Авторский блог Галина Иванкина 11:52 4 марта 2021

Осколки зеркала и «Всё пропало!»

говорить, что музеи «порушены» — это явная ложь

В знаменитой сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева" есть философско-религиозный, а по факту – социологический мотив зеркала, сотворённое гадким троллем: «Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже. Ученики тролля — а у него была своя школа — рассказывали всем, что сотворилось чудо: теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их истинном свете. Они бегали повсюду с зеркалом, и скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые не отразились бы в нем в искаженном виде».

У меня иной раз такое чувство, что среди нас бродят ученики того самого тролля. Потому что они привыкли видеть исключительно дурное, а уж если явить им что-нибудь хорошее, так они или не заметят, или скажут: «Оно всё – фэйк и обман!» Я постоянно читаю тексты или комментарии о том, как в России и остальном мире «всё плохо!»

Не так давно я получила нижеследующий отклик на своё интервью, где высказывала положительное, точнее – обыденно-взвешенное мнение о состоянии культурной политики в России. «При таком настроении, конечно, мудрено заметить уже порушенные Дома и Дворцы культуры, трагическое состояние библиотек, тех же музеев. А самое главное - нет уверенности, что и это-то состояние удержится при лёгком повороте государственного руля», - молвил товарищ Ермошин.

Почему я заострила внимание на этой типовой реплике? Именно потому, что она – типична. Я беспрестанно слышу о том, что в Москве… давным-давно нет музеев, пустуют картинные галереи, а в Планетарии расположен «элитный ресторан для нуворишей». Я каждую неделю бываю в кино или на выставке, а если есть настроение, то и на концерте классической музыки. А ещё я записана в Некрасовскую библиотеку, расположенную в районе Бауманской. Да-да! Я тот человек, который всё ещё ходит в библиотеки. Я – существую! И, что удивительно, там я встречаю других людей, и они вовсе не фантомы и не куклы-манекены, поставленные для отчётности Министерством Культуры.

И это не полуразрушенный домок с проваливающимися полами да потрёпанными книжками 1990-х годов издания – это настоящее арт-пространство, где проводятся выставки, встречи с писателями и бесплатные показы фильмов. Литфонд постоянно обновляется – мне удавалось брать книги только-только выпущенные. Люди, упорно и – упорото камлающие: «Всё пропало! Нас продали и предали!», лет …дцать не проходили мимо своих же районных библиотек. А мне довелось и никакого Армагеддона.

А уж говорить, что музеи «порушены» — это явная ложь. Такого поразительного разнообразия выставок и проектов, как сейчас, не было нигде и никогда. Вот в 1980-1990-х годах действительно культура пребывала в тотальном ауте – тогда и паркет в библиотеках гнил или рассыхался. В позднем СССР было не краше, чем в пресловутых «лихих девяностых». Реальные подвижки начались в «нулевых». Думается, многие хомо-сапиенсы в глазах носят осколки того зеркала. Везде-то у них – чернуха, разруха, проруха и порнуха. И никакого парения духа. Тот, кто всё это говорит и бесконечно молится на несуществующее прошлое, он бывал в Третьяковке? А ведь там сейчас Бенуа и «Мир искусства». А в Музее Москвы? А там – 100 лет Вхутемаса. А в Историческом? А в Музее русского импрессионизма? А в галереях? А в кино? А в том же Планетарии, где (я открою тайну!) – великолепная программа и никаких ресторанов.

Я бывала и в провинциальных музеях. Не везде всё ровно – успех и продвижение зависит от местных властей. Однако же неплохие книжные магазины есть везде и там продают не только Донцову с Акуниным, как полагают адепты «всё_пропальности», но и альбомы по искусству. Интернет есть тоже у всех – иначе «всёпропальщики» не писали бы свои кричалки и вопилки. И я опять-таки удивлю – там (в Интернетиках) есть полно учебно-просветительских сайтов, искусствоведческих каналов на ЮТубе, познавательных блогов. Если, конечно, хотеть всё это видеть-созерцать. Но жить с осколком лютого зеркала – проще.

1.0x