону и ставки УСН. Если соотнести поступления со ставкой НДФЛ 13% и социальных взносов даже по льготным 15%, то налогов стало бы ещё в разы больше.

Особенно обескураживает небольшой рост налогов от патентов на фоне усиления миграционного контроля, хотя эксперимент по контролю за мигрантами через приложение мобильного телефона пока только утверждён для Москвы и ещё не дал результатов, как и воссозданная миграционная служба пока ещё не провела все необходимые изменения.

Газета «Завтра» писала об этом в заметке «Мигрантономика: Россия недополучает с мигрантов более трёх триллионов рублей».

Посмотрим динамику налогов в избыточной торговле (мы много раз писали, что эта сфера стала самой большой в нашей стране и самой «слабозанятой»). По данным Росстата за 2024 год, вклад оптовой и розничной торговли по валовой добавленной стоимости (ВДС) в ВВП составляет 14%, даже не считая связанных с торговлей логистики, недвижимости и самозанятых в доставке. Для сравнения, вклад нефтегазового сектора в ВВП составил 14,5% (почти как в торговле), а в обрабатывающей промышленности 11,5% (не считая нефтепродуктов).

Торговля заплатила налогов и сборов в I квартале 2025 года 1 341 млрд руб., а обрабатывающая промышленность — 2 397 млрд руб., в 1,8 раза больше торговли, хотя со вкладом в ВВП на четверть меньше. Если считать по вкладу в ВВП и распространить на торговлю налоговое бремя промышленности, то торговля должна бы заплатить почти 3 трлн руб., а не фактические 1,34 трлн руб. за квартал (то есть дополнительные 1,66 трлн в квартал или более 6,5 трлн руб. за год).

Поступление налогов с торговли в 2025 году относительно 2024-го сократилось на 2% (казалось бы, ерунда, но ВВП вырос на 10%, и ещё декларировалось усиление налогов), а с обрабатывающей промышленности — выросло на 13,4%. По сравнению с 2019 годом, при росте номинального ВВП на 102%, налоги на торговлю выросли на 80%, а на промышленность — на 130%. Получается, что торговля систематически сокращает свои налоги, а налоговое бремя на промышленность растёт опережающими темпами.

СМИ сообщали о вынужденных отпусках на таких гигантах обрабатывающей промышленности, как Ростсельмаш и АвтоВАЗ, но в торговле всё кажется благополучным. Разве что периодически сообщают о скандалах между традиционной торговлей и маркетплейсами, хотя первая никак не сокращается, а вторые бурно растут. Именно с буйством торговли связана половина ИП и самозанятых при одной седьмой вклада торговли в ВВП, а новости типа «Рабочие со стройки и производства ушли в такси и доставку» стали привычными.

Именно торговля внесла существенный вклад в скачок инфляции, если отталкиваться от данных Банка России. Так, поступления на счета организаций розничной торговли составили за январь — май 2024 года относительно 2019-го в среднем плюс 64%, а за эти же пять месяцев 2025 года уже плюс 115%, удвоив прирост всего за год. Хотя, по данным Росстата, оборот розничной торговли вырос всего на 3,2% за вычетом инфляции и инфляция 9,5%, никак не на прирост 51% по данным Банка России. Торговля нарастила звенья посредничества - к статистике денежных потоков вопросы или к статистике Росстата?

Подобные, но более детальные расчёты можно произвести в региональном разрезе, по видам торговли и малого бизнеса, найти, кто конкретно недоплачивает налоги. Это уже работа региональных налоговых инспекций и, возможно, общественных советов при них и депутатов. Как минимум полезно, что ФНС и Банк России оперативно публикуют обширную интересную статистику.

Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС

Автор - доктор экономических наук

1.0x