Авторский блог Галина Иванкина 11:52 4 марта 2021

Осколки зеркала и «Всё пропало!»

говорить, что музеи «порушены» — это явная ложь
8

В знаменитой сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева" есть философско-религиозный, а по факту – социологический мотив зеркала, сотворённое гадким троллем: «Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже. Ученики тролля — а у него была своя школа — рассказывали всем, что сотворилось чудо: теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их истинном свете. Они бегали повсюду с зеркалом, и скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые не отразились бы в нем в искаженном виде».

У меня иной раз такое чувство, что среди нас бродят ученики того самого тролля. Потому что они привыкли видеть исключительно дурное, а уж если явить им что-нибудь хорошее, так они или не заметят, или скажут: «Оно всё – фэйк и обман!» Я постоянно читаю тексты или комментарии о том, как в России и остальном мире «всё плохо!»

Не так давно я получила нижеследующий отклик на своё интервью, где высказывала положительное, точнее – обыденно-взвешенное мнение о состоянии культурной политики в России. «При таком настроении, конечно, мудрено заметить уже порушенные Дома и Дворцы культуры, трагическое состояние библиотек, тех же музеев. А самое главное - нет уверенности, что и это-то состояние удержится при лёгком повороте государственного руля», - молвил товарищ Ермошин.

Почему я заострила внимание на этой типовой реплике? Именно потому, что она – типична. Я беспрестанно слышу о том, что в Москве… давным-давно нет музеев, пустуют картинные галереи, а в Планетарии расположен «элитный ресторан для нуворишей». Я каждую неделю бываю в кино или на выставке, а если есть настроение, то и на концерте классической музыки. А ещё я записана в Некрасовскую библиотеку, расположенную в районе Бауманской. Да-да! Я тот человек, который всё ещё ходит в библиотеки. Я – существую! И, что удивительно, там я встречаю других людей, и они вовсе не фантомы и не куклы-манекены, поставленные для отчётности Министерством Культуры.

И это не полуразрушенный домок с проваливающимися полами да потрёпанными книжками 1990-х годов издания – это настоящее арт-пространство, где проводятся выставки, встречи с писателями и бесплатные показы фильмов. Литфонд постоянно обновляется – мне удавалось брать книги только-только выпущенные. Люди, упорно и – упорото камлающие: «Всё пропало! Нас продали и предали!», лет …дцать не проходили мимо своих же районных библиотек. А мне довелось и никакого Армагеддона.

А уж говорить, что музеи «порушены» — это явная ложь. Такого поразительного разнообразия выставок и проектов, как сейчас, не было нигде и никогда. Вот в 1980-1990-х годах действительно культура пребывала в тотальном ауте – тогда и паркет в библиотеках гнил или рассыхался. В позднем СССР было не краше, чем в пресловутых «лихих девяностых». Реальные подвижки начались в «нулевых». Думается, многие хомо-сапиенсы в глазах носят осколки того зеркала. Везде-то у них – чернуха, разруха, проруха и порнуха. И никакого парения духа. Тот, кто всё это говорит и бесконечно молится на несуществующее прошлое, он бывал в Третьяковке? А ведь там сейчас Бенуа и «Мир искусства». А в Музее Москвы? А там – 100 лет Вхутемаса. А в Историческом? А в Музее русского импрессионизма? А в галереях? А в кино? А в том же Планетарии, где (я открою тайну!) – великолепная программа и никаких ресторанов.

Я бывала и в провинциальных музеях. Не везде всё ровно – успех и продвижение зависит от местных властей. Однако же неплохие книжные магазины есть везде и там продают не только Донцову с Акуниным, как полагают адепты «всё_пропальности», но и альбомы по искусству. Интернет есть тоже у всех – иначе «всёпропальщики» не писали бы свои кричалки и вопилки. И я опять-таки удивлю – там (в Интернетиках) есть полно учебно-просветительских сайтов, искусствоведческих каналов на ЮТубе, познавательных блогов. Если, конечно, хотеть всё это видеть-созерцать. Но жить с осколком лютого зеркала – проще.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
4 марта 2021 в 16:10

«Они привыкли видеть исключительно дурное, а уж если явить им что-нибудь хорошее, так они или не заметят, или скажут: «Оно всё – фэйк и обман!»
Конечно, лучше всего стараться трезво смотреть на мир - видеть как хорошее, так и плохое, причем без всяких преувеличений и преуменьшений.
Но это в идеале.
А при движении к такому идеалу лучше все же в первую очередь видеть добро, и лишь во вторую - зло. Так советуют все духовные Учения
Например - христианство: «Не судите»
Новейший же Завет говорит:
«В Космосе существуют силы разрушения и силы созидания. Наличие этих сил в том или ином виде и количестве имеется во всех явлениях. Удерживая и сосредоточивая сознание на них, именно их и усиливаем и утверждаем.
Отсюда добрый и дурной глаз
Пусть будет глаз ваш открыт на добро. Глаз, добро утверждающий, есть глаз строителя доброго. Это особенно заметно на людях: даже преувеличивая их добрые и положительные качества, делаем носителя их лучше.
Лучше ошибаться в преувеличении добра, чем, преувеличивая зло, усиливать тьму, вызывая к жизни энергии разложения.
Это относится ко всем явлениям жизни.
При этом обсуждение не есть осуждение, и критика здоровая не есть критика разрушительная. Замена плохого хорошим или хорошего лучшим конструктивна. Несовершенство не есть зло, но отсутствие добра
Видеть действительность не значит осуждать, но нужно научиться видеть оба ее полюса в их взаимосоответствии».

4 марта 2021 в 16:27

Конечно, музеев в России стало намного больше, чем было раньше, в том числе и при Советской власти. Музей разнообразные и очень интересные. Это факт
Пример - село, где я в настоящее время живу - Верх-Уймон на Алтае. Село относительно небольшое, но известно на всю округу (и даже в стране) своими музеями. Тут их целых три - прежде всего, Мемориальный музей Рерихов, воссозданный СибРО (Сибирским Рериховским Обществом) в доме, где трое Рерихов в 1926 году прожили почти месяц. Далее - Краеведческий музей. И наконец - музей старообрядческой культуры. Есть и четвертый - это «Самоцветы», где представлены (и продается) произведения декоративно -прикладного творчества художников и мастеров Уймонской Долины (и я тоже несколько лет назад участвовал в этом деле). Причем, всего этого не было при Советах.
Так что автор тут права безусловно.

4 марта 2021 в 16:37

Но, увы, есть и порушенные Музеи, причем - важнейшие.
Таков Музей Рерихов в Москве
Из резолюции недавнего Второго съезда рериховских организациЙ6
«что невозможно забыть и стереть из истории рейдерский захват Государственным музеем Востока усадьбы Лопухиных в апреле 2017 г., сопровождавшийся незаконным изъятием и вывозом наследия Рерихов, принадлежащего МЦР; варварский разгром постоянной экспозиции и дорогостоящего оборудования общественного Музея имени Н.К. Рериха; изгнание МЦР из усадьбы Лопухиных; неоднократные требования чиновников демонтировать и вывезти из усадьбы единственный в стране мемориальный комплекс, посвященный Рерихам; бесконечные судебные иски к МЦР, направленные на то, чтобы финансово обескровить и уничтожить общественную организацию; хаотичные спешные изменения функционального использования усадьбы Лопухиных; лукавство чиновников в отношении создания государственного музея Рерихов в павильоне ВДНХ, в то время как в действительности это лишь выставка под названием «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ», которую Минкультуры позиционирует в качестве музея, что не соответствует мировым стандартам организации и деятельности музеев, а также единым правилам и условиям хранения музейных предметов и коллекций РФ. Все эти вопиющие действия демонстрируют истинные намерения чиновников от культуры – окончательно убрать из усадьбы Лопухиных все, что связано с Рерихами. Однако вопреки позиции Минкультуры и ГМВ делегаты съезда и широкая общественность, принимавшая участие в создании и деятельности общественного Музея, разрушенного Минкультуры, считают, что усадьба Лопухиных должна остаться домом для Рерихов и их наследия»

4 марта 2021 в 22:34

Не все знают, что был у Андерсена в этой сказке другой вариант зеркала, которое изготовил другой тролль.В его кто бы ни глянул - дык там полнейший ничтяк. Но Ганс Христианович сжёг его, подобно Николаю Васильевичу. Но ведь варианты не горят? Но конечно всё это сказки Андерсена. А так-то оно конечно да. Музеи есть, библиотеки есть, стадионы есть, бассейны есть, яхты есть, дворцы есть, личные храмы есть, личные заводы есть... И в остальном, прекрасная Галина, всё хорошо, всё хорошо.

4 марта 2021 в 23:22

Госпожа Иванкина купила, как я понял, розовые очки. Вероятно, на распродаже.

5 марта 2021 в 05:02

Совсем недавно, как писали в СМИ, аж в самой Третьяковке, которой руководит крутая либералка и особа, обладающая изящно-изысканным "скусом", Трегулова, потолки текли. И, похоже, сей факт имел место впервые за всю историю существования Третьяковки. Затем г-жа Трегулова явила всем любителям и ценителям "настоящего" искусства крутую инсталляцию: "Ветка".
Вот и думай теперь : разрушены музеи или нет.
Впрочем, поднимать тему музеев (точнее, наличие, подлинность и сохранность хранящихся там сокровищ России) ещё время не пришло, похоже. А когда придёт, то будет, думаю, поздновато. Так что "всепропальщики" иной раз и в самую точку бьют.
P.S. Интересно, не устал ли Пиотровский М. руководить Эрмитажем. Да и "пошерстить" запасники Эрмитажа было бы нелишне.

5 марта 2021 в 07:55

"если явить им что-нибудь хорошее, так они или не заметят, или скажут: «Оно всё – фэйк и обман!» Я постоянно читаю тексты или комментарии о том, как в России и остальном мире «всё плохо!»
- Тексты Галины Иванкиной я за редким исключением читаю с удовольствием. Статья, мой комментарий к которой привела уважаемый автор, как раз и есть исключение. А нынешняя статья лишь усилила моё впечатление. Автор продолжает оставаться в своей башне слоновой кости. Не знаю, какие МОИ слова побудили автора трактовать как "всё плохо". Да, в нашем миллионнике с 1920-х годов сохраняется первый в стране Музей А.М. Горького, зато совсем недавно незаметно исчез памятник этому писателю, "освободив" место для часовни. Да, построено современное здание Планетария, переведённого из Благовещенского храма Нижегородской метрополии. Для нижегородцев, а не только меня лично, слова автора "Не везде всё ровно" означают исчезновение Музея нижегородской интеллигенции, исчезновение краеведческих экспонатов великолепного Музея на Верхне-Волжской набережной, а ещё не одного десятка Домов культуры - таких как Дом культуры общества глухих "Звезда", Дом культуры им. Дзержинского, Дом культуры речников, великолепного Дворца культуры им. Ленина и других. Я тоже мог бы похвалить книжное дело, рассказав о множестве состоявшихся изданий, о которых мы и мечтать не могли до перестройки. Их тиражи вполне соответствуют количеству библиотек, ОСТАВШИХСЯ после ликвидации богатейших фондов перечисленных заведений культуры. Бывая в Москве, я с удовольствием и с пользой для своих интересов посещаю и бывшую Ленинку, и Историчку и Иностранку, и менее крупные. Об их работе и об их проблемах тоже имею достаточное представление. Впрочем, обитателям столичных культурных тусовок слышать об этих подробностях, видимо, не хочется.

5 марта 2021 в 08:17

Иванкина явно решила выступить в роли сказочника Андерсена и рассказать нам, как все кругом чудненько и замечательно.
Она нагло и бесстыдно заявила, что говорить, что музеи "порушены" — это явная ложь
Но что значит ложь? Разве ей не известна скандальная история с Эрмитажем, когда во время проверки в 2006 году обнаружили пропажу 221 экспоната. Стоимость похищенного оценивалась в 130 миллионов рублей.
Причем, одним из первых Пиотровского раскусил бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев, который прямо обвинил руководство Эрмитажа и самого экс-министра культуры Михаила Швыдкого в причастности к хищениям картин из Эрмитажа в 2006 г. Так же он отметил, что "при Михаиле Пиотровском в Эрмитаже нередко картины специально продавались на черный рынок самим руководством Эрмитажа, а затем устраивалась инсценировка кражи: Стремление изобразить скандальную кражу в Эрмитаже как частный случай, все эти странные истории с подбрасыванием украденного в мусорные бачки, напоминают слаженные попытки отвлечь внимание от того, что творится в российских музеях".
Или случай в музее "Ростовский кремль", когда экспертиза 2017 года выяснила, что полотна Малевича и Поповой из коллекции ростовского музея являются подделками?
В Музее имени Андрея Рублева администрация устроила торг произведениями искусства прямо в Храме.
А мерзопакостная история с Музеем Рерихов? Когда ночью 28 апреля 2017 года музей штурмом взяли некие лица в форме без опознавательных знаков. И до этого Минкульт РФ предпринимал неоднократные попытки заполучить находящуюся в московской собственности старинную усадьбу. Приличными словами тут не выразить суть происшедшего.

Разве это не правда?
Если примеров не достаточно, могу продолжить и привести еще, но думаю что и этого вполне достаточно чтобы поразмышлять на тему, стоит ли сегодня посещать музеи, где вместо подлинников выставлены – фальшаки и копии?
Потому что, даже самые совершенные копии не могут заметить оригинала.
У всех произведений искусства есть своя собственная аура. Очень известный искусствовед Вальтер Беньямин в своем культовом эссе "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости", написанном в 1936 году очень хорошо рассуждал об ауре искусства подлинного и об ПОЛНОЙ УТРАТЕ этой ауры копией.

Но очевидно Иванкиной на все это глубоко фиолетово, У ней явно нет охоты вникать в такие тонкости. Для нее без разницы, на фальшак ей таращится, или на оригинал.

1.0x