Народ в соцсетях возмущался давеча: «Олег Куваев… Как он мог? Он что, враг или дебил?» Я изумилась, ибо для меня Олег Куваев – это давным-давно умерший писатель, создавший одно из лучших советских произведений – "Территорию", но, по счастью, оказалось, что это иной Олег, хотя, тоже Куваев. Какова эра, таков и Куваев. Олег.
Обсуждали того Куваева, что создал Масяню – мультяшную девушку из Питера, отвязную и развязную, с пивком и компьютерными играми, пустенькую, но – добрую и оптимистичную. Приключения смешной Масяни быстро сделались популярными, а её образ – громадная голова с несколькими волосинками, короткая маечка и радикальное мини – стал узнаваться сходу.
То был символ позолоченных-нулевых – лучшего десятилетия моей жизни, пришедшегося на тридцати-сорокалетнюю зрелость с её офисным оупен-спейсом и яппи-грёзами. Путь наш лежал в Никуда, но и родители наши с их "Территорией" в конечном итоге упёрлись в тупичок цивилизации.
Повышенный интерес к Масяне, её парню Хрюнделю и «другу семьи» Лохматому схлынул так же быстро, как и начался – уже к середине 2000-х эти искромётные ролики не вызывали ажиотажа и «новую Масяню» особо никто не ждал.
Почти все комиксово-мультипликационные герои проходят стадию «вау!» и стадию «увы!». Это хорошо расписано у Владимира Набокова в "Камере обскура", где главгерой нарисовал морскую свинку Cheepy, которая сначала завоевала мир, а потом всех достала. С Масянькой – та же лав-стори. Однако сия петербурженка внезапно восстала из информационного небытия. Ибо сейчас это проще простого. Она ворвалась в интернет-эфиры со своей критикой спецоперацией.
Не буду пересказывать всю фабулу этой малодостойной серии – во-первых, это противно, а во-вторых, тянет на экстремизм. Ограничусь тем, что Масяня и её товарищи поддержали укро-хунту, и в дурашливый мульт оказалась «вкручена» идея дискредитации российских вооружённых сил, не говоря уже об оскорблении президента (ст. 319 УК. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением).
Нынче времечко такое – герои вчерашних дней и просроченные рокеры напоминают о себе активной критикой СВО. И вот Олег Куваев мощно выступил. Меня поразило не это. Люди. «Масяня, и ты?! Как?!» - блогеры стряпали демотиваторы и портреты девушки в траурной рамке. Мол, хороним воспоминания о Масяне, нашей общей приятельнице.
Ничего шокирующего тут нет – именно масяне-подобные девицы, читавшие в 2001 году "Птюч" и колбасившиеся под рейв, стали «креативными» тётками в начале 2010-х и заделались костяком «болотного» стояния (и торчания). Они требовали свободы Пуссям Райот, бегали на митинги навальновской оппозиции, а теперь им – уже сформировавшимся «гражданкам мира» самое то – поддерживать Зеленского. Вот кабы Масянечка принялась цитировать Холмогорова – тут бы я подивилась.