Сообщество «Салон» 04:19 28 сентября 2020

Возвращение в сад

В Театральном музее имени А.А. Бахрушина открылась экспозиция «Власть сада»

«Вся Россия наш сад».

Антон Чехов «Вишнёвый сад».

Тема сада, как некоего мифологического пространства, является общей для всех народов мира. Точка сборки - Райский Сад – из него человек ушёл, к нему всю жизнь и стремится. Возвращение в сад – пожалуй, главная задача хомо-сапиенс, ибо сказка, утопия или социальный эксперимент всегда содержит мотив сада. Это – альфа и омега, цветение и тлен, вечно-рождающая плодородность и – умирание, дабы весной – солнечно воскреснуть.

На рубеже XIX и XX столетий, когда общество испытывало дискомфорт, сравнимый с ломкой и – одновременно ликующую радость новизны, а все чувства обострились до немыслимого предела, сад обратился в мистический символ для писателей и художников. Он вбирал в себя прошлое и манил фантомами будущего. Именно в те годы возникла идея города-сада, куда предлагалось сбегать из растущих мегаполисов. Тогда же были написаны пьесы Антона Чехова, который скомандовал своим героям: «Все – в сад!», чтобы они могли там распутать клубок неразрешимых проблем. Весь ужас в том, что этот «клубок» остаётся с ними дальше.

Чеховский сад-парадиз – в нём отсутствует самый главный элемент рая – умиротворённость. Он является не декорацией, но действующим лицом. Сад притворяется мирным. Кажущийся простым и ясным, он пугающе-своенравный, как планета-океан в «Солярисе» или Зона в «Сталкере». Он – сад – показывает каждому его страхи и упования. «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» - этот вскрик, приписываемый барской экзальтации, вовсе не случаен.

Сады Чехова – фантазийная реальность, где сходятся и расходятся лучи возможностей. «Перед террасой широкая полукруглая площадка, от которой в сад, прямо и вправо, идут аллеи», - транслирует автор в пьесе «Иванов». Аллеи - начатки дорог, но готовы ли герои куда-нибудь устремиться? «Старый сад при доме Прозоровых. Длинная еловая аллея, в конце которой видна река», - повествуется уже в «Трёх сёстрах», а эта река – символ бесконечности и Леты – перечёркивает путь. «Сад. Видна часть дома с террасой. На аллее под старым тополем стол, сервированный для чая, скамьи, стулья; на одной из скамей лежит гитара. Недалеко от стола качели», — это обихоженный сад «Дяди Вани». Следуем далее? В садово-парковом театрике, сооружённом Треплевым для Нины, устраивается безалаберное, декадентское шоу, но «…открывается вид прямо на озеро и на горизонт», что вселяет надежду.

В Театральном музее имени А.А. Бахрушина открылась экспозиция «Власть сада», посвящённая притягательной силе чеховских садов, уводящих в тайную бесконечность. Современные выставки – это прежде всего креативные решения, где вещи, макеты и фотографии предстают в необыкновенных видах и формах. Сейчас не принято подавать экспонаты, что называется, в лоб, как есть – их обыгрывают и преподносят: созерцателю не должно быть скучно.

Школярская познавательность отступает перед зрелищностью, а потому в маленьких залах – таинственная подсветка и полупрозрачные занавеси, имитирующие «зелёный шум», абрисы деревьев. Каждая комната посвящена отдельной пьесе, но неразрывно связана с другими сюжетами – нам кажется, что мы погружаемся в некий единый поток, сформированный Чеховым, а его сады оказываются коварными лабиринтами. Если точнее – лабиринтами коллективного подсознания.

По факту все предметы и артефакты – уже виденные или знакомые. Светлый мужской костюм – типичный для «дачной» эпохи Ар нуво, который мог бы принадлежать любому чеховскому герою и – всякому русскому интеллигенту, а не лишь дяде Ване. Дамское ало-бордовое платье с рукавами-буфами – столь характерное, что его можно приписать и «чудной-чудной» Елене Андреевне, и Аркадиной, и Раневской. Безусловно, выставочные стенды имеют подробные таблички с названиями и датами, но тут интересно додумывать, искать параллели.

двойной клик - редактировать изображение

Сценографический эскиз, выполненный Владимиром Серебровским для доронинского МХАта. Следование традиции и – выверенный эстетизм рисунка. Здесь нет заигрывания с «новациями», коими часто прикрываются бездари – тут печальная линия «Трёх сестёр». Возвышенные сестрицы никогда не увидят Москву – она им закрыта, как всё придуманное.

Стройный, аскетический силуэт Ольги в тёмно-синем «футляре» гимназической леди и – праздничная Ирина в кипенно-белых юбках. Уютный и, в то же время, давящий особняк Прозоровых, где выше всех – портрет покойного отца-генерала. Декорации Серебровского – это следование букве и духу чеховских пьес, без нахально-личного (sic!) прочтения. Без этого «Я художник- я так вижу!» Cад за окнами – нежно-белый, ранимый, с деликатной розовой подсветкой. Сад обманных чаяний.

двойной клик - редактировать изображение

Как по-разному его – сад - подавали декораторы – то нагромождением лестниц, то обрубками деревьев, то – зияющей пустотой, как в «Современнике» 1990-х. Марина Неёлова в роли Маши – трагический излом бровей и в одном кадре - жестокое понимание, что никакой Москвы не будет – всё лишь грёзы, дабы не свихнуться, как жена Вершинина.

двойной клик - редактировать изображение

Иной сад у Владимира Дмитриева к «Дяде Ване». Пресыщенность зрелой листвы - тот самый лениво-усталый цвет, который Василий Кандинский сравнивал с «толстой, очень здоровой неподвижно лежащей коровой». Несмотря на солнечные блики, тут настроение праздного не-делания, что внёс профессор Серебряков и его молодая жена-красавица. «С тех пор, как здесь живет профессор со своею супругой, жизнь выбилась из колеи», - жалуется талантливый и работоспособный Войницкий, низведённый всеми до простецкого «дяди Вани».

двойной клик - редактировать изображение

Тут же – классическое фото Константина Станиславского в образе доктора Астрова – не менее грустной фигуры, чем дядя Ваня, и вся эта сластолюбивая мечта о профессорше – от чудовищной тоски. Вообще, герои Чехова мечутся в путах одуряющей скуки, не зная выхода. Они разочаровались и думают, что где-то там их ожидает пресловутое «небо в алмазах». Они мало пекутся о том саде, что им дан. Зачем, коли есть Москва-Москва, далёкие мужчины и женщины, люди-звёзды, а в них всё – гармонично: «И лицо, и одежда, и душа, и мысли».

двойной клик - редактировать изображение

Александр Домогаров в роли Астрова – холёная расхристанность героя-любовника в модном спектакле Андрона Кончаловского для «Моссовета». Вспоминается и вариант Сергея Соловьёва (который «Асса») для Малого театра с обворожительной Татьяной Друбич в маске …непрезетабельной Сони и Юрием Соломиным – дядей Ваней. Изысканный и – выдержанный тон – царство плетёных кресел, венских стульев и оранжевых абажуров. Художник спектакля – Валерий Левенталь, постоянно работавший с чеховской темой.

А вот – болотно-депрессивная, затягивающая картина того же Левенталя к «Чайке» (загл илл.). Ещё один взгляд в глубину сада – беседка с убогими декорациями мсье Треплева (от слова «трепаться»), очертание роскошной фемины в шляпе – раздосадованная Аркадина. Все предметы и лица – болтаются в одной плоскости, никак не соприкасаясь. Они раскиданы в серо-зелёной пустоте, из которой невозможно вынырнуть. Напыщенное шоу мсье Треплева тоже состоялось в саду, чтобы – всё действо, где «люди, львы, орлы и куропатки» проистекало на природе. Поднять занавес, когда взойдёт луна!

Фотографии Ренаты Литвиновой в роли помещицы Раневской для МХТ имени А.Чехова. Гламурно-парадоксальное решение 2000-х, когда Литвинова блистала на обложке Vogue в качестве «иконы стиля». Перед нами – белокурая богиня с отрешённым взором, напоминающая голливудских королев 1930-х, а не русскую барыню из «Вишнёвого сада». Впрочем, и декорации ничем не напоминают о рубеже столетий – как и вся классика, чеховский мир способен менять фон, вуалетки и перчатки, не теряя своей актуальности. Лапидарная и даже скудная обстановка, созданная Давидом Боровским, подчёркивает зыбкость вещности (не путать с вечностью!) – ряды деревянных скамеек и ни намёка на чудо сада – его, собственно, и нет! Он – ирреален.

двойной клик - редактировать изображение

Прочие сады – вполне осязаемы. На выставочных витринах – многочисленные и разнообразные трактовки вишнёвых садов: детально выписанных и едва ли не благоухающих, абстрактно-чётких, утончённых, будто с оглядкой на японские гравюры. «Вишнёвый сад» - финальная пьеса Чехова, подводящая незримую черту и – вроде бы дарующая проблеск: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!»

А достойны ли «тихой, глубокой радости» господа, забывшие Фирса? Они так рьяно кричали о будущем – каждый на свой лад, что в этой спешке оставили человека, служившего им столько лет! Поэтому последняя комната выставки обращена к Фирсу и его линии – такой долгой, что она даже не прервалась, а затерялась. Это и есть основная трагедия всех чеховских фабул – неумение жить настоящим, разбрасывание всего и вся - в погоне за смутным будущим (Аня!) или же – горевание о правильно устроенном прошлом (Фирс!)

Все пьесы Чехова об одном и том же – об утрате сада. О неосознании тех сокровищ, что есть в руках. Беспрестанное: «Будем работать!» - лозунг, уходящий в свисток, потом и в зевоту разочарования. Но мы-то уже знаем, что лопахинский триумф ненадолго и придут те, кто сломают его прибыльные дачки, подобно тому, как он хватил топором по дворянской вишне. Эти, жёсткие и нестерпимо горячие товарищи-маузеры воскликнут: «Через четыре года здесь будет город-сад!» и тогда Лопахин позавидует Фирсу. Круг замкнётся. Только сады – вечны.

21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x