Сообщество «Салон» 18:25 1 апреля 2020

Орфей в аду?

Сериал «Магомаев» - симпатичный, в меру идиотский и очаровательно-легкомысленный фильм-комикс
14

«Магомаев» - симпатичный, в меру идиотский и очаровательно-легкомысленный фильм-комикс

«Ты - моя мелодия,

Я - твой преданный Орфей...

Дни, что нами пройдены,

Помнят свет нежности твоей».

Из репертуара Муслима Магомаева.

Нынешние сериалы «про СССР» всякий раз лепятся по единой схеме — несчастные хомо-советикус пытаются выжить в краснознамённом аду и даже совершают подвиги, в том числе — гуманитарные, а всё дивное и прекрасное в человеке рождается вопреки инфернальной «Славе КПСС!». Последние десять-двенадцать лет фильмы о советских кумирах штамповались в убойно-промышленных масштабах, причём, 99 процентов изделий выходили бракованными. То густое враньё лезет из всех щелей, то композиция трещит по швам — из-за того же вранья. Или из-за буйной фантазии авторов сценария.

Саги о звёздах кино, эстрады и балета имеют общую точку сборки: ненависть к СССР и — жалость к талантам. Да! Их любил народ - замурзанный да забитый, на них косо глядела власть, их вожделел Запад — благоухающий ямайским ромом, коктейлями пряными да Шанелью номер 5. Но — нет! Грозной и при этом подлою силой на пути героев вставали чудища в погонах КГБ, МВД и с «корочками» ОБХСС.

Рисуется презанятное — кого ни возьми, хоть лауреатов  Сталинской Премии, всем-то мешал социализм, ленинизм и диамат, а спасал от Гулага и забвения какой-нибудь полумифический господин-случай. Вместе с тем, такие сериалы не особо раздражают — в них по мнению Егора Холмогорова «...главные герои — старый телевизор, автомобиль «Москвич» и автомат с газировкой», а потому присутствует остро-ностальгический мотив. Девушки с причёсками «а-ля Бабетта» стучат каблучками-шпильками, ребята в клетчатых ковбойках фарцуют заокеанскими подтяжками, из окон звучит «Джамайка» Робертино Лоретти, а следом - «Королева красоты» Муслима Магомаева. «По переулкам бродит лето / Солнце льется прямо с крыш...», - незабываемый ритм эпохи.

Сериал «Магомаев» (реж. Дмитрий Тюрин и Роман Прыгунов) в этом смысле не лучше и не хуже остальных трагифарсов о нелёгкой доле гения за Железным Занавесом. Это - симпатичный, в меру идиотский и очаровательно-легкомысленный фильм-комикс, броско заявленный, как «музыкально-биографическое» повествование. Сетовать на условности — бесполезно. Они — часть жанра.

Мы давным-давно имеем дело с мифами об СССР — нас не спасает память; она чудовищным образом корректируется. Мы — сопротивляемся. Муслим Магомаев — летнее эхо моего детства. Голос, постоянно звучавший из радиоточек и парковых репродукторов. Выигрышная — с италийским шармом — внешность. Умение носить сорочки в духе Галантного века, чтобы исполнять «Каватину Фигаро». Изысканность. Юмор. Он умел всё — ироничные куплетики, твистовую чепуху, оперные партии, патриотические гимны.

«Это раздаётся в Бухенвальде», - мог пропеть лишь он, сопрягая пафос и ледяную скорбь. Когда Магомаева называют «советским Томом Джонсом» мне становится не по себе — отменно владевший голосовыми связками, эстрадный певец Джонс никогда не поднимался выше своего кассового репертуара, тогда как Магомаев позволял себе самые неожиданные ракурсы. Люди моего поколения до сих пор дискутируют на форумах и в блогах: чей Трубадур из «Бременских музыкантов» лучше — Олега Анофриева или Муслима Магомаева? Спор бессмыслен — это разные возрасты Трубадура, а «Луч солнца золотого» - шедевр, заслуживший самостоятельную судьбу, отдельно от сюжета «Бременских...».

Любой сериал — это не точный байопик, и старинные поклонники Муслима откровенно плевались после пяти минут просмотра. «Всё было не так!» - восклицали пожилые дамы, некогда сидевшие в первых рядах на всех концертах. Если брать за основу мемуары самого певца - «Любовь моя — мелодия», то и здесь ждёт засада. Кое-что, кое-как, чуть-чуть и — море выдумок.

Теле-проект «Магомаев» не про мелодию, хотя музыки в фильме очень много, но о сокрушающем влечении глав-героя к Тамаре Синявской — выдающейся оперной диве и общепризнанной красавице. «И я иду к тебе навстречу, / И я несу тебе цветы, / Как единственной на свете Королеве Красоты!» Творческая линия сопровождает love-story, делая её пикантной, по-восточному пряной и — цветистой. Но куда же без кошмаров «ужасного Совка»? Уже в первой серии — а на дворе 1962 год! - разворачивается попытка завербовать юного дебютанта. Нет, не в ЦРУ, конечно, а в Париж — негоже лилиям петь в пролетарско-тоталитарном логове. Это какая-то несменяемая деталь всех кино-историй о советском прошлом.

Такой же обязанностью сценаристов значится введение в сюжет плохих парней из министерств и ведомств. Их лица — туповаты, манеры — отвратительны, профессиональные навыки — смешны. Они — потешные фигуранты, напоминающие мелких бесов. На этот раз враги благородного певца - кабанчики из ОБХСС и министерства культуры. Аристократичным колоссом возвышается Екатерина Фурцева — по какой-то негласной традиции её принято умеренно хвалить в наших сериалах. Видимо, совсем уж ругать власть — некомильфо. Она-то и выступает вечной спасительницей Магомаева, отменяя убогие решения служилых людишек и бездарных чинуш.

Хуже всего — в плане диалогов. Большинство из них построены коряво - с явно информативной целью, дабы объяснить массовому теле-потребителю, что такое ОБХСС; как устроители концертов отчитывались за «левые» гонорары; что и кому за это грозило. Это напомнило разговор Бендера с Балагановым, когда те хотели разыграть роль братьев перед обманутым функционером: «– Когда же ты приехал из Мариуполя, где ты жил у нашей бабушки?
– Да, я там жил, – пробормотал второй сын лейтенанта, – у неё».
Так и персонажи фильма стараются быть понятными для тех, кто не жил в СССР — разжёвывают, раскладывают. Правда, в честных книжках моего детства ОБХСС выступал, как положительная сила, а не сборище глуповатых зверушек. Да, часть зрителей так и не вняли ситуацию, решив, что им кажут опять лютую гэбню. Одна критикесса — дамочка тридцати лет! - задала вопросец в своей статье: «Почему особистам так интересен доход Магомаева?»

Антураж подобных сериалов и кинокартин всегда сводится к ещё одной фразе из Ильфа-Петрова: «Сразу видно человека с раньшего времени!», при том, что раньшее время, даже если определено фабулой, пишется размытым и около-приблизительным. Создатели вываливают всё, что знают о советской бытности — ковры, серванты, «двуглавые» торшеры, сервизы. Всё это узнаваемо — плюс-минус двадцать лет. И девчонки начала 1960-х рассекают в мини-юбочках — будто они уже в 1968-м. Сказано же в очень плохих, зато лихо издаваемых книжонках по истории костюма, что в 1960-х годах возобладала длина мини — вот и давай показывать ноги от ушей. В 1962-м году носили юбку-колокол, чтоб вы знали. Ассистентка-любовница Магомаева — некая Лика (о, не берусь утверждать историчность персоны!) вдруг заявляется в пиджаке с могучими лацканами и брюках-клёш, хотя 1970-е ещё не проклюнулись.

Эстеты неистово плевались, что у всех дев - «пышные» рты, как у современных Инстаграм-богинь, тогда как в эру магомаевской «Королевы красоты» имели место скромные губы. И «бабетты» не те! И не причёсывались этаким образом! Но, как отмечали всё те же Ильф с Петровым о фабрике грёз: «Что бы ни играла голливудская актриса - возлюбленную крестоносца, невесту гугенота или современную американскую девушку, - она всегда причесана самым модным образом». Сатирики ничего не добавили о губах — так вот киношный макияж будет следовать за понятно-сиюминутным.

Тем не менее, сериал не омерзительный, а местами — чарующий. Причиной тому — сербский актёр Милош Бикович, великолепно вписавшийся в российскую действительность и, в отличие от надоевших «сериальных» мальчиков, умеет играть. Он уже блеснул в таких замечательных фильмах, как «Балканский рубеж» и «Холоп», а также в крепком и не халтурном телепроекте - «Крылья империи». Бикович — обаятелен, мил собой, обладает уверенной пластикой. Он чем-то похож на своего героя — неуловимо, нюансами. Ещё одна несомненная удача - «клиповые» вставки а-ля американский мюзикл.

Если же смотреть в целом, то ощутимые плюсы всё же не перевешивают минусы. Одно успокаивает: эти огрехи и провалы не являются персональными ляпсусами режиссёров и сценаристов «Магомаева». Это — системная ошибка, именуемая программистами «баг». Все так делают — и мы так сварганим. Плохой СССР — гениальный певец — шикарные girls – фарцовщики «на хате». Как плохо, что мы так жили. Как хорошо, что мы так жили! «Ты - моя мелодия, / Я - твой преданный Орфей», - проникновенно пел Магомаев. Орфей — в аду?   

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

30 октября 2020
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
8
16 ноября 2020
Cообщество
«Салон»
2
Комментарии Написать свой комментарий
1 апреля 2020 в 15:19

Кто о чём, а ....

Фильм-фильм-фильм, и - НИ слова о Магомаеве в этом фильме...

Политиканствующие критики, НИЧЕГО не понимающие о жизни в СССР...

Тяжело сегодня живётся сценаристам и режиссёрам с такими критиками-пустышками...

1 апреля 2020 в 15:38

Я, после просмотра серий, вспоминаю прекрасную умную сказку для детей МАУГЛИ (Киплинг). Среди персонажей есть тигр ШЕРХАН, возле которого вечно суетится шакал ТАБАГИ.
Есть у нас в РОССИИ свой ШЕРХАН. Возле, облизывая ляшки сильного Шерхана, всегда суетится толпа маленьких шакальчиков-подхалимов Табаги. Они рады служить СИЛЬНОМУ. Одни талантливо, другие откровенно бездарно, В одном им не откажешь : в желании угодить любой ценой!

Вот и фильмы о Магомаеве напомнили мне эту мудрую сказку. Одно слово о сценаристах и режиссерах - "падальщики", превращающие ЗОЛОТО прекрасных воспоминаний о певце в помойку из склок и дрязг. Это сделано не с целью сказать ПРАВДУ, используя искусство. Это типичное выполнение ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗА (официального или в качестве демонстрации своей лояльности).

И еще о Киплинге.
Я вспоминаю строчки из его мудрого стихотворения в переводе Маршака:

О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь твёрд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,

И если ты готов к тому, что слово
Твоё в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова —
Без прежних сил — возобновить свой труд,

И если ты способен всё, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Всё проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,

И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперёд нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» —

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твоё, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты — человек!

Не будем же терять в любых обстоятельствах
свое ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, ЧЕСТЬ и СВЯТУЮ ПАМЯТЬ о прошлом!

1 апреля 2020 в 16:02

Если вы устали отсумасшествия с коронавирусом, если хотите почитать наследника традиций Гоголя и Булгакова и окунуться в мир необыкновенных сказок, читайте новый роман Александра Владимирова "Нефилимы. Сказки Запретного леса". Книгу можно приобрести в книжных магазинах Москвы, а элетронную версию скачать на Литресс.

1 апреля 2020 в 17:18

Да,очередной сериалишко про тусклую совковую "эстраду". Помню этих шаровых певцов, типа Кабзона-Лещенко, среди которых выделялся Магомаев, который басил позвончее, и шёпотом поговапивали, что учился в самой Италии. Помню как появился совковый Том Джонс (это был Серов, любимец бабла, который случайно спородировал где-то этого Джонса и вдруг взлетел на этот мрачный советский небосклон звёзд). Сериал этот конечно, водевильный, все персонажи в нём натянутые, но убогость и лакейская сущность советской системы проглядывает, хоть и в сильно прикрытом виде. Вскоре этот примитивизм в культуре и идеологии естественным образом, закончится массовым ограблением и опусканием населения теми, которые впоследствии станут тут "олигархами". Так что и доселе никто ничего и не понял. Одно "гармонично" выросло из другого. А теперь - "по плодам их..." как говорится.

4 апреля 2020 в 15:42

Vitaliy Akimov
1 апреля 2020 в 17:18
Да,очередной сериалишко про тусклую совковую "эстраду". Помню этих шаровых певцов, типа Кабзона-Лещенко, среди которых выделялся Магомаев, который басил позвончее, и шёпотом поговапивали, что учился в самой Италии. Помню как появился совковый Том Джонс (это был Серов, любимец бабла, который случайно спородировал где-то этого Джонса и вдруг взлетел на этот мрачный советский небосклон звёзд).
*******************************
Виталя ,тебя послушать ,то один Магомаев певец ,а остальные -гавно.
Не хуже Магомаева пели Кобзон , Лещенко ,Хиль ,Мулерман ,Гуляев , Анофриев ,
Захаров .
Легенда советской эстрады Сергей Захаров подарил слушателю россыпь песен, которые сегодня назвали бы хитами. Вся страна распевала «Отцвели хризантемы», «Московские окна», зажигательную «зимнюю» композицию «Три белых коня» из фильма «Чародеи». А «Вечерний звон», по утверждению меломанов, никто так и не сумел спеть лучше, чем Захаров.

В репертуаре певца не только эстрадные песни. Сергей Георгиевич много внимания уделял оперному искусству, пел под произведения Рахманинова, Глинки, Чайковского.

Никто не умоляет талант Магомаева ,но и не надо хаять других певцов ,у каждого был свой слушатель

5 апреля 2020 в 23:56

Не,по мне г..но и етот самый Магомаев. Читай внимательно. Мне "г...но" вся совковая эстрада, включая и аналогичный этот совок.. Вам-то хорошо.Вы незадачливые слушетели - лишь бы бряцало - понимаю. А тем кому надо как-то по другому, каково? Вот нам, кто сами музыкой занимались, выбора небыло. Что б достать какого-ньть Глена Гульда или орк. Караяна или Стаковского надо было к форцам обращаться, и то...А этот примитив мы слушать не могли. Как дубьём по голове. Фолк обожали, типа Покровского или Карагод...поди достань русского подлинного - одно а'ля -рус, типа Мордасовой...И в эстраде...этот кошмар слушать- себе дороже...полублатняк.."три аккорда"...Вот мы и раздражались. А оказывается и правильно. Совок намеренно оглуплял народ (прям как теперь). Бабло позабирали и никто толком ничего не понял.

6 апреля 2020 в 12:43

Vitaliy Akimov
5 апреля 2020 в 23:56
****************************************
Ну извини Виталя , не доросли мы до твоего музыкального уровня !
Ты ещё под стол пешком ходил ,а у меня были кассеты и плёнки ,,на костях ,,
с записями Бени Гудмана ,Глена Миллера ,сестёр Бэри , Козина ,Вертинского
Алёши Димитриевича , Лещенко , всех перечислять не буду.
И с удовольствием слушал Шульженко ,Зыкину, Бернеса и других советских эстрадных певцов ,в том числе и блатняк ,как ты презрительно выражаешься !
Уже в 1962 году у меня были плёнки с песнями Высоцкого ,который был моим кумиром и остался до сих пор. Его песни актуальны и в наше время ,но для тебя эстета он - наверное ФИ .

Вот сейчас действительно российская песТня - ниже плинтуса !
как образец :
Забирай меня скорей увози за сто морей и целуй меня везде
Восемнадцать мне уже !

Пастернака не читал, но осуждаю , так и я , кино не смотрел и смотреть не буду !
Как увидел по всем каналам назойливую рекламу фильма ,
сразу понял - фильм не шедевр.

6 апреля 2020 в 15:11

Да причём тут "недорослИ"? Если у человека золотые руки и он на заводе делает детали, которых я ни-в-жизнь не сделаю, то он имеет право любить чё ему нравится, хоть чёрта воющего.
Но ты, видать понял, о чём я говорю. Ну не перевариваю я эту советскую эстраду. И режим этот советский...У каждого свой вкус. Вот люблю классику, как поют итальянцы, как играют некоторые американцы(нпр. Chick Corea, John McLaughlin и др.).Вообще-то обожаю всё подлинно русское (это моё ВСЁ),а вот советское и блатное, даж Высоцкого - не люблю. Чё теперь, не могу своё мнение выложить, не столкнувшись с осуждением?

6 апреля 2020 в 18:57

Vitaliy Akimov
Сегодня в 15:11
Да причём тут "недорослИ"? Если у человека золотые руки и он на заводе делает детали, которых я ни-в-жизнь не сделаю, то он имеет право любить чё ему нравится, хоть чёрта воющего.
Но ты, видать понял, о чём я говорю. Ну не перевариваю я эту советскую эстраду. И режим этот советский...У каждого свой вкус. Вот люблю классику, как поют итальянцы, как играют некоторые американцы(нпр. Chick Corea, John McLaughlin и др.).Вообще-то обожаю всё подлинно русское (это моё ВСЁ),а вот советское и блатное, даж Высоцкого - не люблю. Чё теперь, не могу своё мнение выложить, не столкнувшись с осуждением?
///////////////
Ну извини Виталий если я ненароком тебя обидел.
НА вкус и цвет - товарищей нет.
Я люблю музыку и песни многих стран и народов , но не слушаю песни типа в передаче
ИГРАЙ ГАРМОНЬ и типа НА ЁМ ЗАЩИИТНА ГИМНАСТЁРКА ...
Кому то это нравится ,ну пусть слушают !

9 апреля 2020 в 19:29

"Убогость и лакейская сущность советской системы проглядывает..." ---- Сколько часов ты жил в ней, дурак?

12 апреля 2020 в 10:17

Сколько бы он ни жил, сумел ухватить только самые худшие черты - именно "убогость и лакейскую сущность", а теперь вот проявляет их в критике, точно шакал при нынешней власти Шерхане

1 апреля 2020 в 20:06

В Советское время "разбегались глаза" от открывающихся возможностей. Знакомый студент предлагал мне во время учебы подрабатывать переводчиком в системе Спутник, специализирующемся на ин. туристах. Друг, учившийся на юридическом факультете, пытался еще получить права на управление вертолетом в Тушинском ДОСААФ...
Сейчас для молодого(не золотого) поколения вводится режим самоизоляции.

9 апреля 2020 в 19:25

Зачем изнурять себя режиссерам, актерам, генеральным и линейным продюсерам и прочим дефективно-креативным? - Для "рекламовидения" сойдет...

1.0x