Сообщество «Салон» 00:00 2 мая 2013

Апостроф

Знаменитый французский философ, основатель движения "Новые правые" Ален де Бенуа достаточно хорошо известен в нашей стране, хотя, собственно, его текстов на русском языке опубликовано умеренно. Сборник статей "Против либерализма", вышедший в "Амфоре" года три назад, публикации в "Элементах", "Атаке", сетевые переводы. Зачастую идеологическая платформа де Бенуа становится предметом выяснения и полемики

Ален де БЕНУА. Вперёд, к прекращению роста! Эколого-философский трактат. — М.: Институт общегуманитарных ис­сле­дований. — 112 с.

Знаменитый французский философ, основатель движения "Новые правые" Ален де Бенуа достаточно хорошо известен в нашей стране, хотя, собственно, его текстов на русском языке опубликовано умеренно. Сборник статей "Против либерализма", вышедший в "Амфоре" года три назад, публикации в "Элементах", "Атаке", сетевые переводы. Зачастую идеологическая платформа де Бенуа становится предметом выяснения и полемики.
Несколько лет назад случилась курьёзная переписка с редактором журнала "Атеней" Павлом Тулаевым. Павел Владимирович презентовал по почте французскому философу номер своего журнала, но в ответ получил отповедь, что почти ничего "нового правого" в материалах "Атенея" нет, так как европейские "новые правые" это те, кто "борются с расизмом, ксенофобией и исламофобией. Они противостоят логике капитала и идеологии торгашества, которые представляют собой главную угрозу общественным ценностям и народным культурам. Они борются за качественную экологию, местную демократию, автономию и регионализм". Тулаев в ответ не без ехидства констатировал, что предложенный де Бенуа набор — сплошь аргументы левого толка.


Но не будем выяснять, кто здесь прав, а кто лев. В любом случае, в данной работе "новый правый" язычник Ален де Бенуа говорит о том, под чем, пожалуй, подпишется и христианский фундаменталист, и социалист, обеспокоенный судьбой цивилизации. "Вперёд, к прекращению роста!" — памфлет, в котором де Бенуа обрушивается на господствующую модель общества потребления, приводящую к уничтожению природы и социальному неравенству.
"Две принципиальные проблемы, характеризующие современную ситуацию, — это, с одной стороны, деградация естественной жизненной среды под действием всевозможных видов загрязнения, которые напрямую влияют на жизнь человека и жизнь всех других живых существ, а с другой — исчерпание сырьевых природных ресурсов, необходимых для современной экономической деятельности".
Бенуа как автор одновременно фундаментален и демократичен; он привлекает массу самого разнообразного материала, цитирует научные записки, экологические исследования, левых философов вроде Ивана Иллича и Корнелиуса Касториадиса.
"Идеал бесконечного роста отличается очевидным этноцентричным уклоном. Неявно представляя западную модель производства и потребления универсальным образцом, который со временем, пройдя ряд этапов, могут якобы усвоить все остальные народы (при помощи определенного числа "структурных преобразований"), эта теория просто обобщает частный способ развития, который ограничен как в пространстве (Западом), так и во времени (Новым Временем). Как это прекрасно показал Серж Латуш, развитие, с этой точки зрения, — не более, чем продолжение колонизации другими средствами, так же, как и последнее из известных нам средств преобразования Другого в То же самое".
Трактат покоится на идеях антироста. Антирост — это движение, основанное на идеях антикапитализма и экологической экономики, сокращении непомерного производства и потребления. И, несмотря на обилие философского, экономического, социологического материала, де Бенуа обращается к самому широкому читателю. Ведь по большому счёту, "Вперёд, к прекращению роста!" — это вариант сакраментального "не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе".
"Распространение ожирения в западных странах выступает своего рода символом. Все западное общество страдает от ожирения, вызванного булимией потребления и прибыли. Цель Формы Капитала — безграничное накопление капитала, понимаемое в качестве самодостаточной ценности, которая обесценивает всё остальное. Его двигатель — бредовый идеал безграничного расширения, бескрайности — каркас (Gestell), который задействован в экономической рыночной логике. Именно этой hubris (гордыне) экология противопоставляет phronesis, добродетель благоразумия, которая стремится к гармоничному равновесию. В период с 1950 гг. до наших дней международная торговля выросла в 18 раз, а экономический рост побил все рекорды, известные с самых начал человеческой истории. Если бы такой рост механически порождал благосостояние, сегодня мы жили бы в раю, а это явно не так. Планета каждый год становится уродливее, беднее и однообразнее. Она превращается в гигантское хранилище мусора, в котором даже воздух становится буквально непригодным для дыхания.
Ницше в одном из своих знаменитых пассажей пытался объяснить, "как истинный мир стал басней". Мы живём в этой басне, которая мнит себя реальней самой реальности, и даже считает, будто может учредить себя в качестве того, что соответствует приходу "царства реальности".
В трактате затронуты болевые точки нашей реальности. С ответами, а особенно с путями решений, безусловно, сложнее. Однако хорошо известно, что сформулировать проблему — уже двинуться в направлении её решения.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x