Авторский блог Сергей Ануреев 00:05 11 апреля 2023

Поступление в вузы выпускников из новых регионов: спрашиваем о деталях и сопровождении

экзамены, дебюрократизация, адресная поддержка

От редакции: для лучшего понимания специфики обучения детей в новых российских регионах публикуем сокращенную версию беседы нашего журналиста с одиннадцатилетней школьницей, записанную в одном из донецких районов непосредственно перед 1 сентября 2022 года. Разговор произошел у водовозки, на которой военнослужащие из Чечни развозили воду в прифронтовых районах. За двенадцать минут аудиозаписи отчетливо слышны звуки восьми вылетов, трёх прилётов и двух проехавших танков в непосредственной близости от места разговора.

– Все 8 лет так?

– Да.

– А прилёты в дом давно были?

– Ну, где-то два месяца назад.

– А воды давно нет?

– Нет, была. Потом уже отключили её.

Звук артиллерийского выстрела.

– А электричество часто отключают?

– Так-то не отключали. Когда бахнет пару раз, осколки полетят, то провод перебьёт, то что-то…

Звук артиллерийского выстрела.

А прошлой осенью в школу ходила?

– Да.

– А сколько вас в школу ходило осенью? В твоём классе сколько было детей?

– Поначалу пять-шесть. Потом ещё приходили.

– У вас несколько классов?

– Один.

– То есть один 4-й, один 5-й, один 6-й. И в каждом по пять-шесть детей?

– Нет, побольше.

– А уроки всегда были или иногда вы дома сидели, дистанционно?

– Когда как. Когда все в школе делаем, а когда света нет в школе, то «дистанционка».

– И как часто? Допустим, неделю «дистанционка», неделю так? Или как?

– «Дистанционка», потом приезжаем, отдаём. Проверяют уроки. Потом новые дают. Потом опять – сделали, везём.

– А если, допустим, нормального телефона нет, нормального компьютера нет, «дистанционка» – это просто в тетрадочке отвезла, и там проверили?

– Я просто там ответы понаписываю и всё. А у моего брата в Интернете файлы, и то не открываются.

– А в школу были прилёты?

– Ну, да. Ещё холодно было.

Звук артиллерийского выстрела.

Куда-то был возле школы прилёт, заминировали или как оно…

– "Лепестки"?

– Да, типа такого. И всё, и мы ушли. И, по-моему, с марта не учимся.

– А сапёры приходили?

– Приходили, всё убрали.

– А в январе-месяце отопление ещё было?

– Не помню.

– Не помнишь… А осенью было отопление в школе?

– Не помню. Я уже ничего не помню.

– Учителя тоже где-то здесь живут?

Звук артиллерийского выстрела.

– Одна, где больница. А воспитательница чуть дальше.

– И ездили сюда в школу, к вам?

– Да.

– А мама твоя где работает?

– Не работает.

– На пенсию живёте или как?

– Нет, нам дают «детские». У моего же брата с глазом… Когда были обстрелы, он на ветку глазом… Глаз не видит вообще.

– То есть на тебя «детские» и на него, да?

– Да.

Звук артиллерийского выстрела.

– За водой каждый день ходите? Или как привезут?

– Как привезут.

– Вот ты, допустим, за водой сходила, два часа потратила. А что ещё делаешь в течение дня?

– Маме помогаю, в доме заметаю.

– Готовишь?

– Не, не умею!

– А что едите?

– Макароны постоянно! Мама: «Да, надоели уже ваши макароны!» А мы: «Макароны! Макароны!»

– А телефоны есть у вас?

Звук взрыва прилёта.

– У меня был телефон, я подруге давала, ей позвонить, музыку послушать… Она его грохнула. Теперь мама говорит: «Будешь без телефона ходить! Теперь подумай, беречь или не беречь!» Вот маме попался телефон нормальный, батарею хорошо держит. Долго. Уже второй день света нет, а 68%. А было… Мама до 80 зарядила и на окно, чтобы связь была…

Звук артиллерийского выстрела.

– А вас куда-то вывозили, когда самые активные прилёты были?

– Нет. Когда ещё не бахали, в лагеря возили. Я не была, брат был.

– А куда? В какое место, в какой лагерь?

– Не знаю. Друг, одноклассник говорил, в школе там… Но только уроки не делались. Бассейн был.

– Типа школьного лагеря?

– Да.

– А в каком городе он был?

– В смысле?

– Ну, этот школьный лагерь был здесь?

Звук артиллерийского выстрела.

В другом районе или в другом городе?

– Здесь, у нас.

– А! Так в другой город не вывозили?

– Нет. Только позвонили ещё, не помню, когда. Давно! Мы ещё с братом подрались. Сидели возле мамы, и позвонила моего брата воспитательница и говорит: «В Россию»…

Звук гусениц проезжающего танка.

– А когда это было? Когда звонили?

– Наверное, полгода уже!

– А как вы умудряетесь учиться-то в таких условиях? У вас какие-то учебники, задания? Вот сколько у тебя, допустим, по математике заданий в день было? Два-три примера?

– Две задачи постоянно было и примеров кучу, на каждый день!

– А эти задачи вы учительнице каждый день отвозили или раз в неделю?

– Раз в неделю.

– Она потом проверяла, оценки ставила, вам возвращала. Что так, что не так?

– Да. Потом новое задание давала… Звук взрыва прилета. Что успел сделать – отдаёшь.

– А дни рождения вы тут как-нибудь коллективно отмечаете? Куда-нибудь ходите?

– Не, дома.

– А кто-то из друзей приходит на День рождения?

– Не, мы только. Может бабушка приехать и то… Если бахают – не приедет.

Звук гусениц проезжающего танка.

– Я тут не каждый день бываю, но что-нибудь придумаем тебе на День рождения.

– Ага! Хорошо.

В ДНР в 2022 году подобным семьям выплачивалось по 10 тыс. руб. и предоставлялась большая коробка продуктов на ребенка ежемесячно. В конкретном случае с девочкой также и военнослужащие отдавали семье часть своего продовольственного довольствия.

Дети в зоне СВО достойны присвоения особого статуса «Дети войны».

Редакция "Завтра"

ЕГЭ в условиях военного положения

Организация ЕГЭ в новых российских регионах имеет ряд объективных особенностей.

Многих детей в 2022 году вывезли в более безопасные районы тогда еще будущих новых регионов или в Большую Россию, но некоторые родители по семейным обстоятельствам от эвакуации отказались.

Федеральные СМИ неоднократно сообщали о прилетах в здания образовательных учреждений, например, в конце марта 2023 года сообщалось об обстреле колледжа в Мелитополе, расположенного вдали от передовой.

Пункты приема ЕГЭ в новых регионах, скорее всего, будут организованы в подвалах, чтобы скопления школьников не стали удобными целями для противника.

Устойчивый интернет необходим как для полноценного дистанционного обучения, так и для проведения ЕГЭ. Пункты приема ЕГЭ также оборудуют видеокамерами, с помощью которых контролируется поведение сдающих. Некоторые ведущие московские вузы размышляют о дистанционном приеме экзаменов для поступающих из новых регионов, для чего также потребуется идеальный интернет.

Донецкие компании связи "Феникс" и "Матрикс" имеют достаточные мощности, но интернет каждый раз отключают при полетах авиации, работе ПВО и прилетах даже в соседних районах из соображений секретности и безопасности. Например, один из знакомых автора получил блокировку личного кабинета Промсвязьбанка из-за четырех попыток входа при неустойчивом проводном интернете от "Матрикса" в самом центре Донецка. В отдельных прифронтовых районах интернет чаще не работает, чем работает, а учителя ищут окна работы интернета, чтобы пообщаться в дистанте со своими учениками.

Хочется надеяться, что эта статья поможет руководителям Минобрнауки и вузов не включать бюрократа при рассмотрении спорных ситуаций с поступающими из новых регионов.

Дебюрократизация в приёмную кампанию для поступающих из новых регионов

Министерство высшего образования и науки (МОН) опубликовало Приказ за подписью врио министра Омельчука А.В. «Об утверждении особенностей приема на обучение … по программам бакалавриата, специалитета … в связи с принятием в состав РФ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей …». Этот Приказ подготовлен на основе закона № 19-ФЗ от 17 февраля 2023 года «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки … новых субъектов …», подписан 1 марта и опубликован 4 апреля.

Следует пересказать наиболее важные содержательные формулировки этого Приказа. Итак, вузы должны до 15 апреля разместить на своих сайтах детали поступления. Документы об образовании, полученные в новых регионах до вступления в состав России, подаются без представления свидетельства о признании иностранного образования. При невозможности предъявить оригинал такого документа возможно зачисление по заявлению с указанием причины невозможности представления. Вузы самостоятельно проводят вступительные испытания по предметам вместо ЕГЭ для выпускников школ. Вступительные испытания по русскому языку, истории, обществознанию и после среднего профессионального образования могут быть в форме собеседования. Поступающие вправе пройти общеобразовательные вступительные испытания вуза и (или) использовать результаты ЕГЭ. Индивидуальные достижения, полученные в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, могут дать не более 10 баллов. Постоянно проживающие на территории новых регионов победители и призеры всеукраинских ученических олимпиад принимаются без вступительных испытаний.

Обычно уточнения условий приема в вузы принимаются приказами в августе-сентябре на следующее лето, в деталях появляются на сайтах вузов в начале ноября. Принятие новых субъектов в состав РФ юридически состоялось 4 октября, и бюрократы могли бы сработать быстрее. Немного остужая бюрократические страсти, следует оговориться, что российские вузы имеют отлаженные программы и процедуры приема вступительных экзаменов параллельно с ЕГЭ. Эти программы, процедуры и примеры билетов экзаменов уже много лет вывешиваются на сайтах вузов и были доступны поступающим из новых регионов.

Следует также представить некоторое оправдание бюрократических затяжек с принятием указанных выше Закона и Приказа. Школы новых регионов, особенно ДНР и ЛНР, готовились еще в августе 2022 года к переходу на российские образовательные стандарты, точнее, на российские учебники. О необходимости сдавать ЕГЭ региональные руководители образования говорили еще осенью, были массовые программы переподготовки педагогов новых регионов. Руководители образования, вероятно, надеялись на массовую сдачу ЕГЭ и потому откладывали решение, а Закон и Приказ были подписаны в течение месяца после завершения записи школьников на ЕГЭ (до 1 февраля).

Предоставление права выбора вступительных экзаменов или ЕГЭ выпускникам школ новых регионов можно даже трактовать как локальный эксперимент по ревизии Болонской системы и ЕГЭ. Право выбора может пониматься не только исходя из объективных проблем организации учебы в условиях военного положения (такой правовой режим действует на территории новых субъектов), но и как эксперимент с прицелом на Россию и судьбу ЕГЭ в целом.

Отсутствие российских паспортов и последний год учёбы в Большой России

Федеральные СМИ кратко указывали на количество записавшихся на ЕГЭ школьников в новых регионах. Министр образования ДНР Ольга Колударова 1 февраля говорила о 3 тыс. записавшихся на ЕГЭ в 2023 году, или каждом третьем выпускнике (в 2022 году ЕГЭ сдали 1 тыс. человек). Пресс-служба Министерства образования ЛНР писала 27 февраля о 700 человек, записавшихся на ЕГЭ, и о 250 человек, сдававших ЕГЭ в 2022 году. СМИ сообщали о записи на ЕГЭ 50 школьников в Запорожской области. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев говорил, что школьники Херсонской области не заявились на ЕГЭ. 80 человек из новых российских регионов будут сдавать ЕГЭ в Крыму.

Одной из причин низкой явки на ЕГЭ в новых регионах является массовый переезд школьников в другие российские регионы. Михаил Мизинцев, заместитель министра обороны РФ, указывал 18 июня на эвакуацию более 1,9 млн человек, в том числе 307 тысяч детей, с конца февраля на территорию России из опасных районов Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик. ТАСС 12 июня писал, что среди пересекших границу России 540 тыс. человек имели российское гражданство, 954 тыс. были гражданами республик Донбасса, остальные – Украины.

Публично не заявлялось количество выпускников школ, заканчивающих обучение непосредственно на новых территориях в 2023 году, а также количество школьников новых регионов, оканчивающих школы в других российских регионах. Можно примерно сопоставить 10 тысяч донецких и 3 тысячи луганских выпускников школ с 20 тысячами эвакуированных одиннадцатиклассников (как одной шестнадцатой из 300 тысяч всех эвакуированных детей).

Из данных по числу эвакуированных и их гражданству возникает ряд вопросов к детализации Приказа МОН. Вроде в Приказе говорится о постоянно проживающих на территории новых регионов. Имеют ли право выбора ЕГЭ или вступительного экзамена эвакуированные в иные российские регионы, проучившиеся там год, оканчивающие одиннадцатые классы и получающие аттестаты школ этих регионов?

Из числа въехавших в Россию российское гражданство было примерно у четверти, примерно половина имела паспорта ЛНР и ДНР и еще четверть – Украины. Получить российские паспорта быстро не получается из-за больших очередей. Будут ли считаться россиянами выпускники одиннадцатых классов с паспортами ДНР и ЛНР и с украинскими паспортами из Запорожской и Херсонской областей? А с украинскими паспортами из Харьковской, Сумской и других областей Украины, выбравших российскую сторону? Получивших или не сумевших получить вид на жительство или статус беженца?

Отдельно необходимо пройтись по олимпиадам и 10 баллам индивидуальных достижений. Призеры и победители всеукраинских олимпиад пользуются привилегиями, но почему в Приказе ничего не сказано про Республиканскую олимпиаду школьников ДНР и ее аналог в ЛНР? Почему бы не увеличить дополнительные 10 баллов за учёбу в условиях военного положения, скажем, до 30 или даже 50 баллов в зависимости от близости школы к линии боевого соприкосновения? Такие баллы могут уравнять шансы на поступление с учениками из других российских регионов.

Вступительные экзамены и поступление одновременно в несколько вузов

В Приказе значатся «вступительные испытания и (или) результаты ЕГЭ» (пункт 7.5). Буквальная трактовка «и (или)» означает, что выпускник школы может сдать ЕГЭ, попробовать сдать вступительные испытания, затем использовать наилучший результат. На каком этапе и в каком объеме предоставляется такой выбор? Выбор должен быть сделан при записи на ЕГЭ до февраля, при подаче документов в вуз или после получения результатов вступительных испытаний? Можно ли использовать лучшие результаты ЕГЭ по отдельным предметам и сдать вступительные испытания по предметам с худшими результатами?

Скорее всего, каждый абитуриент из новых регионов будет подавать документы сразу в несколько вузов. Эти вузы могут располагаться в разных городах, например, в Донецке, Ростове или Воронеже, Москве или Питере. Последний день подачи оригиналов аттестатов и согласия на зачисление в бакалавриат един по всей стране.

Подать документы в несколько вузов можно заранее, и на это будет больше месяца времени. Согласие на зачисление можно предоставить дистанционно и без оригинала школьного аттестата (с соответствующей мотивировкой для абитуриентов из новых регионов). Хотя пока не ясны пределы такой мотивировки: в случае нахождения в другом городе это будет допустимой причиной непредоставления?

Больше проблем ожидается в связи с наложением дат вступительных испытаний в разных вузах. Так, МГУ устанавливает лишь один день сдачи каждого предмета, плюс резервный день на все предметы. Бауманка имеет пять дат по каждому предмету и дает право выбора этих дат, что более комфортно для поступающих. Наложение не является основанием для переноса экзамена конкретного абитуриента на резервный день, хотя именно для выпускников новых регионов такое можно было бы разрешить.

Каждый абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и на пять направлений подготовки в каждом, в результате конкурсные списки оказываются на порядок больше реального количества абитуриентов. Вполне может быть ситуация, что поступающий, стоящий в конкурсных списках МГУ примерно на 2000-й позиции при 300 бюджетных местах, может пройти на бюджет, поскольку многие перед ним сделают выбор в пользу других факультетов того же МГУ, "Вышки" или просто испугаются такого конкурса.

В прошлые годы ФИО поступающих публиковались на сайтах приемных комиссий вузов, а с 2021 года публикуются цифры СНИЛС. Номер СНИЛС вполне позволяет определить, кто перед конкретным поступающим уже подал аттестат и согласие в другой вуз и фактически не участвует в конкурсе. Такую оценку внутри вуза публикуют сами вузы, а сопоставление с другими вузами возможно через интернет-сервисы типа «Менеджер абитуриента». Ходили слухи о попытках написать техническое задание для такого сервиса для портала государственных услуг.

На форумах абитуриентов чтение конкурсных списков и прогнозирование вероятности зачисления сравнивают с «русской рулеткой». Поступающие из новых регионов через вступительные экзамены будут в тех же раздутых на порядок конкурсных списках, что при поступлении по результатам ЕГЭ. Знают ли абитуриенты и их родители из новых регионов про такую специфику? Может быть, необходима централизованная помощь бывалых родителей как волонтёров в ориентации по таким спискам либо помощь на уровне профильных ведомств новых регионов или даже МОН РФ?

Адресная поддержка поступающих по нетипичным вопросам

Необходимо затронуть отдельно вопрос о детях участников СВО из частей Народных милиций ДНР и ЛНР (НМ ЛДНР). К началу апреля этого года завершается документальное оформление перехода таких частей в юрисдикцию российских силовых ведомств. Будут ли приниматься для поступления по особой квоте справки за период службы в частях НМ ЛДНР в 2022 году у тех, кто уже завершил службу? С подписью и печатью НМ ЛДНР, а не российских силовых ведомств, поскольку не везде есть новые печати? Обязательно ли нужна именно справка по специальной форме или можно показать военный билет ДНР или ЛНР?

Ответы на представленные выше и многие подобные дополнительные вопросы очень важно получить заранее, чтобы не создавать лишней нервозности детям и родителям из новых регионов, когда они уже будут подавать документы за несколько недель до вступительных испытаний и сталкиваться с бюрократическим непониманием и проволочками.

МОН периодически устраивает вебинары для руководителей приемных комиссий вузов, непосредственно при приеме документов оперативно консультирует по нетипичным ситуациям, размещает видео вебинаров и ответы на вопросы о поступлении на своих ресурсах. Поэтому, несмотря на поздний выход приказа МОН, еще достаточно времени для уточнения деталей и правильного информирования абитуриентов и родителей из новых российских регионов о специфике поступления.

Может быть, следует подключать к вебинарам МОН представителей не только вузов, но и директоров школ новых регионов, чтобы те напрямую задавали вопросы родителей и транслировали им ответы? И было бы замечательно, если кто-то из депутатов Госдумы из профильных комитетов и опытных сотрудников приемных комиссий в качестве волонтеров включатся в такое информирование и решение нетипичных вопросов.

Для контроля зачисления на бюджетные места в один вуз, проверки школьных аттестатов и результатов ЕГЭ сотрудниками приемных комиссий используется Федеральная информационная система Государственной итоговой аттестации (ФИС ГИА). Может быть, целесообразно организовать сопровождение абитуриентов из новых регионов для их правильного информирования о вероятности зачисления именно уполномоченными сотрудниками с доступом к этой системе?

1.0x