Сообщество «Салон» 15:24 17 февраля 2023

Проект «Донбасс» - летопись русской эсхатологии

идёт формирование новой русской экспериментальной сцены

Только что вышедшие релизы экспериментальной музыки «Донбасс 2» и «Донбасс 3», подготовленные Гошей Солнцевым (известным как 1g0g), лидером легендарной группы «Шумы России» я бы назвал свидетельством бытия самых глубинных энергий русского эгрегора на тектоническом сломе эпох.

«Шумы России» изначально ставили своей целью исследование уникальной русской духовности, всё их позднее творчество - это бесконечные ландшафты опустошенной земли предапокалиптического мира, над которыми, тем не менее, реет дух, призывающий к духовному пробуждению. Начиная с альбома «Смирение», музыка «Шумов» кажется одной бесконечной, многотомной медитацией духа, их живые выступления - барражирующим полетом над смертной бездной. Одним словом, картины Апокалипсиса - насущный хлеб группы. И многотомное же издание «Донбасса» (это, как видно из названия, второй и третий релизы, а будет и четвертый, и пятый etc.) - реакция на происходящее в нашей стране и мире на самых фундаментальных уровнях осознания действительности. Об этом говорят и даты выхода релизов. Первый «Донбасс» вышел в начале 2015-го, второй и третий - в начале 2023-го гг.

Аннотация к компиляции первого «Донбасса» (в котором приняли участие не только российские, но и шведские, нидерландские, финские, британские, французские музыканты) поясняла, что «плод творчества авторов из разных стран» посвящен «той болевой точке на карте мира, где сейчас явственнее всего слышна смертоносная поступь истории». Взглянуть в лицо войны, чтобы «увидеть в её слепых глазах отражение собственного главного страха», - таким видели участники смысл сборника.

«На первом «Донбассе» мы вообще старались избегать политики, сборник был посвящен теме смерти, которая всегда рядом, - говорит Солнцев. - Получился хороший альбом, насыщенный звездными в альтернативной среде именами, имевший резонанс и успех. Что касается «Донбасс 2», то нельзя сказать, что это полностью экспериментальная музыка. На альбом вошли те, кто первым откликнулся. А это были разные люди, работающие и в более песенном жанре, с этникой, фолком. Что ж, я подумал, материал собрался, надо выпускать, это ж поддержка наших ребят в СВО, того дела, которое они делают. «Донбасс 3» уже гораздо более концептуален. Как и первый альбом, это международный проект, на нем представлены не только русские, но норвежские, итальянские, уругвайские музыканты… Дело не только в поддержке СВО. В условиях сегодняшнего дня важна определенность. Слушателям должно быть понятно - кто есть кто, да и нам тоже. Когда ты сидишь дома, в чатиках, что-то пописываешь - это одно, а когда встал, громко заявил - ты за одну сторону или за другую - это дело другое. Прямая открытая позиция всегда лучше, чем игра в прятки».

Что ж, расставленные точки над «i» - еще одно важное дело, которое делает «Донбасс».

Предчувствие участников проекта оказалось верным. Если первый релиз стал предвестником грозы, но скорее на уровне интуитивном, то в 2022-м гроза разразилась. (Из знаковых для меня лично имен на втором «Донбассе» отмечу архангельских «Шесть Мёртвых Болгар»). Но каждый человек в любой точке мире так или иначе оказывается включен в круг событий этой «мировой гражданской» по сути войны и принуждается к выбору. Задача «Донбасса» в этом смысле - не только указать на апокалиптический характер происходящего, но и подчеркнуть разделение, которое оно являет: Апокалипсис - это прежде всего пространство выбора: либо ты на одной стороне тектонического разлома, либо на другой…

Разделение это чувствуется во всём. Чтобы не ходить далеко, достаточно указать на антирелиз «Война» (июль 2022), в котором некоторые экспериментальные коллективы выступили против войны, прося прощения у украинцев. То есть, «Донбасс» стал в каком-то смысле ответом и на это явление.

Другой пример - недавно вышедший альбом «После России», в котором уехавшие российские музыканты («Ногу свело», иноагенты Монеточка и Нойз МС, etc.) поют песни на стихи поэтов первой русской эмиграции 1920-х. Например, песня на известные стихи Ник. Туроверова о поручике, покидающим Крым, у которого рука поднимается выстрелить в своего коня, плывущего за кораблем. Но и она и другие лишь подчеркивают абсурд и не аутентичность реакций. Какое отношение сытые молодые люди с либеральными лгбт-ценностями в голове могут иметь к донскому казаку-монархисту Туроверову? Какое отношение компания, возглавляемая Покровским, имеет к исторической России? Ассоциировать себя она должна была бы не с первой русской эмиграцией «философских пароходов», а с еврейской эмиграцией 70-х - вот здесь всё встаёт на свои места …

Что касается «Войны», то с точки зрения музыки - это просто тревожное месиво, вполне отражающее состояние умов участников. Растерянность людей, пытающихся как-то купировать происходящее в собственном сознании понять можно. Но именно здесь главное преимущество «Донбасса» перед лагерем отказников - проекта внутренне мотивированного, осознающего свою силу, направление, цель.

Нельзя, впрочем, не заметить, что ландшафты нашего времени, покрытые от края до края сизым постмодернистским туманом, - трудны именно в плане распознавания: понять, где ты на самом деле находишься - уже большое дело. Стоит ли вообще винить людей, не понявших происходящего?

«Лично я всегда культивировал в себе патриотизм, может это снаружи не видно было - говорит Солнцев, - Себя и детей своих таскал по патриотическим праздникам, военным музеям и реконструкциям, вместе читаем книги по истории России, поэтому мы в курсе, что происходит. Но что скажешь о людях, которые жили себе в своем уютном мирке: сходил на работу, сходил на концертик, посидел перед компом-телевизором, уснул у холодильничка. Или те же музыканты, кочевавшие по Европе, совершенно довольные своим маленьким уютным мирком, и вдруг бац - и вот такое. Понятна растерянность. Но, собственно, кто тебе обещал, что ты непременно умрешь перед холодильником или компом? Мне сейчас некоторые, к кому я обращаюсь с предложениями насчёт сборника «Донбасс» - говорят - извини, я не понимаю, что происходит, я не разобрался. Это честная позиция. Да что там, уже после первого релиза «Донбасса» некоторые участники хотели было отозвать свои песни. Но тут уж я сказал - извините, что сделано то сделано… Сегодня в противоположном лагере оказался Денис (МС Пророк), наш вокалист. В принципе давно к этому шло, и отчасти это опять же и хорошо - по причине той же определённости. Именно поэтому на последних «Донбассах» в «ШР» нет голоса Дениса».

Что ж, «если мир расколется трещина пройдет по сердцу поэта», как заметил Гейне. И это правильно: мир, в который пришла война вдруг раздвинулся - и в стороны, и вверх, и вниз. Вдруг оказалось, что твой личный мирок - это не весь еще мир. Оказалось, что в мире есть смерть, что люди смертны… Оказалось, что мир висит над бездной, а под ним - огромная разинутая зубастая пасть… И конечно в том, что люди запаниковали - нет ничего удивительного. Пройдет время – многие придут в себя, осмотрятся, сделают выбор.

Причем, я даже уверен, что та миграционная волна, которая хлынула сегодня из России, только начало процесса, которому непременно суждено еще сменить направление. Будет и другая волна, которая хлынет к нам - из захлебывающейся в квир-большевизме Европы. И сегодня - далеко не все там смотрят СNN, присягают лгбт-ценностям, и спокойно смотрят на то, как рушится здание европейской культуры… В конце концов, я уверен, что последней и единственной Европой окажется именно Россия, которая и сохранит трёхтысячелетнюю европейскую культуру, и соберёт вокруг себя тех, кто выберет ее сторону.

Возвращаясь же к «Донбассу», - на мой взгляд, речь сегодня идёт по сути о формировании сцены концептуально новой. Сцены не идеологической даже, но прежде всего, осознающей апокалиптическую реальность времени, в которое люди расходятся уже не по любви к определенной музыке или субкультуре, а по лагерям, сторонам, дружинам некоей абсолютной войны, той, которая идёт от начала мира и завершится с его концом. Возможно, именно релизам «Донбасса» суждено стать фундаментом этой новой сцены.

Здесь можно вспомнить «Русский прорыв» Егора Летова и сибирского панка, ставший реакцией на разгром Октября-93 и боевой альтернативой всей постперестроечной пошлости 90-х. Что ж, сегодня у нас на глазах идет формирование новой альтернативной сцены, которая возможно станет знаменем будущего русского прорыва. И поддержать её сегодня - самое время.

***

Сообщество ДОНБАСС - В контакте.

Видео-интервью с Гошей Солнцевым(1g0g), посвященное выходам релизов ДОНБАСС 2 И 3. Альтернативная сцена во время войны - здесь и здесь

Поддержать выход следующих релизов ДОНБАСС: 5469 5500 3752 5356

Сбер. Игорь Анатольевич Щ. Сообщение: ШР

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x