Сообщество «Салон» 00:00 14 мая 2015

Золотые годы

Избрав главной интонацией медитативный подход к действию, режиссёр Александр Мельник превратил отнюдь не жанрово приключенческую, а куда более разноплановую прозу в завораживающее полотно о суровых парнях, преодолевающих не столько Природу, сколько человеческую стихию внутренних волн и подводных камней. Редкая для нашего кино прекрасная операторская работа позволяет воспринимать впечатляющий ландшафт (картина, правда, снималась не на Чукотке, а в Сибири, что совершенно ничего не меняет) полноправным участником действия. На этом фоне как-то становится неважным наличие некоторых сценарных прорех.

"Территория" (2014, Россия, режиссёр — Александр Мельник, в ролях — Константин Лавроненко, Ксения Кутепова, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Пётр Фёдоров, Константин Шелестун, Олег Соколов)

1960-й год. Чукотка. На определённом участке земли, называемом "Территория", советские геологи ищут золото, так необходимое для успешного развития страны. Но драгоценного металла нет, и государственные чиновники решают закрыть предприятие. Опытный золотоискатель Чинков (Константин Лавроненко) настаивает на продолжении, казалось бы, бесперспективных поисков. Он верит в успех и решает рискнуть. В решающую экспедицию отправляются лучшие старатели района (Григорий Добрыгин, Константин Шелестун, Олег Соколов). Несмотря на трудности, которые в изобилии предлагает людям суровый, но бесконечно красивый край, их чаяния будут вознаграждены. Обо всем этом зрителю рассказывает приезжая журналистка из Ленинграда (Ксения Кутепова).

Вторая экранизация романа советского геолога и писателя Олега Куваева. "Территория", написанная в 1973-м году, — его главный итог и триумф. Книга массово издавалась в СССР и была переведена на французский, немецкий, польский, испанский, английский, японский и арабский языки. В 1978-м году Александр Сурин снял первую версию с Донатасом Банионисом в роли Чинкова. Сам Куваев писал о том, что знал не понаслышке. Действие "Территории" происходит в конце 40-х, во времени, когда страна нуждалась в стратегическом сырье, с трудом приходя в себя от последствий войны. Геологи не просто занимались профессией — они понимали, как много зависит от их личного мужества. Золотая лихорадка, описанная в мельчайших нюансах у Джека Лондона, их душ не коснулась. Задача Куваева была в том, чтобы свести воедино действительные исторические события, связанные с освоением Чукотки. Многие герои — собирательные образы, скроенные из реально существовавших людей. Перенеся действие в оттепельные 60-е, режиссёр Александр Мельник не меняет концепцию. Его герои исповедуют кодекс чести и движимы отнюдь не жаждой наживы. Тот самый идеальный характер советского человека, от которого так корёжит сегодня противников самой мысли о благородстве "стада рабов".

"Территория" очень показательна в контексте сегодняшних дней и той извращенности современных мозгов, способных увидеть в нелёгком труде советских геологов "бессмысленный миф" и прочие безнадёги. Презрительное отношение к странным бородачам в свитерах, которые вместо того, чтобы оттачивать перед зеркалом осмысленные выражения "чистых красивых лиц", тратили жизнь на "бесполезные подвиги" иллюстрирует катастрофическое грехопадение определенного класса. И это притом, что в "Территории" нет ни одного эпизода оголтелой псевдопатриотической пропаганды, которая может раздражать людей с тонким изысканным вкусом. Избрав главной интонацией медитативный подход к действию, режиссёр Александр Мельник превратил отнюдь не жанрово приключенческую, а куда более разноплановую прозу в завораживающее полотно о суровых парнях, преодолевающих не столько Природу, сколько человеческую стихию внутренних волн и подводных камней. Редкая для нашего кино прекрасная операторская работа позволяет воспринимать впечатляющий ландшафт (картина, правда, снималась не на Чукотке, а в Сибири, что совершенно ничего не меняет) полноправным участником действия. На этом фоне как-то становится неважным наличие некоторых сценарных прорех. Из картины выпадает значительный кусок "производственной прозы", уступая место красочной метафизике. Сюжетные линии иногда расходятся, как тропки в саду камней, но именно визуальная красота, подкрепленная крепкими актерскими работами, — главное достоинство этого — реально духоподъёмного — кино. И что самое важное — оно очень точно живописует человека тех времён. Одержимого своей работой в поисках очевидного нравственного идеала. И осознающего себя частью огромного живого организма, а никак не одной из многочисленных косточек сдохнувшего от собственной бесполезности мифического левиафана.

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x