В торговле только официально работает 11 млн человек — больше, чем в любой другой сфере, даже не считая неформальную занятость и смежные отрасли, и зачастую эти миллионы ежедневно сидят часами без дела, с минимумом покупателей.
Никого не удивляют серьёзные меры сокращения неэффективной загрузки в общественном транспорте, госуслугах через МФЦ, в энергетике, образовании и здравоохранении, так почему бы не ограничить время торговли, скажем, с 13 до 21 часа, закрыть излишние точки и сократить площади при превышении в конкретных районах двойной средней по России? Ведь мнимое удобство покупателей при избыточной торговле фактически означает перекладывание её растущих издержек в цену товаров.
Самой торговле, её крупным игрокам выгодно пакетное соглашение по сокращению точек и издержек при сохранении в целом распределения потребительского спроса.
Государство, с одной стороны, может предоставить для анализа обезличенные данные онлайн-касс и дать точечные льготы по налогу на недвижимость, а с другой стороны, способствовать сокращению банковского кредитования и эффективному правоприменению новаций в области миграции и дробления бизнеса.
Предложение ФАС об ограничении числа пунктов выдачи заказов следует расширить на все основные форматы торговли с разъяснением нормативов.
Официальные меры повышения производительности труда
Сбалансированный рост экономики, импортозамещение и технологический суверенитет, снижение инфляции и стабильный курс рубля упираются в дефицит кадров. Много написано о том, что рабочие ушли в такси и доставку, что пицца приезжает за 15 минут при дефиците в сотни тысяч школьных учителей. Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что сейчас открыто 1,5 млн вакансий, а к 2030 году потребуется дополнительно привлечь в экономику 0,8 млн новых работников, и ещё 10,1 млн необходимы для замещения выходящих на пенсию.
Основной упор власти делают на повышение производительности труда в рамках национального проекта «Кадры», на который выделено 116 млрд руб. на предстоящие 6 лет. Планируется модернизировать государственные центры занятости исходя из потребностей рынка труда и с цифровой платформой «Работа в России». Меняется и подготовка в учебных заведениях под прогноз потребностей экономики, с ростом трудоустройства выпускников по специальности, трёхлетним высшим после колледжа («Профессионалитет»). Больше внимания и денег будет на переподготовку взрослых людей, испытывающих трудности с трудоустройством и желающих сменить профессию. Предполагаются меры по повышению престижа рабочих профессий, содействию занятости отдельных групп населения (молодёжи, инвалидов, семейных людей).
Применительно к самым перегретым отраслям — такси и доставке — власти постепенно ужесточают условия работы, включая особую регистрацию людей (при таксопарках, с дактилоскопией) и транспортных средств (номерные знаки на курьерские коробки и электровелосипеды), аттестацию на знание правил работы и знание улиц регионов (с 1 марта 2025 года в Москве и области), потенциальное использование только отечественных автомобилей (законопроект прошёл первое чтение).
Точнее, следует говорить о выравнивании требований по сравнению с рабочими промышленности и строительства, где они сложнее и жёстче, чем в такси и доставке. Хотя некоторые лоббисты предрекают коллапс отрасли из-за того, что половина таксистов не пройдёт тесты на знание города, а для использования отечественных автомобилей они требуют субсидий, как будто такси является массовой социальной услугой.
Избыточные огромные торговые центры и рынки
Сначала ковид, а затем уход западных брендов подорвали традиционную экономику торговых центров. Хотя ещё до этих событий стала очевидной избыточность крупных новых торговых центров, особенно в столичных регионах. Теперь покупатели всё чаще приходят в магазины просто приглядеться к товарам и потом заказывают их через маркетплейсы. Последние же стали каналом серого импорта малыми партиями через малый бизнес, каналом экономии на налогах и пошлинах, чего не могут себе позволить крупные торговые сети на основной системе налогов. Обновлённый законопроект о платформенной экономике в конце февраля внесён Минэкономразвития России в правительство.
К торговле вообще, как к крупнейшей по занятости сфере отечественной экономики, необходимо более пристальное внимание правительства. Сборник Росстата «Труд и занятость 2023» указывает, что из 72 млн занятых на торговлю оптовую и розничную приходится 11,2 млн человек, а на обрабатывающие производства — 10,1 млн человек. Аналогичные цифры из сборника «Москва в цифрах» Мосстата 2023 года: 5,4 млн общей занятости в организациях, 1 млн приходится на торговлю, по 0,4 млн на производство и строительство. Следует добавить внушительную неформальную занятость в торговле, а также приличную часть занятости в смежных с торговлей отраслях хранения и доставки, операций с недвижимостью.
Чтобы увидеть перегибы занятости в торговле, любой политик, чиновник, журналист или просто гражданин может посетить в будни в первой половине дня типичный торговый центр или строительный рынок, даже флагманские новейшие московские торговые центры «Авиапарк» на Ходынке или «Ривьера» на Автозаводской, устаревший Ленинградский рынок или «Экспострой» на Нахимовском.
Приличное количество покупателей бывает в торговых залах в будни вечерами и в выходные с обеда. В большую часть двенадцатичасовой семидневки посетителей (не говоря уже о покупателях) будет меньше, чем продавцов, а продавцы будут праздно сидеть на своих рабочих местах часами, изредка окликая стандартными фразами редких покупателей. Можно долго рассуждать о дефиците кадров, трудностях привлечения молодёжи на производство или на стройку, если можно праздно сидеть большую часть рабочего дня за приличную зарплату, временами больше, чем на производстве.
Подобная «работа» на минимуме покупателей характерна и для небольших или средних торговых точек, магазинов розничных торговых сетей формата «у дома», многочисленных аптек, алкомаркетов, вейп-шопов. Казалось бы, в каждой отдельной небольшой торговой точке «трудится» всего десяток человек, но суммарно набираются миллионы с праздной занятостью.
Сотня магазинов моего района вместо десятка КБ и заводов
Грустная шутка: КБ — это не алкомаркет «Красное и белое», а конструкторское бюро.
Для иллюстрации избыточности торговли полезно процитировать статью «Избыточный ритейл» в газете «Завтра», опубликованную в январе 2021 года, на примере района проживания автора. «Район в пределах двух станций метро, двух административных районов с населением суммарно 140 тыс. человек, 30 минут пешком в любой конец районов.
В советские времена здесь работали крупные Ленинградский рынок и гастроном (в простонародье — генеральский), «Диета», «Океан», «Молоко», «Мясо», по два магазина «Продукты» и «Овощи», три булочные. В те времена в районе было четыре авиационных конструкторских бюро и одно космическое КБ, два авиасборочных завода, головное КБ по авионике, КБ по авиационной автоматике, головное КБ по системам ПВО, три крупных отраслевых проектных строительных института, один домостроительный комбинат. Не будем о грустном, о том, что с ними стало, — сохранилось лишь несколько КБ, в основном с вывесками, инженерными архивами и пенсионерами.
В конце 2020 года работают три «Пятёрочки» и один «Перекрёсток», три «Магнита», шесть «Дикси», три «Магнолии», восемь «Вкусвиллов», четыре «Азбуки вкуса», «Мираторг», «Билла», «Верный», «Ашан» (формально в соседнем районе), пять алкомаркетов «Красное и белое» и «Бристоль». Кроме того, работают шесть несетевых магазинов, две ярмарки выходного дня, из 1990-х годов остались нетронутыми два «куста» ларьков, и четыре «куста» ларьков перебрались в первые этажи жилых зданий. Из нынешних 51 магазина или «кустов» ларьков за вторую половину 2010-х годов появилось 27, именно как результат экспансии крупных сетей».
Добавим один огромный и два средних по размерам торговых центра у ближайших станций метро, два огромных торговых центра у станций метро в одном перегоне от ближайших. С 2021-го по 2025 год закрылась только «Билла», но открылось ещё пять алкомаркетов, две «Пятёрочки», один «Спар», 26 пунктов выдачи заказов трёх маркетплейсов, 19 магазинов электронных сигарет (вейп-шопов), а также средний по размерам торговый центр на месте советского кинотеатра.
Потенциал ограничений торговли по Собянину
На Питерском экономическом форуме в июне 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что Москва объединяет научный, промышленный и кадровый потенциал, автоматизацию и роботизацию, рынок сбыта и кооперацию. Новая экономика — это не только ИТ и услуги, это и новая конкурентная промышленность, с нашей независимостью в фармацевтике, автомобилестроении, самолётостроении, ракетостроении. «Москва в начале 2000-х годов тоже попалась на модную историю, что надо все заводы закрыть, всё в провинцию вывести, а тут будут ресторанчики, кафе, и на этом всё. Но так не работает». «Завтра» обращала на это внимание в заметке «Возвращение заводов: по следам интервью Сергея Собянина».
В начале руководства столицей Собяниным у каждой станции метро было чуть ли не по несколько десятков ларьков, у многих станций метро были рынки с сотнями ларьков. Ларьки зачастую дублировали друг друга, и большую часть времени продавцы там сидели без покупателей. Чрезмерность ларьков сделала их бизнес малорентабельным. Потребительские расходы тогда сократились из-за девальвации рубля конца 2014 года и последующего спада экономики. Город искал дополнительные антикризисные источники дохода в виде повышения налога на недвижимость. Наведение порядка в торговле, снос в середине 2010-х годов подавляющей части ларьков, небольших некапитальных сооружений торговых центров и рынков позволили оставшимся торговым точкам увеличить рентабельность и потянуть налог на недвижимость по кадастровой стоимости. И город стал намного опрятнее.
Плюсы сноса ларьков были очевидны, и многие города последовали московскому примеру. Потом дела в экономике наладились, потребительский спрос увеличился, и были построены дополнительные крупные торговые центры. Теперь произошло изменение потребительской парадигмы (уход западных брендов), и усилились новые форматы торговли (маркетплейсы).
Поскольку Москва была лидером в ликвидации избыточных ларьков, а сейчас стала пионером в ужесточении регулирования такси и доставки, то теперь время договориться о сокращении, условно наполовину, стационарной торговли в жилых домах, крупных торговых центрах и немногих оставшихся рынках.
В конце февраля вышла новость об активизации ФАС по регулированию пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов. В новости ссылаются на решение подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций органов исполнительной власти под руководством вице-премьера Дмитрия Григоренко. Некоторые перепечатки новости указывали на потенциал оптимизации двух третей ПВЗ. Чуть после вышло уточнение самой ФАС о том, что критерии антимонопольного регулирования ПВЗ пока только разрабатываются.
Наши читатели должны понимать, что избыточная торговля при всём удобстве для покупателей (близость магазинов, большой их выбор и т. д.) перекладывает свои растущие издержки в цену товаров и на наши кошельки, особенно в торговле скоропортящимися продуктами. Регулировать по линии ФАС необходимо все основные форматы розничной торговли по схожим нормативам часов работы, площадей, числу точек, обоснованности применения упрощённой системы налогов и дробления бизнеса, чтобы не допускать доминирования любых форм торговли и торговых организаций, помочь сократить издержки всей торговле.
Простые меры сокращения избыточной торговли
Можно совершенно безболезненно для розничной торговли установить время работы, например, с 13.00 до 21.00. В утренние часы оставить возможность работы только дежурным магазинам шаговой доступности и аптекам. Такая простая мера сократит занятость в торговле как минимум на треть, если не наполовину.
Стоит задуматься о закрытии части торговых площадей, если в конкретном районе обеспеченность метрами торговли на тысячу жителей вдвое больше среднероссийской. Во многих таких районах можно найти устаревшие торговые площади или магазины в бывших промышленных зданиях.
Во многих немецких и итальянских городах подобное регулирование есть, и подавляющая часть точек розничной торговли открывается никак не рано, закрывается примерно в 19–20 часов и не работает по воскресеньям. В тех же странах действует жёсткое согласование открытия новых магазинов, небольших — властями муниципалитетов, средних — землями, а крупных торговых центров — правительством.
В России подобные ограничения сейчас обкатываются в отдельных регионах в торговле алкоголем, с ограничением времени работы точек (особенно серьёзно в Вологодской области), размещения во дворах жилых домов (Московская область). Федеральные власти начали дискуссию об ужесточении ограничения торговли электронными сигаретами и вейпами (подобный законопроект по решению Вячеслава Володина рассматривается в одном из комитетов Госдумы).
Гибкость графика работы свойственна многим отраслям. Общественный транспорт увеличивает интервалы в непиковое время, поскольку никому в голову не приходит массово и часто гонять пустые автобусы ближе к полудню, утром в выходные или поздним вечером в будни. Многофункциональные центры государственных услуг объединили в одном помещении представителей многочисленных ведомств, стали предоставлять множество услуг в одном окошке, сократили разрозненные площади, гибко подходят к числу работающих окошек в разные часы суток и дней недели. В электро- и теплогенерации никто не будет круглосуточно освещать и круглогодично обогревать всю недвижимость.
Скромно упомянем противоречивую оптимизацию образования и здравоохранения методом укрупнения учреждений, уплотнения классов и пациентов. Почему к торговле не применяются похожие показатели нагрузки работников и эффективности организаций, как в образовании и здравоохранении? Такие предложения публиковались в «Завтра» в заметке «Уроки локдауна: оптимизировать торговлю по образцу образования» в ноябре 2021 года.
Интерес самой торговли в оптимизации
Для кредитных работников банков и менеджеров самих организаций торговли не секрет, что избыточность торговли финансировалась крупными банками в кредит. До поры до времени залог недвижимости считался надёжным, особенно с большим дисконтом. Почти за каждым крупным торговым центром, особенно новым, стоит какой-то крупный банк, как и за построением каждой крупной торговой сети.
Газета «Завтра» акцентировала на этом внимание в заметке «Пузырь коммерческой недвижимости» в сентябре 2021 года. Тогда мы писали: «Избыточная торговля для владельцев нежилой недвижимости уже не является высокоприбыльным бизнесом. Онлайн-торговля, закредитованность, налог по кадастру, размывание трафика на большое количество конкурентов сократили реальную рентабельность сдачи в аренду до 2–3% годовых в удачных проектах и до скрытых убытков у неудачных.
После предыдущих кризисов с рынка уходили «Седьмой континент», «Рамстор», БИН, «Мосмарт», «Копейка» и другие. В 2020–2021 годах волна банкротств была отложена пониженными ставками по кредитам и иными мерами господдержки, которые сейчас уходят в прошлое». В 2024–2025 годах условия кредитования отнюдь не такие щедрые, и пока только инфляция стала временной подпоркой рентабельности торговли.
Продуктовая розница из-за инфляции же периодически попадает под регулирование со стороны власти, которая пытается ограничить наценку на социально значимые товары. Наценка же зависит от издержек самой торговли, а дефицит кадров и инфляция увеличивают зарплаты продавцов и арендные ставки. Избыточная торговля «проедает» сама себя, так что собственники организаций торговли должны быть заинтересованы в решении проблемы дефицита кадров.
Торговля в нашей стране похожа на олигополию. На это указывает огромное число магазинов «Магнит», «Пятёрочка», «Дикси», «Красное и белое» в каждом районе. Крупные торговые центры также обычно принадлежат узкому кругу бизнесменов из рейтингов типа «Короли российской недвижимости». Даже если кажется, что за буйством алкомаркетов или вейп-шопов стоит малый бизнес, то обычно это либо франшиза, либо крупный оптовик и импортёр.
При пакетном соглашении между крупными игроками количество точек и метры, а значит, и издержки можно сократить, скажем, на треть, всеми основными участниками торговли. При таком соглашении можно отрегулировать и географию закрытия, чтобы потребительский спрос примерно в прежней пропорции распределился на остающиеся метры и точки.
Государство может помочь с прозрачностью критериев неэффективных торговых точек и метров, времени простоев и концентрации продаж, просто предоставляя обезличенные данные с онлайн-касс профильным ассоциациям. Пакетное соглашение государство может подкрепить «пряником» льгот по налогу на недвижимость при закрытии и перепрофилировании торговых метров под социальные или производственные нужды.
В качестве «кнута» в достижении пакетного соглашения государство может использовать силу крупнейших банков, в основном государственных, которые должны сократить избыточное кредитование торговли. Наконец, мощнейшим средством в руках государства является правоприменение обновлённых норм миграционного законодательства, законодательства по противодействию дроблению бизнеса, стандартов пожарной и общественной безопасности.
Или торговля по-прежнему будет вне целей национального развития (Майских указов), вне государственных программ, вне повестки сбалансированного роста экономики? Буквально следует задуматься, сколько из сотен показателей и страниц правительственного Единого плана по достижению национальных целей прямо затрагивают торговлю? Давайте спросим собственников и руководителей крупных торговых сетей и торговых центров, в чём конкретно они видят свою роль в сокращении дефицита кадров и повышении производительности труда. Не должна сфера с крупнейшей занятостью оставаться вне национальной повестки.
Автор - доктор экономических наук
Илл. Питер Брейгель- старший. «Страна лентяев» (1567 г.)