16:11 15 октября 2024 Культура Общество

В Тобольске вручена премия имени Конюхова

награду получили писатели, журналисты, политологи, учёные и деятели искусства, в том числе не чуждые нашему изданию
Фото: ссылка

В начале октября в Тобольске во Дворце наместника состоялась IX церемония вручения Общероссийской премии имени Фёдора Конюхова.

Премия, названная в честь знаменитого путешественника, учреждена администрацией города и благотворительным фондом «Возрождение Тобольска».

Престижную награду получили писатели, журналисты, политологи, учёные и деятели искусства, в том числе не чуждые нашему изданию.

В номинации «Слово» за активную гражданскую позицию, фундаментальный вклад в развитие русского патриотического движения, многолетнее подвижническое служение русской литературе и русскому народу лауреатом премии стал журналист Андрей Александрович Фефелов.

В номинации «Память» за труды по сохранению и продолжению классического литературного наследия России, активную гражданскую позицию, исследование и художественно-философское осмысление роли России в современной истории лауреатом премии стал писатель Виталий Леонидович Волков.

Предлагаем вниманию читателей тексты их выступлений на церемонии вручения премии.

двойной клик - редактировать изображение

Андрей ФЕФЕЛОВ.

Дорогие друзья! Три важных имени, три легенды, три явления соединились в этом событии.

Великий и благодатный миф о русском путешественнике Конюхове интересно устроен. Где бы ни находился в конкретный момент отец Фёдор, – нам кажется, что он в пути. Фёдор Конюхов, быть может, сейчас умиротворённо пьёт горячий чай из блюдечка, сидя на свежем воздухе в беседке в своей Алексеевской слободе, любовно смотрит на печальный осенний сад, на синие астры у калитки. Но нам кажется, что он всё время в походе, всё время куда-то неутомимо стремится, истово молится, балансирует на кромке бытия, сморит в необозримую даль, заглядывает в непроглядную бездну.

Вот он на своём воздушном шаре, влекомый неукротимым потоком воздуха, несётся прямо в искрящееся чрево огромного грозового облака. Вот он на своей утлой лодчонке среди гигантских хрустальных валов преодолевает траурные океанические пустоты мироздания. А вот он карабкается по колоссальному ледяному склону, а впереди в розовом морозном тумане маячит заветная вершина Эвереста.

И всякий раз, представляя отца Фёдора, молитвенно переживая за него, мы невольно ставим себя на его место. Таким образом, каждый миг частичка нашей души путешествует вместе с ним. И мы через Конюхова возвращаемся к русским великим архетипам, снова становимся народом-странником, народом-первопроходцем.

Вторая легенда - это сам город Тобольск, который породил не только автора знаменитого «Конька-горбунка» Ершова, не только великолепного композитора Алябьева, не только проектировщика Останкинской башни инженера Никитина, и не только саровского мудреца математика Дмитриева. Здесь родина непревзойдённого русского гения, чей вклад ещё в полной мере не оценён потомками. Речь идёт о философе, химике и изобретателе, первопроходце духа Дмитрии Ивановиче Менделееве.

Некогда Тобольская губерния простиралась от Урала до Тихого океана. А город почти официально называли столицей Сибири. Сейчас Тобольск – это крохотный городок в Тюменской области, но его культурное и историческое значение огромно и до конца ещё не осмыслено. В XVI веке именно здесь произошла легендарная битва Ермака с Кучумом, открылась дверь в русское бескрайнее будущее. Тобольск символизирует, обозначает важнейший этап становления уникальной Русской цивилизации.

Этот город стяжал великую славу, он глубинно связан с русской культурой и русской судьбой. Однако, как и многие явления нашей национальной жизни, недооценён. Таков уж наш скверный обычай разбрасываться своими богатствами. Я много писал о трагедии нижнего Тобольска, о том, как медленно, но неумолимо исчезает неповторимый облик старого города. О том, как равнодушно наблюдают за этим процессом промышляющие по соседству нефтяные и газовые супергиганты. А между тем в новых реалиях Тобольск должен стать основным туристическим центром Западной Сибири, жемчужиной в ожерелье возрождённых русских центров, таких как Плёс или Суздаль. Для этого есть всё, даже международный аэропорт! Не хватает только осознания, что сила Сибири не только в её недрах.

Третье явление – это присутствующий здесь русский светоч Аркадий Елфимов. Сегодня о его созидательной и просветительской миссии будет сказано ещё немало слов. Однако, помимо общеизвестного, хотел бы упомянуть об особом служении Аркадия Григорьевича. Он является ярким представителем и хранителем памяти целой когорты русских деятелей. Речь идёт о национально ориентированной интеллигенции 90-х годов. О людях, которые осуществляли своё патриотическое служение в экстремальных условиях русской смуты, в атмосфере тотального нигилизма и торжествующей русофобии. На их пути возникло страшное, клубящееся ядовитыми испарениями, смертоносное болото. И они вступили в эту разъедающую жижу, держа над своими головами священные свитки, драгоценные реликвии, сияющие русские смыслы. Многие не дошли до твёрдой почвы, так и сгинули в безвестности, этой непроглядной тьме русского безвременья, но они сохранили, успели передать святой огонь русской культуры будущим поколениям. Слава им и низкий поклон!

Да здравствует Конюхов! Да здравствует Елфимов! Да здравствует сакральный центр Русского Мира, золотое сердце Сибири, славный город Тобольск!

двойной клик - редактировать изображение

Виталий ВОЛКОВ.

Мне улыбнулся и пожал руку человек в клетчатом желто-черном пиджаке +. Его перу принадлежат слова: «Человек – не сознательный проект Бога. Человек – мгновенное вдохновение Бога, вспышка божьего восторга. Вдохновенная неосторожность Бога». Рукопожатие такого отважного человека обязывает. Тем более, оно обязывает в Тобольске, оказавшись перед умными, состоявшимися людьми, существующими, по меньшей мере, в двух необъятных пространствах - на своей сибирской земле и в своей мечте. В Тобольске, про который тот самый отважный человек, пожавший мне руку и указавший на микрофон, написал: «По моему глубокому убеждению, Тобольск – космическое место планеты, один из немногих мировых центров, существующих в этом разумнейшем из миров». И мне, впервые попавшему сюда, захотелось соглашаться с тем, что этот мир – разумнейший, а Тобольск – космическое место. Соглашаться было легче, чем подвергать сомнению, видя его многозначную улыбку, а за спиной чувствуя взгляд великого путешественника++. Взгляд устремлен вдаль и ввысь.

И я обратился к людям, существующим в нескольких пространствах. Я рассказал про то, что в детстве, ещё до того, как пойти в школу, проглотил книжку о Ермаке. Книжка была тоненькая, с крупными буквами и прекрасными картинками. И так там был изображён Ермак, бьющийся с ханом Кучумом, что он стал моим героем детства, а Иртыш – мистической рекой-мечтой. За что он бился? Отчего-то я тогда был уверен, что за правду. Я оказался на Иртыше через пятнадцать лет. По его коже текло лето, а под кожей он нёс в себе всю немыслимую силу свинцовой воды Сибири, он был в тех местах могуч и прямолинеен, он был обрамлён серой бетонной набережной. Он стал уже не мечтой, а символом. Иртыш - символ. Чего? Подлинности. Долгие годы, прошедшие с того лета, людям другой страны, где я прожил полжизни, и где несет свои воды в Сереное море другая большая река, я рассказывал про тот Иртыш-символ, и про то, что мечтаю снова оказаться возле реки, равной которой нет и быть не может.

И вот я снова в России. И я снова у реки-мечты. Странное, метафизическое возвращение туда, где ты никогда не был, осуществилось... Оно осуществилось благодаря людям, живущим в нескольких в двух пространствах. Оно обещает мне новую «прозаическую рифму»… Я с «Ермакова поля»+++ вижу Иртыш. Но эта река имеет иное качество, чем тот, прежний, прямой символ неодолимой и подспудной силы Сибири. Здесь – иная подлинность. Русло полно изгибов, оно находит себе пути на сложном рельефе. Этот Иртыш подобен тому, о чем я в последние годы стараюсь писать. О том, что составляет нашу цивилизационную особенность и может определить наше могучее цивилизационное преимущество в эпоху кажущегося расслоения, дробления, хаоса «правд». То, что мы предлагаем всему миру. Я это называю «сложной правдой», или «русской правдой». Это способность воспринимать, причем не только умом, но всем существом, всем духом и строем души, сложные (на инженерном языке -нелинейные) механизмы и рельефы правды. Проведя около десяти тысяч дней среди жителей запада Европы, я убедился в том, что такой особенностью их духовное зрение все-таки не обладает. Но она-то, такая особенность, и открывает возможность осязать целокупный мир и созидать, двигаться в нем, не нарушая простоты. Что и есть свобода… В одной из книг я так попытался нащупать словом тончайшую, но всегда организованную материю «сложной правды»: «И вот я себя спрашиваю: если по-честному, то мы же давно уже не ждем от звезд телеэкрана правды, и даже не то что правды, а глубины проникновения в действительность? А что есть глубина проникновения? Не видение ли себя в прошлом и в будущем? Не единство ли себя с тем, что мы зовем историческим процессом, единство дельфина с водной толщей? Правда – суть математическая мера. Это мера подобия прошлого с будущим, и это же мера упорядочения хаоса. Почему? Поясню. Хаос – с математической точки зрения – забвение прошлого. Это когда Вы, вернувшись в исходную точку пути, никогда не повторите прежнего маршрута и рядышком не пройдете, и даже не вспомните – да и не Вы это уже… Хаос – это когда две соседние молекулы в потоке реки – соседки на миг, только на один миг. А следующий миг разнесет их по разным вихрям. Здесь конец ламинарному течению, здесь начало турбулентности. Бурление… Но! Физикам известно, что хаос обладает неумолимой структурой, если убрать из него время и судьбу отдельной молекулы, если глядеть на поверхность глазами Бога. Так, как мы могли бы наблюдать за кипением жидкости в кастрюле, когда в хаосе бурления возникают соты, правильные ячейки Бенара, словно созданные для того, чтобы заключить сиюминутную случайность в закономерность статики, в геометрию подобия. Бог воспользовался принципом подобия и создал мир. Подобие особенным образом проявляется в хаосе. Подобие – это принцип понимания от сложного к простому, потому что самое сложное – это ты сам. Я сам… Системы, поставленные в условия хаоса, ищут экономию и порядок. Они эгоистичны. Каждая - сама по себе. Может быть, поэтому в стране с единожды отрезанным прошлым, где изъято в школах педагогическое понятие исторического процесса,++++ - в этой стране хаоса душ особая тяга к хирургическому порядку. Чтобы ответить научно на собственный вопрос, я должен был бы исследовать системные границы лжи. Те границы, которые должен перейти некий показатель (я назвал бы его «параметром лжи»), чтобы ламинарный поток вдруг поменял свое качество и забурлил вихрями и кавернами турбулентности. Чтобы после пары десятков лет искреннего проповедования демократии, толерантности к «другому» и учения о безусловной окончательности этого учения, о неоспоримом схождении последовательностей формаций людей к этой особой точке истории, к гуманистическому аттрактору, - пределом оказался майдан, страшная ложь об Одессе, в жерле пламени пожирающая живых людей, как пожар превращает строения в головешки, в угли. А за ней – Донбасс, - дробь, которая делит привычный мир…»+++++.

Точка, отделившая нашу строку в истории будущего.

Человек, пожавший мне руку, до этого произнес такие слова: «Я подумал, что рано или поздно (я надеюсь, в этом тысячелетии), состоится на нашей планете общепланетарное государство справедливости. Так вот, для этого общепланетарного государства общепланетарной справедливости столицу искать не надо. Она уже есть». Конечно, человек имел в виду космическое место на планете, стоящее на реке, объединяющей и символ подкожной мощи, способной катить вперед и вперед лета и зимы истории, и символ готовности и способности воспринимать сложные рельефы правды и оставаться равным себе, прошлому и будущему. Подлинному и целокупному.

На земле «Ермакова поля» мне дали возможность посадить деревце. Это не символ, это радость. Простая радость продолжения себя в том, что не принесет зла. Человек++++++ скромного физического роста указал мне место на земле «Ермакова поля», где поднимется дерево со следом моей руки и моей прозаической рифмы. А сам человек – став огромным, прикоснулся к небу, обвел ладонью вершины деревьев, посаженных теми, кто здесь был до меня. Их много, слава Богу. Со всей Сибири и со всей России…

+ - писатель, этнограф, действительный член Академии российской литературы, Академии российской науки и искусства, почетный гражданин Тюменской области Анатолий Константинович Омельчук

++ - Фёдор Филиппович Конюхов

+++ - «Ермаково поле» - парк в Тобольске

++++ - (в Западной Германии, оккупированной США, Британией, Канадой и Бельгией, была проведена реформа школьного образования, в ходе которой преподавание истории было построено на «проектном принципе», а не принципе историзма и непрерывного исторического процесса)

+++++ - «История одной правды», Издательство «Наше завтра», 2023 г.

++++++ - почетный член Российской академии художеств, меценат, основатель благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», учредившего Всероссийскую премии имени Федора Конюхова, создатель парка «Ермаково поле» Аркадий Григорьевич Елфимов (загл.фото)

1.0x