«Дж. Эдгар» (J. Edgar, США, 2012, режиссёр — Клинт Иствуд, в ролях: Леонардо Ди Каприо, Джош Хэмилтон, Джеффри Пирсон, Шерил Лоусон, Кейтлин Девер, Брэйди Мэтьюз, Ганнер Райт, Дэвид Купер, Эд Вествик, Наоми Уоттс)
Джон Эдгар Гувер. Бессменный директор ФБР с 1924-го по 1972-й годы. Человек, которого журналисты почтительно называли «Тот, Кого Не Знает Никто». Трудоголик и непосредственный участник практически всех ключевых событий в истории Америки ХХ века. Пример американского патриотизма и злоупотребления служебным положением. Преследователь гражданских свобод и национальный герой. «Священное чудовище» капитализма и таинственный параноик, вызывающий страх и трепет, до сих пор оставляющий открытым вопрос: «Кто вы, мистер Гувер? ».
Он служил восьми президентам и вплоть до своей смерти оставался одним из самых могущественных людей в стране. В середине 30-х годов вернул престиж ФБР ценой хладнокровных убийств: без суда и следствия отправил под пули гангстеров Джона Диллинджера, Клайда Бэрроу и Бонни Паркер, банду Кэт «Мамаши» Бейкер. Никогда не был женат и подозревался в гомосексуализме. Был помешан на скачках. Не доверял никому. Его жизнь — плацдарм для фантазии сценаристов, эльдорадо для конспирологов, драгоценность для извращённых любителей «скелетов в шкафу» и прочих тайн, скрытых от посторонних глаз.
Клинт Иствуд проследил историю Гувера в течение шести десятков лет, сделав упор на его отношениях с самыми близкими людьми — его правой рукой Клайдом Толсоном (Эрми Хаммер), неизменной секретаршей Хеленой Гэнди (Наоми Уоттс) и авторитарной матерью (Джуди Денч). «Эта история интересна тем, и, я надеюсь, мне удалось передать это в фильме, что зритель имеет возможность достаточно узнать Гувера, чтобы понять его поступки. Его любовь к матери, его стремление защитить свою страну, его отношения с Толсоном… все, что составляло его жизнь. Он был не просто директором ФБР, он был очень сложным человеком. Я надеюсь, что его мир захватит зрителей, и хотя бы на пару часов они увидят события его глазами».
Дряхлеющий на глазах Джон Эдгар Гувер (Леонардо Ди Каприо), уставший от борьбы с коммунизмом, слежки за сильными мира сего и сознательного затворничества (всё это вкупе определяется одним простым словом — одиночество) постепенно понимает, что его не любят: ни американский народ, ни профессиональное окружение. То ли с тоски, то ли для поднятия утраченного авторитета Гувер решает надиктовать книгу мемуаров, посвященных рождению и становлению ФБР. Шаг за шагом зритель станет свидетелем личной жизни и активной общественной деятельности первого директора ФБР, показанной его глазами. Но как уже было сказано в «Секретных материалах», истина где-то рядом.
Наиболее тщательная реконструкция реальности выпадает на нашумевшее дело знаменитого летчика Линдберга — в 1932 году у него был похищен маленький сын. Впоследствии это дело стало причиной принятия так называемого «закона Линдберга», относящего похищение детей к федеральным преступлениям. История вызвала широкий общественный резонанс и нашла отражение в романе Агаты Кристи «Убийство в восточном экспрессе» и в детективе Юлиана Семенова «Экспансия-III».
Несмотря на тот факт, что выкуп был выплачен, ребенка вернуть не удалось — его обезображенное тело десять недель спустя было найдено на территории поместья Линдбергов. Не сломленный неудачей, Гувер не прекратил расследования и через три года нашел предполагаемого убийцу — немца Бруно Хауптмана. Несмотря на то, что почерк Хауптмана совпал с почерком человека, писавшего требования о выкупе, современные историки считают, что Хауптман был казнен, будучи невиновным. Тем не менее, Гувер укрепил позиции ФБР и утвердил в массовом сознании положительный образ «федерала».
Превратил разведывательное управление в мощную организацию, «государство в государстве», в этакий военный латентно-гомосексуальный клан, где мужественные агенты, ставящие рабочие интересы выше вопросов пола, с энтузиазмом бросались на поиски врагов общества. Параллельно в ход пошла мощная пиар-кампания — один за другим на экраны выходили фильмы с любимым американским актером Иосифа Сталина — Джеймсом Кэгни, изображавшим гангстеров, которых в финале закономерно настигает заслуженная кара. Чаще всего — в виде длинной руки ФБР. Сам Гувер в свободное от выслеживания преступных элементов время предпочитал позировать фотографам в компании малолетней звезды Ширли Темпл — «Джон Диллинджер не пойдет на фильм с Ширли Темпл» («Джонни Д» Майкла Манна).
К слову, эпизоду с личным врагом Гувера Джоном Диллинджером в картине Клинта Иствуда места не нашлось. Возможно, потому, что сочувствующий интерес Иствуда к своему герою заставил его обойти вниманием спорный вопрос его биографии — в США до сих пор существует культ Диллинджера и других гангстеров-одиночек, пользовавшихся любовью в народе из-за того, что боролись с банковской системой, помогали бедным и являли собой своеобразное воплощение американской мечты.
Другие ключевые фигуры в биографии Гувера также слегка обозначены, неакцентированы: убийца Диллинджера федеральный агент Мелвин Первис, Мартин Лютер Кинг, братья Кеннеди и другие исторические персоны, к сокрушению которых Гувер имеет непосредственное отношение, практически остаются за кадром. Главный упор сделан на отношениях шефа ФБР и его доверенного лица Клайда Толсона, которому после смерти Гувер завещал все свое состояние.
Медитативный ритм повествования с прекрасным монтажом, но крайне медленным действием — не единственная проблема в восприятии «Дж. Эдгара» рядовым зрителем. Человеку, мало знакомому с американской историей тех времён, происходящее на экране рискует показаться не связанным между собой нагромождением эпизодов — такова структура сценария лауреата «Оскара» 2009 года Дастина Лэнса Блэка. Тем более, что Иствуд изначально отверг конспирологические теории — представьте себе, например, как бы обошелся с биографией Гувера концептуальный постмодернист Оливер Стоун. В этой отстранённой авторской позиции есть свой резон, личное поле для размышлений. Гувер, этот невероятный персонаж, словно сошедший со страниц романа Джона Ле Карре, в любом случае выходит за рамки обычного художественного исследования. Как писали его современники: «При Гувере Америка перестала быть республикой и стала Империей».