Авторский блог Илья Титов 00:08 9 августа 2024

Технология обмана

молчание о Трампе, восторги по Камале, провокации из Израиля, угрозы из Ирана и нытьё из Вашингтона

В разговоре обо всём, что будет описываться дальше, следует помнить важную вещь: никакой сверхсовременной информационной войны не существует. Нет никаких гибридных методов воздействия, хитрых психологических операций (или psyop, если по-американски), многомудрых планов по внедрению идей и новейших технологий перепрошивки мозгов — и пускай вас не обманывают жадные до внимания и денег адепты этого культа всепроникающего psyop. На деле же технологии так же просты, как и во времена Гильгамеша: простое капание на мозги, бесконечное перфорирование психики примитивными идеями, громкие вопли, банальная ложь и обычное замалчивание — вот на чём строятся фантомы столь любимых фантастами от мира публицистики "информационных войн". Поэтому же понятные и знакомые приёмы, применявшиеся ещё древними шумерами, не стоит воспринимать как что-то большее. Держа в уме это, мы начнём наш рассказ с Камалы Харрис.

Нынешняя вице-президентша США была очень странным выбором на этот пост. Четыре года назад выходившая в совершенно другом мире "Завтра" описывала её фигуру и биографию, а также ход той предвыборной кампании. Если вкратце: быстрый взлёт юридической карьеры ей обеспечила внебрачная связь с мэром Сан-Франциско, пребывание на посту генпрокурора Калифорнии было отмечено рекордами палочной системы в поисках бесплатной рабочей силы для нужд штата, а корни у темнокожей макиавеллистки растут из семейства прапрапрадедушки-работорговца, индийцев высших каст, связей с союзницей Хиллари Клинтон и брака с юристом IT-гигантов из Кремниевой долины. В ту кампанию Камала вошла самостоятельным кандидатом в президенты, запомнилась обзываниями всех вокруг расистами, сексистами и трансфобами (интересно, почему), а потом, набрав на праймериз триумфальные два процента голосов, уползла в тень, откуда была за уши вытащена командой Байдена, остро нуждавшейся в чёрной женщине в качестве партнёра — на выборах, разумеется. На Камалу, внесённую руками мертвецов в Белый дом на пару со своим шефом, возлагали большие надежды: ей прочили сначала стать Диком Чейни и руководить страной с кресла вице-президента при недееспособности формального начальника, а после — Линдоном Джонсоном, что займёт место безвременно скончавшегося президента. Но, как вы знаете, всё пошло не так. Уникальное в американской истории наслоение кризисов, не позволявшее перевести дух, совпало с демонстрацией на весь мир катастрофической некомпетентности и вызывающей глупости мадам чёрной кардинальши, да и сам старый Джо почему-то решительно отказался помирать. Если держать в голове всю эту предысторию, последние события в виде резкого и обходящего все правила выдвижения Камалы в президенты приобретают ещё большую яркость.

Ещё в 2020 году значительная часть американских СМИ принялась раскручивать Камалу: всё та же восторженная заряженность, всё те же заверения, что "пора бы" уже и чёрной женщине стать президентом — а то что же это за страна такая получается. Потому-то и не стал сюрпризом раскручиваемый той же самой прессой крупный сюжет — куда более крупный, чем в 2020, ведь это уже не участие в праймериз, а выдвижение на общенациональные выборы. Согласно этому сюжету мадам Харрис — молодая и активная прогрессистка идеального морального облика, бодро подхватывающая знамя социальной справедливости из ослабших белых рук бывшего начальника.

Такая трактовка отлично укладывается и в локальный сюжет последней пары месяцев, и в глобальное изображение демографической неизбежности, где вымирающие белые бумеры передают страну темнокожей молодёжи. Ряд "но" портит всю картину: во-первых, 59-летняя Камала Харрис может считаться молодой в сравнении с выглядящим существенно старше своего 81 года Джо Байденом, но ошибки на посту вице-президента, регулярно выдаваемые нелепицы и творящийся с позициями хаос, которые журналисты пытаются простить ей за её неопытность, недопустимы в таком возрасте. Во-вторых, безупречная моральная чистота очень легко пачкается историями про то, как не в меру инициативная генпрокурорша посадила половину Калифорнии и спала с женатым мэром Сан-Франциско ради повышения — поэтому все эти истории оказались забыты. В-третьих, с её активностью тоже возникают проблемы: никто так и не может сказать ни слова о её убеждениях, о путях решения проблем и о том, что она вообще считает проблемами. Сама же Камала профессионально говорит переполненной многозначительными словами, но пустой по содержанию риторической окрошкой типа "для разрешения вопросов нам нужно объединить подход к решению проблем, возникающих в результате нашей постановки поисков ответов на задачи".

Современные голливудские сценаристы известны тем, что умных людей показывают с позиции глупых, то есть так, как видят сами. К примеру, гениального физика они продемонстрируют зрителю не через решение (пускай даже и вымышленное) сложной задачи, а через пару реплик в духе "да, этот физик такой гениальный". Вот и здесь: все вокруг только и говорят, какая Харрис умная, инициативная и духовно богатая, но саму Харрис лишний раз публике стараются не показывать — а вдруг рот откроет и что-нибудь ляпнет или опять гиеной рассмеётся при рассказе о чьих-нибудь бедствиях? Так и получается, что ко второму раунду дебатов Харрис подходит затворницей, чей публичный образ резко отличается от того, что может быть представлено уставшему удивляться избирателю. Невероятные успехи кампании этой добродетельной, мудрой и идеологически твёрдой дамы пока что показывают как могут: рассказывают про рекордно собранные ею сотни миллионов долларов, поддержку всех возможных лобби и диаспор, опросы от независимой и непредвзятой организации "Фанаты Камалы Харрис и ненавистники Дональда Трампа", где она обходит своего соперника и триумфально побеждает на выборах, до которых ещё три месяца. Откопали даже целую плеяду предсказателей, угадывающих результаты выборов с 1790 года — все напророчили победу Харрис.

Пресса даже изобрела феномен Kamalanomenon — в The New York Times он описан очень подробно. В соответствии с этим феноменом, который, задавая атмосферу достоверности и правдивости, уже в заголовке назван "реальностью, вопреки словам правых", Камала Харрис вызвала среди американских женщин — особенно цветных — небывалый ажиотаж и животное желание пойти голосовать. Словом, никакой информационной войны в этом нет — это обычная ложь, концентратом которой дятел неизобретательной пропаганды клюёт черепа публики.

Вместе со всем этим машина информационного воздействия — могущественная и разрушительная, но, как уже было сказано выше, не делающая ничего принципиально нового или неотразимого — занимается в отношении американских выборов другим важным делом. Импульс Трампа, который дал ему июль, надо было загасить. А гасить предстояло такие новости, как решительный разгром Дональдом немощного и забывшегося старца на дебатах, чудом пролетевшую мимо пулю (мы смотрим не на реальную картину, а на медиаобраз произошедшего) и выбор вице-президентом медийного и известного сенатора из провинциального Огайо. И опять же, никакого инновационного метода дистанционной промывки мозгов в этом не было, пресса просто забыла обо всём, что произошло. Не было никаких дебатов — а чего их помнить, если Трамп на них победил, а Джо после них вышел из гонки? Никакого покушения в Пенсильвании тоже не произошло — подумаешь, развели истерику вокруг поцарапанного уха (которое ещё и мгновенно зажило без следа). Да и Джеймса Вэнса, которого объявили вице-кандидатом на радость провинциальным бумерам, тоже вспоминают, лишь когда есть повод раздуть из его действий скандал. Например, так поступили с высказыванием Вэнса про то, что демократы — это "толпа бездетных кошатниц": опровергать эти слова взялась какая-то видная либеральная публицистка, у которой по чистейшему совпадению нет детей, зато есть кот. С Трампом, кстати, вышло точно так же: про него забыли, вспоминая лишь периодически, когда есть повод возмутиться. Так было, когда Дональд на встрече с ассоциацией негров-журналистов (а есть и такая) заявил, что не понимает расу Камалы Харрис: масс-медиа описывают её то негритянкой, то индуской, то вообще "азиаткой" (а индусы, формально говоря, всё же азиаты), а на деле это непонятный коктейль, фактически не относящийся ни к какой из составляющих его общностей. Словом, пресса работает в режиме 2016 года: зная, что Трамп обращает себе на пользу даже негативное освещение, на него стараются не обращать внимания вообще, а вот вокруг Харрис разводят такой уровень восторга и радости, что не снился даже северокорейским журналистам в изображении их коллег с юга. В замалчивании и игнорировании тоже нет никакой сверхсовременной технологии массового гипноза: ещё, скажем, Цезарь (с которым сравнивают Трампа вашингтонские аппаратчики) обрёл любовь римского плебса, удобно забывая свои поражения.

Но то, что творится под покрывалом забвения, тоже заслуживает внимания. К примеру, уход в отставку директора Секретной службы США Кимберли Читл. Да, её подопечные показали себя не лучшим образом, сначала проморгав появление стрелка на самой очевидной позиции, потом никак не помешав ему выстрелить, а в результате ещё и опозорившись с уводом объекта покушения в безопасность. Но отставка, случившаяся ещё 23 июля, казалось, была связана не с этим, а с тем, что ей наговорили на слушаниях в Конгрессе и на закрытых встречах в Вашингтоне. Отголоски этого можно было услышать всё в той же прессе, вокруг деятельности которой сегодня строится весь рассказ: провалом Секретной службы называлось не покушение, а неудача этого покушения. Конечно, делалось это не напрямую, но описание деятельности ушедшей в отставку Читл намекало на это: её описывали очень лояльной Байдену и крайне верной либеральным принципам организации работы — отсюда и идут все эти истории о нанятых по квоте слепых одноногих телохранителях-транссексуалах. Взглянуть стоит и на поведение большого бизнеса: поток пожертвований в адрес Харрис изначально исходил от тех крупных доноров, что и так собирались выложить эти деньги Джо, но передумали, увидев его состояние. Именно сейчас, когда первоначальный импульс спонсорских восторгов по Харрис иссяк, а лавина денег, обрушившаяся на Трампа после покушения, закончилась, станет ясно, кто будет больше прочих инвестировать в лояльность Белого дома.

Предварительно всё выглядит так, будто большие финансовые учреждения и IT-гиганты всё же привычно играют на стороне демократов, и это несмотря на широкий фронт сторонников Джеймса Вэнса в породившей его Кремниевой долине, а также на воротил Уолл-стрит, поддерживающих планы Трампа обрушить стоимость доллара для увеличения привлекательности американской промышленности. Поэтому, несмотря на 8 лет огромных изменений, о которые непрерывно спотыкались США, нас снова ждёт тот же самый торнадо из грязи, что и в 2016-м — всё те же высокие обороты пропагандистских машин, всё та же наивная демагогия с обеих сторон, всё тот же придурковатый задор. Разве что Хиллари как-то потемнела, да в некогда рыжем хохолке Дональда появилось больше седых волос.

Три цепочки событий прошлой недели сложились со внутриамериканским безумием в своеобразную оптику. И если про то, что творилось в Венесуэле, подробно рассказывается в соседнем материале, то здесь мы взглянем на два других важных момента.

Во-первых, события на Ближнем Востоке усиленно толкаются к очередной эскалации. Если помните, евреи уже делали что-то подобное в апреле: удар по Ирану, убийство важного человека и урон персидской репутации. Тогда это было иранское посольство в Дамаске и гибель высокопоставленного офицера КСИР, сейчас — ракетная атака на дом в Тегеране, в результате которой погиб глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания. В апреле Хания потерял близких: трое его сыновей и трое внуков погибли в результате израильского обстрела автомобиля в лагере на западе Газы. Гибель же самого Хании произошла на следующий день после инаугурации новоизбранного президента Масуда Пезешкиана, на которую Хания и приехал в иранскую столицу. Кстати, в своей инаугурационной речи Пезешкиан утвердил курс на нормализацию отношений с Западом, и ответный шаг нормализации со стороны любимого питомца западного мира прилетел точечно в спальню Хании, в результате чего погиб только он и его охранник. По поводу метода, которым был нанесён удар, сразу начались спекуляции. Оно и неудивительно: предположение о том, что выпущенная из Израиля ракета преодолела Сирию, Ирак и огромное расстояние в Иране, оказалась незамеченной системами ПВО и радарами на территории этих стран, дабы с хирургической точностью взорвать человека, наведясь на его телефон, найдя его через посаженный с помощью WhatsApp вирус, — подобная версия звучит примерно так же неправдоподобно, как "кандидату в президенты США хотели выстрелить в голову, но чудом попали в ухо, которое истекло кровью, но через неделю без следа зажило". Потом, правда, персы уточнили, что речь идёт о запуске ракеты с переносного ракетного комплекса, но меньше тень на их репутацию от этого не становится: выходит, не пойми кто просто так шастает по Тегерану или его окрестностям с переносным ракетным комплексом, да ещё и стреляет почём зря. Сама по себе гибель главы политбюро ХАМАС, громкий военный акт во вражеской столице и очередное совпадение по времени с визитом Нетаньяху в Вашингтон и в гости к Трампу во Флориде — об этом у нас писали на той неделе — явно показывает, что Тель-Авив нарывается на жёсткий иранский ответ. Для Израиля такой ответ и полномасштабная война всех против всех не только обоснует его право на существование как главного форпоста Америки на Ближнем Востоке и последнего бастиона цивилизации, но и оправдает вечное и много кого раздражающее нахождение Нетаньяху у власти. Разумеется, в ответ на убийство одного из руководителей ХАМАС в Иране опять подняли красный флаг, опять пообещали кары и страдания, опять принялись махать кулаками — всё это мы уже видели и как бы ни любили у нас насмехаться над беззубой риторикой дипломатов про "красные линии", любой "жест доброй воли" стократно менее унизителен, чем бездействие после такой волны угроз. Скорее всего, ещё до того, как этот номер газеты "Завтра" поступит на прилавки, Иран ответит очередной атакой беспилотников, ракетным ударом, сожжёт пару самолётов на израильских военных базах и вусмерть перепугает некогда наших звёзд эстрады, сбежавших в страну, которая не воюет со своими соседями. Реакция Ирана едва ли выйдет за рамки символического удара возмездия, подобного апрельскому, — с позиции здравого смысла торопиться персам некуда и оправдывать своё существование незачем, поэтому ввязываться в серьёзную драку с США им не с руки. Но громкие заявления и зрелищные угрозы ничуть не помогают делу, а сдерживаться при такой риторике, особенно учитывая возможность возвращения на пост американского президента убийцы генерала Сулеймани, будет труднее с каждым разом.

Во-вторых, занятный свет на внутренний американский психоз пролил случившийся 1 августа обмен заключёнными между Россией и США. На то, как это выглядело с нашей стороны, мы насмотрелись с лихвой: одни справедливо отмечали, что вытаскивать своих разведчиков надо несмотря ни на что, а другие не менее справедливо возражали, что нарушившие закон граждане должны отвечать перед той страной, чей закон они нарушили. Взглянуть стоит на то, как это восприняли в Штатах. И речь не о возвращении своих шпионов — в конце концов, желание вытащить спалившихся разведчиков нормально и повсеместно. Речь о том, что обмен подобного рода стал призом, вырванным из-под носа у рассчитывающей на приход к власти американской оппозиции. Рассматривая, кого отдала Россия, часто принято вспоминать Гершковича (упорно называемого "журналистом" "Гуглом" и "Википедией", при том, что такой же "журналист" Павел Рубцов, обменянный навстречу Гершковичу, называется "шпионом"), но важнее него бывший морпех Уилан. Его в своё время усиленно пытался вернуть домой Трамп, а когда не смог, брошенный на чужбине морпех стал для уже бывшего президента и его сторонников символом равнодушия либералов к судьбе достойных людей. Тем забавнее было это читать, когда в декабре 2022 года Уилану в качестве предмета обмена на Виктора Бута предпочли спортсменку, наркоманку и негритянку Бритни Грайнер. Разумеется, никто никого не предпочитал: Уилан, мутивший тёмные дела, был обвинён в шпионаже, а дурочка-баскетболистка пыталась провезти в Шереметьево гашишное масло, так что её обмен согласовать было намного проще. Но вечно ноющие сторонники Трампа выставили этот обмен как неравноценный, обосновали его тем, что ради чернокожей наркоманки демократы пойдут на что угодно и согласятся на любой обмен и что вообще надо было вернуть правильного американца Пола Уилана. Теперь случился новый обмен. Несмотря на двукратную разницу в цифрах обменянных — 10 с западной стороны и 16 с нашей, американские оппозиционеры вновь принялись ныть, что обмен был неравноценным. В этом они, конечно, были правы: три вражеских разведчика, один оппозиционный лидер и тринадцать каких-то непонятных типов были обменяны на агентов нашей разведки, хакеров и дилера запрещённых к продаже в Россию компонентов, полезных для ВПК. Но повод для возмущения был не в этом: дело в том, что Уилана вернули без участия Трампа, и у Дональда поубавилось конкретных обещаний, которыми он может кормить публику. Только и остаётся надеяться, что дорогой друг Нетаньяху и дальше будет всеми силами саботировать обмен заложниками между Израилем и ХАМАС, дабы верный патриот Израиля Трамп смог избраться на волне обещаний отпустить на свободу пару евреев да сдержать слово на радость всё тем же бумерам — конечно, если хоть какие-нибудь захваченные ХАМАС заложники пережили усилия ЦАХАЛ по их освобождению.

Все описанные случаи — молчание о Трампе, восторги по Камале, провокации из Израиля, угрозы из Ирана и нытьё из Вашингтона — занимают куда больше места, чем лежащие в их основе события. Но их вес — ничтожный. Реальность информационных войн и психологических операций силится придать громким новостям значимость, объединить их в откровения о судьбах цивилизаций, но стоит присмотреться, и за фасадами слаженных усилий сжигающих миллиарды долларов и триллионы нервных клеток машин станут видны древние технологии обмана, навязывания мнений и проклятия памяти.

Илл. Геннадий Животов. "Исмаил Хания, лидер ХАМАС, убитый израильскими террористами в Тегеране"

10 декабря 2024
5 декабря 2024
1.0x