«Пляшет мир драгоценностей, звоном дразня,
Ударяет по золоту и самоцветам.
В этих чистых вещах восхищает меня
Сочетанье внезапное звука со светом».
Шарль Бодлер.
В знаменитом кинофильме «Джентльмены предпочитают блондинок» героиня Мэрилин Монро поёт песенку-манифест: «Лучшие друзья девушек — это бриллианты». Соль в том, что всё — преходяще, эфемерно, тогда как драгоценности — остаются, и потому лучший кавалер — не тот, который погибает во имя любви, а тот, что lives and gives expensive jewels - живёт и предоставляет дорогие каменья. Диадемы и браслеты — завораживают и пугают. Ради них совершаются ограбления и удушения. Причина не только в стоимости, но и в бешеной энергетике, заключённой в этих блестящих штучках. Неслучайно в Средние века писались трактаты о лечебно-магических свойствах камней. Не нужно быть ювелиром и вообще профессионалом, чтобы оценить игру света и магнетизм граней. «Мистер Роллз плохо разбирался в драгоценных камнях, но Алмаз Раджи был чудом и говорил сам за себя. Найди его деревенский мальчонка, он с криком бежал бы до ближайшего дома, а дикарь благоговейно простерся бы ниц перед таким удивительным фетишем. Красота этого камня ласкала взор молодого священника, мысль о его неисчислимой стоимости подавляла воображение». В этом отрывке из стивенсоновского «Клуба самоубийц» - вся природная страсть хомо-сапиенса к редкостному — подлинному — сиянию камня. Увы, не каждый из нас имеет ценности, но их можно увидеть на выставке.
В музеях Московского Кремля сейчас представлена экспозиция «Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей», организатором которой выступил дом Bulgari. Это - респектабельная итальянская компания, основанная в 1884 году и специализирующаяся на предметах роскоши — ювелирных изделиях, часах, аксессуарах из кожи, парфюмерии. Вещь от Bulgari — символ достатка, пафоса и риска. «Готовя совместно с нашими коллегами выставку, мы хотели не просто представить посетителям Музеев Кремля удивительные по своей красоте произведения Bulgari, но продемонстрировать особую специфику этих украшений, показать, что в жизни женщины XX века они всегда играли не только эстетическую, но и социальную роль», — констатировала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Итак, блистательный финал XIX столетия — человечество думает, что наконец-то достигло цели. Растут шикарные отели, проектируются высоченные — аж семиэтажные — доходные дома, наследуются великие состояния и — за пару дней проигрываются в игорных клубах. Эра технических новинок и небывалых удобств: «Мы с вами живем в век комфорта. Так как у нас дела во всех уголках планеты, человечеству пришлось придумать железные дороги. Железные дороги успешнейшим образом разъединили нас с друзьями, поэтому пришлось изобрести телеграф — чтобы и на больших расстояниях люди могли общаться друг с другом. В отелях, например, завели лифты, чтобы людям не приходилось карабкаться какие-нибудь сто ступеней по лестнице», - утверждает персонаж всё того же «Клуба самоубийц». На этом благодатном фоне возникает целая сеть ювелирных контор, создающих обрамление для светской жизни. Нуворишам нужно много и — сразу. Грек Сотириос Булгарис основывает в Италии доходный бизнес и очень скоро достигает успеха. Его фирменной огранкой был кабошон (от фр. caboche — голова) - способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность. Мир жадных богачей требовал блеска. Глашатай эстетики декаданса Жорис Гюисманс устами своего героя – Дез Эссента высказывался о бриллиантах весьма сурово: «Бриллиант опошлился с тех пор, как им стали украшать свой мизинец торговцы». Далее герой Гюисманса рассуждает о явном несовершенстве каждого из камней. Изумруды и рубины, с его точки зрения, похожи на примелькавшиеся всем зелёные и красные омнибусные огни. Топазы - «радость обывателя». Вот только сапфир уберег свой синий блеск от грубых толстосумов! Он скромен и возвышенно благороден. Но, тем не менее, и сапфир, оказывается, не слишком хорош – его ясные лучи перестают радовать зрителя при свете ламп. В те годы полагали, что электричество «убивает» любую красоту — особенно, если это — прелесть женщины и мерцание камня. Экспозиция Bulgari спорит с этим выводом — грамотно поданная подсветка и — романтические истории красавиц тому подтверждение.
Задача выставки — показать, как менялись вкусы, направления, и — желания. Всё, что казалось немыслимым и — безвкусным в 1910-х сделается феерическим в 1980-х. Вот - забавная брошь Ice Cream Cone (золото, коралл, халцедон и - бриллианты) 1986 года — стандартный «вафельный» конус, наполненный бледно-розовым «мороженым». В том же 1986 году Bulgari выпускает не менее смешное «Эскимо на палочке» (золото, полихромный халцедон и бриллианты). Смелые эксперименты с «едой» стали возможны только после Энди Уорхола с его крикливым поп-артом, превращающим любой кулёк поп-корна в объект поп-искусства. Попса в XX веке перестала быть ущербной — вряд ли это позитив, но это — факт. Здесь — бурлеск высшей пробы, в прямом смысле этого слова. Надкусанные сладости из дорогостоящих металлов и камней — в качестве украшения какого-нибудь эффектного жакета от Сен-Лорана — для женщины-яппи. Тут же — шуточные и — отнюдь не дешёвые брошки Candy (золото, бриллианты, зеленый турмалин, цитрин) датированные 1983 годом — это уже карамельки в разноцветных фантиках. Не менее интересны этнические мотивы 1970-х на примере колье «со слоником» из аметистов, бриллиантов и зеленой эмали (1971). Сугубо европейская вещь сотворена в подражание индийской теме, как было модно в эру хиппи. Также широко представлена серия Monete с использованием античных драхм и сестерциев — типичная игра постмодернизма 1970-1980-х годов.
Основная часть экспозиции - драгоценности, принадлежавшие звёздам итальянского и голливудского кино. В XX веке актёры, певцы и музыканты, развлекающие толпу, обратились в кумиров, чья значимость равнялась королевской, аристократической. Поэтому свадебная тиара инфанты Беатрисы Испанской из платины, бриллиантов и аквамаринов (1935) или, например, украшения коллекционерки и благотворительницы - баронессы Кармен Тиссен-Борнемиса выглядят не только сдержаннее «артистических» - вот это как раз не вызывает удивления — но и занимают не самое почётное место. Они — в ряду прочих. В центре внимания - безделушки Элизабет Тейлор, которая признавалась, что у неё было очень много мужчин и несколько брачных союзов, однако же, подлинный экстаз и слияние — только с украшениями. Суперстар даже написала книгу «Роман с драгоценностями», где поведала о времени и о себе, а заодно — о чудесных блёстках. Безжалостные журналисты и бытописатели гламурной жизни подшучивали над этой склонностью: чем толще мадам Тейлор, тем весомее броши, колье, ожерелья. Тонкий перстень с аккуратным камешком или скромная веточка с парой аметистовых ягод, мол, «затеряются» на фоне тётушки-бегемота. Остроумная актриса парировала: «Да. Большим девочкам нужны большие бриллианты». Впрочем, Тейлор любила крупные вещи даже в те годы, когда её талия не превышала пятидесяти трёх сантиметров. Каждый экспонат — воспоминание о событии. Чудный сотуар с подвеской (платина, сапфиры, бриллианты) - подарен Ричардом Бёртоном на пике влюблённости, во время съёмок легендарной «Клеопатры» - фильма наивного, анти-исторического, и — роскошного. Красотка Тейлор милостиво позволяла дарить себе украшения, а потому все каменья с выставки - доказательства «не вечной» любви. Зато блеск — вечен.
Итальянская дива Анна Маньяни — полная противоположность Элизабет Тейлор — и в игре, и в отношениях. Тем не менее, и она любила вещи от Bulgari, которые покупала сама, не дожидаясь, что ей поднесут алмаз в качестве льстивого дара. На выставке - её броши из платины с рубинами и бриллиантами (1959) и кольцо Trombino (ок.1965) с редчайшим бриллиантом, имеющим вес 25 каратов. Другая королева послевоенного кино — Джинна Лоллобриджида. У неё наблюдалась столь же неутолимая жажда роскоши, как у Тейлор и, как трещали вездесущие репортёры: намного больше вкуса. Её броши из бриллиантов и серьги с изумрудами (1960) — лишь дополнение к земной красе Лоллобриджиды.
Ещё одна заказчица Bulgari - Анита Экберг — одна из так называемых «блондинок Хичкока». То был особый типаж — холодная богиня, обладающая, как ни странно, горячим темпераментом и некоторой склонностью к распутству. Хичкок искал таких актрис с какой-то фанатической маниакальностью — только они — эти «полыхающие ледышки», оксюмороны годились для его мрачных фантасмагорий. На выставке - несколько вещей Экберг, а на фотоизображениях шведка выглядит, скорее, элегантно, чем эксцентрично. Брошь и браслет — зачем больше?
Кстати, во многом, благодаря «звёздам» экрана, эстрады и подиума в XX веке были окончательно утрачены правила ношения тех или иных камней. В старых классических произведениях нам то и дело встречаются рассуждения в духе уайльдовских леди: «Гертруда разрешает носить только жемчуг, а я его терпеть не могу. В жемчугах я такая скромница, умница, пай – девочка». Однако и в середине XX столетия приводились кое-какие резоны в пользу возрастного ценза.«Я обожаю бриллианты. Хотя я считаю, что носить бриллианты девушкам до сорока — это дурной тон», - щебетала Холли Голайтли из фильма «Завтрак у Тиффани». В книжном варианте монолог ещё острее: «Но это дешёвка – носить бриллианты, пока тебе нет сорока. И даже в сорок рискованно. По-настоящему они выглядят только на старухах». Нынче юные модельки спокойно позируют в тяжёлых колье, а немолодые богачки, наплевав на этикет своих прабабушек, демонстрируют какую-нибудь стильную бижутерию (тоже, впрочем, не бросовую). Догмы касались не только носительниц бриллиантов, но и — создателей украшений. Из печати выходили многостраничные пособия — о том, какие металлы и камни надо смешивать в одном украшении, а какие — нет. Ювелиры Bulgari изначально не желали следовать канону, поэтому у них можно встретить самые фантастические сочетания, вряд ли мыслимые у других мастеров.
Несмотря на то, что драгоценности — коварны и жестоки, а из-за них совершаются безумства, убийства и неблаговидные поступки, всё же ювелирные изыски не перестают восторгать людей. В этом — наша слабость. Или — часть нашей культуры?
На фото: браслет в технике Tubogas, двухцветное золото, античные бронзовые монеты, 1975 год.