Сообщество «Экономика» 00:00 23 июня 2024

Возвращение заводов

по следам интервью Сергея Собянина

Согласно официальным данным московской статистики, в торговле работает в три раза больше людей, чем в обрабатывающей промышленности. Мэр столицы говорит о каждом десятом занятом в промышленности от числа всех занятых и о дефиците кадров.

В статье предлагается ограничить работу торговли и сферы услуг по времени с обеда до непозднего вечера (исключая продуктовые магазины), поскольку утром торговые центры и магазины в основном пустуют, по аналогии с ограничением торговли алкоголем; разобраться с занижением налогов в торговле из-за неправомерного дробления бизнеса и подмены трудовых отношений самозанятыми, объективно меньше распространённого в промышленности; сократить в два раза избыточные магазины и торговые центры, особенно в тех районах, где показатель площади торговой недвижимости на жителя выше среднего по городу, как ранее закрывали избыточные ларьки и рынки.

На Питерском экономическом форуме в интервью одному из ведущих деловых СМИ мэр Москвы Сергей Собянин заявил о возвращении производства в столицу. Он отметил, что многие города мира начали переосмысливать тренды своего развития и говорить о новой индустриализации. Когда-то во всём мире было модно выводить промышленность из городов. "Москва в начале 2000-х годов тоже попалась на эту модную историю, что надо все заводы закрыть, все в провинцию вывести, а тут будут ресторанчики, кафе, и на этом всё. Но так не работает". Собянин подчеркнул, что Москва объединяет научный, промышленный и кадровый потенциал, автоматизацию и роботизацию, рынок сбыта и кооперацию. Новая экономика — это не только IT и услуги, это и новая конкурентная промышленность, с нашей независимостью в фармацевтике, автомобилестроении, самолётостроении, ракетостроении.

Мэр напомнил, что доля добавленной стоимости обрабатывающих отраслей московской промышленности — четверть от всей страны. В Москве в промышленности работает 700 тыс. человек, при этом есть дефицит кадров. Раньше значительная часть сырьевых экспортных доходов оседала за границей, но буржуины сделали всё, чтобы доходы из России не уходили и оставались у нас. Наш собственный бизнес гораздо перспективнее с точки зрения инвестиций, чем иностранцы, которые рубль вложили и два вывели. Промзоны занимают треть территории столицы, многие находятся в полузаброшенном состоянии. Есть хорошие промышленные предприятия, но большая часть промзон была просто убита, распродана, сдаётся в аренду. Необходимо комплексное развитие территорий, и соответствующие законы приняты.

Нельзя не похвалить Сергея Семёновича за столь важное, стратегическое видение, для реализации которого следует обратиться к некоторым идеям, откуда взять ресурсы для промышленного развития. Необходимы прежде всего кадры (которые в Москве в дефиците), территории с недвижимостью (которых достаточно), а также деньги на инвестиции (которые могут выделить сырьевики, если немного перефразировать идеи мэра).

Ранее, в декабре 2023 года, Собянин говорил, что каждый десятый москвич работает в промышленности. Продолжим эту мысль указанием на огромный потенциал перераспределения занятости из других сфер в промышленность. К сожалению, пока предпочтения москвичей не в её пользу: на официальном городском портале mos.ru есть новость августа 2022 года со ссылкой на столичный центр занятости, что "москвичи предпочитают сервисную индустрию, оптовую и розничную торговлю, а также транспорт и логистику".

Обратимся к краткому статистическому сборнику "Москва в цифрах" 2023 года, содержащему данные за 2022 год, в том числе численность работников по видам экономической деятельности. Всего этот сборник показывает 5276 тыс. человек занятых, имея в виду официально занятых по трудовым договорам, без самозанятых и теневой занятости, без занятых в Московской области.

Итак, в обрабатывающем производстве занято 392 тыс. человек, строительстве — 369 тыс. человек, здравоохранении — 353 тыс. человек, образовании — 323 тыс. человек, госуправлении и военной безопасности — 266 тыс. человек, в культуре и спорте — 113 тыс. чел., в ЖКХ (электроэнергия, газ, вода, отходы) — 96 тыс. человек. Тогда как в торговле занято 987 тыс. человек, транспорте и хранении — 381 тыс. человек, информации и связи — 429 тыс. человек, финансах и страховании — 360 тыс. человек, в операциях с недвижимостью — 259 тыс. человек, профессиональной, научной и технической деятельности — 587 тыс. человек, административной деятельности — 251 тыс. человек.

Получается, что, согласно официальной статистике, на первом месте — занятость в торговле, которая ещё и почти в три раза выше, чем в обрабатывающей промышленности; на вторых-третьих местах — профессиональная деятельность (Росстат не конкретизирует, какие именно профессии сюда входят), а также информация и связь, лишь на четвёртом месте — обрабатывающая промышленность, к тому же примерно одного масштаба занятости с ещё несколькими отраслями сферы распределения.

Обратимся к официальным данным по площади московских промзон. Официальный портал Градостроительного комплекса Москвы stroi.mos.ru сообщает о 19 тыс. га и 17% территории "старой" Москвы. Генплан Москвы до 2020 года предполагал сокращение площадей промзон с 20,5 до 15 тыс. га, и территории ряда некогда флагманских промышленных предприятий в 2010-е годы перестроены под недвижимость (ЗИЛ, "Серп и Молот", МиГ и т. д.). К сожалению и в противоречие с последними высказываниями Сергея Семёновича, многие промзоны всё ещё официально рассматриваются под жилую и коммерческую недвижимость, а не под рост промышленности.

Для сравнения, особо охраняемые природные территории в Москве занимают 20 тыс. га (чуть больше площади промзон), улично-дорожная сеть — 11 тыс. га, земли под ЛЭП с их санитарно-защитными зонами — 9 тыс. га (при переносе ЛЭП под землю образуется значимый резерв территорий, и такая программа ранее утверждалась).

Про деньги и инвестиции в этой статье писать не будем, поскольку городская политика призвана влиять на кадры и недвижимость, а на деньги в основном влияют крупные предприятия и банки федерального масштаба, а также федеральные органы власти.

Именно власти города отвечают за градостроительную и земельную политику, то есть за распределение земель и зданий по категориям под промышленность, коммерцию или жильё. Промышленность объективно ограничена в деятельности на землях и в недвижимости коммерческого или жилого назначения.

Городские власти влияют и на занятость в сфере потребления (торговля, услуги и т. д.): прямо — через профильные департаменты городского правительства и косвенно — через взаимосвязь с региональными управлениями федеральных органов власти (налоговая, Роспотребнадзор и т. д.). Формально предприятия самостоятельно реализуют кадровую политику, особенно крупные, но именно малый бизнес в сфере потребления доминирует в занятости в Москве, а власти города более чем на него влияют.

Дефицит кадров, на котором акцентировал внимание мэр, является результатом бурного развития в первую очередь сферы потребления, во многом разросшейся на территориях бывших промышленных предприятий. По московской статистике, город стал лидером среди столиц стран мира по метрам коммерческой недвижимости на душу населения (к слову, по размерам городского бюджета конкурирует за 1-2 места с Нью-Йорком). Дефицит кадров усилился особенно с 2020 года, когда произошёл бум доставки, а также немного ранее, из-за бума такси. Многие руководители предприятий промышленности и строительства тогда заявляли в СМИ, что рабочие ушли в такси и доставку.

Резервы кадров также следует искать именно в избыточной торговле и услугах. Конечно, типичный доставщик, раскладчик, кассир, бариста или таксист не сможет сразу или вообще стать сварщиком, слесарем, плотником. К тому же современная промышленность основывается на сложнейшем оборудовании, с которым совладает даже не каждый специалист с профильным образованием.

Однако наиболее деятельные молодые и возрастные работники должны быть заинтересованы сделать выбор в пользу промышленности, а не торговли или услуг. Необходимо в корне поменять состояние рынка труда, при котором разливать кофе или охранять магазин в Москве выгоднее и проще, чем работать на конвейере автомобильного завода.

Сокращение избыточной торговли в виде огромного числа ларьков, небольших торговых центров и рынков было реализовано в первые годы Собянина на посту мэра. Та мера была стратегически верной, серьёзно улучшившей наше восприятие города. Но было построено и изрядно много новых гигантских торговых центров, чуть ли не в каждом районе.

Можно привести пример ликвидации пресловутого Черкизона, который на своём пике обеспечивал занятость более 100 тыс. человек, хотя официально там трудилось всего 14 тыс. Власти закрыли тот рынок, хотя некоторые его части впоследствии переехали на рынок "Садовод", который к садоводству отношения почти не имеет.

Первая волна ковида показала способность властей серьёзно ограничивать скопления людей в целом, особенно в торговых центрах, ресторанах, сфере услуг. За антиковидные меры публично в первую очередь отвечали именно региональные, а не федеральные власти. Владельцам и работникам торговых центров тогда пришлось туго, но обычные жители Москвы несильно изменили структуру потребления.

Из недавнего в качестве примера следует привести клуб "Мутабор", где произошла скандальная "Голая вечеринка". Власти спокойно закрыли этот клуб на три месяца, найдя там нарушения санитарно-эпидемиологических требований. В контексте интервью Собянина и этой заметки следует напомнить адрес клуба: Шарикоподшипниковская ул., дом 13, исторически всё ещё отсылающий к промышленности. Клуб располагается на территории Первого Государственного подшипникового завода, построенного в первую пятилетку. Завод был одним из флагманов советской индустрии, в 2012 году ещё работал.

В предыдущие кризисы с рынка торговли Москвы уходили и банкротились многие крупные торговые сети ("Рамстор", "Седьмой континент", "Копейка", "Техносила", "Евросеть" и т. д.). Более того, закрытие обанкротившихся магазинов улучшало условия работы для остававшихся сетей, поскольку примерно фиксированный потребительский спрос распределялся на меньшее число магазинов.

В 2022 году западные санкции привели к уходу десятков западных брендов и даже нескольких крупных, некогда флагманских сетей (например, ИКЕА). Поначалу это вызывало ажиотаж в СМИ и среди потребителей, увеличивало вакантные торговые площади. Однако спустя пару лет потребитель даже перестал замечать их отсутствие, поскольку на их месте появились новые — российские.

Занятость в торговле и услугах неправильно стимулируется нашей налоговой системой, с преобладанием в этих сферах малого бизнеса на Упрощённой системе налогов (УСН) и самозанятых. Серьёзной промышленности важен эффект масштаба, у неё большая величина и стоимость основных средств, много занятых, что зачастую выводит промышленные предприятия в общую систему налогов с более серьёзным налоговым прессом. Даже кажущаяся крупной торговля, доставка и рестораны, вроде бы работающие под известными брендами, спокойно дробят бизнес с применением франшизы и неправомерной подменой самозанятыми трудовых отношений.

Если гипотетически поменять местами налоговую специфику, чтобы промышленность работала на УСН и в режиме самозанятых с минимальными налогами, а торговля и услуги — на общей системе налогов, то с высокой вероятностью этот кажущийся фантастическим сценарий привёл бы к доминированию промышленности над торговлей, как того теперь стратегически желает Сергей Собянин.

Слишком ли фантастическим кажется такой сценарий смены налоговых режимов? Во многих странах агрегаторы такси и доставки признаны работодателями и обязаны платить страховые взносы и подоходный налог, да и в нашей стране Минтруд неоднократно заявлял о попытках формулирования законопроектов по этому вопросу. СМИ сообщали о серьёзных претензиях налоговой к ряду крупных сетей общепита, например, якобы семейных кафе "Андерсон" и сети "Корчма Тарас Бульба".

Справедливое налогообложение, когда богатые платят больше, — это не только прогрессия НДФЛ, но и повышенные налоги на потребление богатых. Точнее, в нашем случае, хотя бы доведение уровня такого налогообложения до общей системы, как в промышленности. Должны ли условные рестораны на Патриарших, клубы типа "Мутабора" или салоны красоты высокого ценового сегмента платить мало налогов, как скромные предприниматели на УСН из российской глубинки?

Команда Собянина в первые годы пробила на федеральном уровне торговый сбор, который прекратил "оптимизацию налогов в ноль", по меткому выражению руководителя одного из московских департаментов. В те же годы были существенно увеличены налоги на коммерческую недвижимость, с приведением кадастровой стоимости примерно к рыночной. Собственно, ликвидация ларьков и небольших торговых центров была призвана компенсировать остающейся торговле повышаемое тогда налоговое бремя за счёт перераспределения потребительского спроса. Налоговое бремя на торговлю тогда было повышено умеренно и всё ещё не достигает бремени на нашу промышленность или аналогов ряда развитых стран.

Повышение производительности труда обычно ассоциируется с робототехникой и информатизацией. Однако ещё более значимые резервы роста производительности труда есть в торговле, когда во многие часы в течение суток или во многих не вполне удачных торговых центрах посетителей мало, а продавцы просто высиживают рабочее время с редкими продажами. Даже в кажущихся полными покупателей в отдельные вечерние часы супермаркетах "Ашан" или "Леруа Мерлен" по утрам и до обеда посетителей обычно очень мало.

Например, на Нахимовском проспекте есть "Экспострой", занимающий огромные помещения известной в советские времена ткацкой фабрики, где сейчас редки посетители даже вечерами в будни или в обед по субботам. А на Октябрьском поле есть как правило пустующий торговый центр "Пятое авеню", тогда как раньше в районе работали три известных на всю страну радиозавода (Первый московский завод радиодеталей, Союзный научно-исследовательский институт приборостроения, завод "Электроприбор"). Почему бы не выбрать эти два объекта недвижимости для пилотного изменения концепций под новую индустриализацию? Именно новую, поскольку специфика производства сильно изменилась с советских времён.

Можно совершенно безболезненно для розничной торговли ограничить время работы с обеда до непозднего вечера, например, с 14 до 22 часов. В утренние часы оставить возможность работы только продовольственным магазинам шаговой доступности. Такая простая мера сократит занятость в торговле как минимум на треть, если не наполовину.

В Москве в спальных районах ещё остаётся изрядное количество рынков стиля 1990-х с павильонами и простой каркасной крышей между ними. Есть значительное число устаревших торговых центров, в своё время переделанных из промышленных зданий или построенных ещё до моды на гигантские торговые центры. Такие объекты торговли можно закрыть, даже с разумной компенсацией для их владельцев, подобно тем решениям, что Сергей Собянин в своём интервью допускает в отношении владельцев малоиспользуемых промзон.

Так что Москве, сообразно новому видению нашего мэра, нужна не только программа редевелопмента промзон в новой парадигме индустриализации, но и масштабная программа изменения концепций многих избыточных торговых центров и ещё большего числа малых объектов коммерческой недвижимости.

Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета

Илл. Владимир Лебедев. Агитационный фарфор. (1920‑е гг.)

Cообщество
«Экономика»
1.0x