"Железный человек 3" (США, 2013, режиссер — Шейн Блэк, в ролях: Роберт Дауни-мл., Гай Пирс, Бен Кингсли, Гвинет Пэлтроу, Ребекка Холл, Дон Чидл, Джон Фавро, Уильям Сэдлер, Фань Бинбин, Джеймс Бэдж Дейл, Ивонна Зима, Стефани Шостак, Дейл Дики)
Супергерой Железный человек, он же миллионер Тони Старк (Роберт Дауни-мл.) испытывает приступы паники после событий, произошедших в "Мстителях" (2012, режиссёр — Джосс Уидон). Его сомнения в собственной исключительности подогреваются тем, что на горизонте появляется старый ухажер его любимой девушки Пеппер (Гвинет Пэлтроу) — учёный теневой науки Олдрич Килллиан (Гай Пирс). Тем временем из отдела военной промышленности, специализирующейся на нанотехнологиях, происходит утечка вируса, превращающего людей в ходячие бомбы. За всем этим стоит китайский злодей Мандарин (Бен Кингсли), угрожающий расправой самому президенту. Старк опрометчиво бросает Мандарину самоуверенный вызов, в результате чего теряет дом и костюм супергероя. И оказывается в американской глубинке, где приходится рассчитывать только на свои силы.
Руль штурвала, контролирующего полёт третьего фильма о Железном человеке, в этот раз достался Шейну Блэку, уже работавшему с Дауни в фильме "Поцелуй навылет" (2005). Первые две части приключений Старка выпестовал в своей творческой мастерской Джон Фавро, ограничивший себя здесь продюсированием и эпизодической ролью. С приходом Блэка почерк летописи претерпел значительные изменения. Напомним, что вселенная Marvel обогатилась новым волшебником в самом начале 60-х. Персонаж был во многом списан с великого безумца, авиатора и режиссёра Говарда Хьюза. Тони Старк — миллионер, гениальный изобретатель с ярко выраженными ультраправыми идеями, гедонист и большой выпивоха, изначально не имел никаких качеств супергероя, кроме непомерно раздутого эго и равнодушного презрения к слабым мира сего. Сконструировав механический, обладающий сверсилой костюм, поначалу Старк противопоставлял оттепели 60-х, с её модой на левые взгляды, милитаристскую позицию нового консерватора. На страницах комикса крушил Вьетнам и был воплощением самой смелой мечты полковника Куртца. Когда же пришло время экранизации, современность потребовала внести в образ существенные поправки.
Поскольку мир Старка ограничен новейшими технологиями, где, как рыба в воде, шевелит нетрезвыми плавниками эта воистину впечатляющая акула империализма, герой закономерно вовлечён в борьбу с главной чумой нашего века — терроризмом. Со всей присущей этому персонажу гигантоманией. В первом "Железном человеке" он противостоял злу в условном Афгане, что было для Америки 2008-го года актуальной традицией. Вторая часть служила плацдармом разборок "кто круче" между двумя полюсами — амбициозным харизматичным Старком и брутальнейшим русским физиком Иваном (Микки Рурк). При этом Тони Старк идеально абстрагировался от правительственных игр, предпочитая независимость наполненного стакана и личные мотивации патриотическому долгу, в избытке предстающему на экране в образе другого "костюмного" человека — бравого афроамериканца по прозвищу Железный патриот в исполнении Дона Чидла. Противоречивость характера Старка — его внутренняя рефлексия при внешней позиции самоуверенного плейбоя — была тонко схвачена Робертом Дауни-мл., сделавшего своего героя живым и настоящим. Даже когда он облачался в свой заковыристый механизм.
Такой подход мог быть поставлен на конвейер, превратиться в сырьё для поточного производства. Учитывая, что враги Америки в мире множатся, как грибницы, легко представить, как могли бы развиваться события в последующих продолжениях. Но у "железного дровосека" вдруг обнаруживается сердце, поэтому сюжет виляет бедром в иную — лирическую — плоскость. Третья часть фактически посвящена метаморфозам, внутренним преображениям героя, вынужденного доказывать себе, что и без костюма он имеет право быть Человеком. Его поступками движет также новое для него чувство — любовь, что значительно снижает харизму позёра и бонвиана, но придаёт Старку больше человечности и души. Более того — ещё и не свойственную ему правильность, заставляющую скучать по его прежним дурным привычкам и самоуверенной наглости. Для окончательного сближения супергероя с народом в канву истории вводится маленький мальчик, помогающий Старку вновь обрести себя. Мир высоких технологий будущего стремительно летит вниз, в 80-е, в ностальгические времена "Смертельного оружия" и "Терминатора", обильно цитируемых в финале.
Но самое интересное здесь связано с темой злодеев. Бен Кингсли в роли Мандарина, оказывающегося всего лишь нанятым актёром для всеобщего устрашения, манерой поведения в чём-то похож на Сергея Пенкина на шоу "Один в один" — как ни старайся, высшего балла не достичь никогда. Право вершителя судеб принадлежит другому "взрывоопасному" гению зла в исключительном исполнении магнетического Гая Пирса, ближе к концу отвоёвывающего большую часть отрицательного обаяния у самого главного героя. Кроме того, "Железный человек 3" демонстрирует неожиданную констатацию факта — за человеческой биомассой, пребывающей за территорией США и периодически рождающей "диктатора" за "диктатором", стоит сама Америка. Бородатые фанатики, грозящие взорвать мир, не более чем фасады, прячущие за собой очередное желание всеобъемлющей власти "большого белого человека". В классическом комиксе подобная позиция была бы неуместна, да и просто немыслима.
Весь этот искрящийся, взрывающийся, наполненный стремительными полётами мир отличает головокружительная лёгкость. "Железный человек 3" предлагает зрителю весь набор аттракционов, которые может предложить экранизированный комикс. Размышлять над нюансами перезагрузки героя в такой ситуации дело неблагодарное. Похмельный Старк придёт к нам. И не раз. За этим парнем не заржавеет.