Сообщество «Форум» 15:49 4 июня 2020

Жизнь в Правильно Устроенном Государстве

В этой работе мы затронем вопрос как должна быть устроена жизнь в Правильно Устроенном Государстве.

В первой части мы приводим одну из предыдущих наших работ, так как сегодняшнюю тему правильно будет рассматривать в таком контексте.

Те, кто читал нашу работу «Власть людей и власть животных», могут сразу переходить ко второй части «Жизнь в Правильно Устроенном Государстве».

Часть 1. Власть людей и власть животных.

С точки зрения древней философии средний современный человек — это животное лишённое перьев.

Так определил человека Платон, утверждающий, что душа человека, искони была крылатой. (Ср. Платон. «Федр».)

Также и Чарльз Дарвин, говоря о среднем человеке, не сумел найти такого качественного отличия, которое отличало бы человека от животных.

Он написал об этом:

«Как бы не было велико умственное (интеллектуальное) различие между человеком и животными оно только количественное, а не качественное».

К похожему выводу пришёл и Зигмунд Фрейд, сделавший следующий вывод:

«Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни».

Древние философы в этом отношении ещё более прямолинейны и относят абсолютное большинство представителей человечества к числу животных.

Тимей говорит:

«Сколько и каких [основных] видов [59] усматривает ум в живом как оно есть, столько же и таких же он (Бог) счел нужным осуществить в Космосе. Всего же их четыре: из них первый — Небесный Род Богов, второй — пернатый, плывущий по воздуху род, третий — водный, четвертый — пеший и сухопутный род».

(Платон. «Тимей», 40.)

Здесь видим перечисление четырёх родов живых существ, располагающихся на разных отрезках эволюционной шкалы.

Объяснение можно найти с помощью диалога «Государство».

Небесный Род Богов составляют Бог Вселенной и Те, Кто облеклись в Образ Небесного Человека. (1 Посл. кор. 15, 49, Флп. 28.) Этот Род можно описать также как тех, кто обладает знанием, и отнести сюда представителей рода философов.

Пернатый род — это честолюбивые люди, из числа тех, кто устремляется к Справедливости и следует за философами.

Водный род — это те из числа честолюбцев, которые избрали путь несправедливости.

Пеший и сухопутный род — это сребролюбцы, руководствующиеся во всём корыстными мотивами.

(Ср. Платон. «Государство». Книги 4 и 9.)

Тимей говорит:

«Растить на себе перья вместо волос и дать начало племени птиц пришлось мужам незлобивым, однако легкомысленным, а именно таким, которые любили умствовать о том, что находится над землей, но в простоте душевной полагали, будто наивысшая достоверность в таких вопросах принадлежит зрению. (Ср. Фм. 23.)

e

А вот племя сухопутных животных произошло из тех, кто был вовсе чужд философии и не помышлял о небесном, поскольку утратил потребность в присущих голове круговращениях и предоставил руководительство над собой тем частям души, которые обитают в груди. За то, что они вели себя так, их передние конечности и головы протянулись к сродной им земле и уперлись в нее, а череп вытянулся или исказил свой облик каким-либо иным способом, в зависимости от того насколько совершающиеся в черепе круговращения сплющились под действием праздности.

92

Вот причина, почему род их имеет по четыре ноги или даже более того: чем неразумнее существо, тем щедрее Бог давал ему опоры, ибо его сильнее тянуло к земле. Те, которые были еще неразумнее и всем телом прямо-таки распластывались по земле, уже не имели нужды в ногах, и потому Бог породил их безногими и пресмыкающимися. Четвертый, или водный, род существ произошел от самых скудоумных неучен,

b

души которых были так нечисты из-за всевозможных заблуждений, что ваятелям тел стало жалко для них даже чистого воздуха, и потому их отправили в глубины – вдыхать мутную воду, позабыв о тонком и чистом воздушном дыхании. (Ср. Платон. «Федон». Описание Истинной Земли и этой Земли.) Отсюда ведет начало порода рыб, устриц и вообще всех водяных животных, глубинные жилища которых являют собою возмездие за глубину их невежества.

c

Сообразно этому все живые существа и поныне перерождаются друг в друга, меняя облик по мере убывания или возрастания своего ума или глупости». [114]

(Платон. «Тимей», 91 Д — 92 С.)

Пернатый род составлен из незлобивых мужей не особенно успешных в своих философских занятиях. В предыдущем фрагменте Тимей назвал их «плывущими по воздуху», в то время как «Воздух — это Любовь, благодаря [которой] Мы растем». (Евангелие от Филиппа, Флп. 115. Ср. Флп. 110, Платон. «Государство». Книга 5, 462 С.)

Водный род отличается тем, что вдыхает «мутную воду, позабыв о тонком и чистом воздушном дыхании». В первом фрагменте Тимей ставит его на третье место. Поэтому мы относим к этому роду избравших несправедливость честолюбцев. Исходя из этого становится более понятен образ Апостолов, изображённых в притче в виде рыбаков, бросающих сеть в море и выбирающих из неё большую и хорошую рыбу. При этом под хорошей рыбой здесь понимаются те, кто потенциально способен воспринимать учение.

Племя сухопутных животных — это медный и железный род сребролюбцев, в душе которых правит вожделеющее начало, из-за чего они стремятся к «еде, питью, любовным утехам и всему тому, что с этим связано. Сюда относится и сребролюбие, потому что для удовлетворения таких вожделений очень нужны деньги. ... Если бы мы даже про наслаждение и любовь этого начала сказали, что они направлены на выгоду, мы всего более выразили бы таким образом одну из его главных особенностей, так что нам всякий раз было бы ясно, о какой части души идет речь; и, если бы мы назвали это начало сребролюбивым и корыстолюбивым», то такое наименование было бы наиболее правильным. («Государство». Книга 9, 580 Е — 581 А. Ср. 1 Посл. кор. 15, 39.)

Итак, видим, что эволюция человека в древнем философском учении описывается с помощью образов человека, человечества и животных: птиц, рыб, сухопутных существ и пресмыкающихся.

Истинными людьми или истинным человечеством в древнем философском учении именуются представители рода философов, то есть люди, обладающие знанием Истины.

Они отличаются от всех остальных людей тем, что не делают несправедливости.

Это можно понять из следующих высказываний.

«Всякая неправда (несправедливость) есть грех». (1 Посл. Иоан. 5, 17.)

«Тот, кто обладает Знанием Истины, — Свободен. Свободный не творит греха (несправедливости), ибо тот, кто творит грех (несправедливость), — раб греха (несправедливости, ср. Посл. римл. 6, 17-18). Мать — это Истина, а Знание — Согласие. Тех, кому не дано творить грех (несправедливость), Мир называет Свободными. Знание Истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех (несправедливость). Это делает их Свободными и делает их выше Всего. Но Любовь созидает. Итак, тот, кто стал Свободным из-за Знания, — из-за Любви раб тех, кто еще не смог подняться до Свободы Знания. И Знание делает их способными, [ибо оно побуждает их) стать Свободными. Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет Она что бы то ни было? Всё] принадлежит Ей. Она не говорит: «[Это — моё]» или: «Это — моё», [но Она говорит: «Это] — твоё».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 110. Ср. Платон. «Государство». Книга 5, 462 С. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 8, 31-35, Флп. 123.)

Далее мы сделаем несколько выводов, которые с одной стороны неприятны, а с другой полезны.

Абсолютное большинство представителей современного человечества в рамках рассмотренной эволюционной шкалы должны быть отнесены к числу животных, составляющих пернатый род, водный род, пеший род и сухопутный род. Это неприятная новость.

Также и правители различных государств, в которых установлена несправедливость, должны быть отнесены к числу животных, составляющих всё те же пернатый род, водный род, пеший род и сухопутный род. Это приятная новость.

То есть, во всяком государстве, где установлена несправедливость, правят не люди, а животные, которые закономерно, в силу самой своей природы делают несправедливость и устанавливают несправедливый государственный строй.

Ясно также, что до тех пор, пока в государствах будут править животные, а не люди, не будет конца бедам и несчастьям, обрушивающимся на разные народы и всё человечество в целом. (Ср. Платон. «Государство».)

Люди, которые стремятся к Справедливости, могут в процессе совершенствования приобрести знание и перейти в род философов.

Те же, кто делает несправедливость, по определению не являются ни философами, ни людьми, и не обладают знанием.

Итак, судить о человеке, кто он есть, следует не по внешнему виду, а по внутреннему состоянию его души и по его делам. (Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 589 Д-Е, Евангелие от Фомы, Фм. 7; 1 Посл. Петр. 5, 8.)

Исходя из сказанного выше должны быть более понятны слова апостола Иоанна:

«Мы знаем, что Мы от Бога и что весь мир лежит во зле». (Посл. Иоан. 5, 19.)

Речь в этом высказывании идёт о тех, кто родился Свыше и поэтому может быть отнесён к роду философов, обладающих знанием Истины.

(Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 3, 3-5, Евангелие от Филиппа, Флп. 59; 2 Посл. кор. 1, 21-22; 1 Посл. Иоан. 2, 20-21; 2, 27, Флп. 95; 110, Платон. «Государство». Книга 5, 462 С. Ср. Евангелие от Фомы, Фм. 1, Платон. «Теэтет», 155 Д, «Государство». Книга 6, 490 Б.)

«Сказал Спаситель: «Все тела [возникли как] (животные), они родились [...(как животные)], (и) они явлены как создания [...(мира животных, также и образ жизни они ведут)] этот (же) самый. Те которые Свыше [(родились), ср. Ин. 3, 3...], ...они Единственные явлены от Корня Их (Ср.: «ибо Они питаются от обещания Места Наверху», Флп. 30). И Плоды Их — То, Что питает Их. Тела же сии, которые явлены, поедаемы созданиями, им подобными. Потому-то тела изменяются. Но то, что изменяется, погибнет и оскудеет, и нет уже (у них) надежды на Жизнь, ибо тело — (животное). Как у (животных) погибают тела их, так погибнут и эти изделия. Разве не от соития он, как принадлежащий (животным)? Если он также от него, как обретет он превосходство большее, чем они? Потому-то вы малы, покуда не станете Совершенными». (Раннехристианский текст. Книга Фомы Атлета.)

Совершенными же именуются те, кто получили Помазание, и благодаря этому приобрели знание, то есть опять таки представители рода философов. (Ср. Раннехристианский текст. Евангелие Истины. Платон. «Государство». Книга 9, 581 С. См. ссылки выше.)

Часть 2. Жизнь в Правильно Устроенном Государстве

В древнем философском учении земное человечество изображается с помощью образов человека, истинных людей и животных: птиц, рыб, четвероногих сухопутных животных и пресмыкающихся.

Рассмотрим теперь их более подробно.

1 Человек.

Человек в древнем учении — это Сведущий Правитель, способный вести за собой всё общество. (Ср. Платон. «Политик». О Сведущем Правителе.)

Он устанавливает Справедливость, в равной степени заботится о всех слоях населения, не допускает несправедливого отношения к ним, распространяет подлинное учение, выделяет среди населения людей стремящихся к подлинному познанию и способствует их продвижению в государстве.

Исус сказал:

«Да был бы среди вас знающий человек! Когда плод созрел, он пришел поспешно, — его серп в руке его, — он убрал его. Тот, кто имеет уши,и слышать, да слышит!» (Евангелие от Фомы, Фм. 26.)

«Исус сказал: «Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как Одно». (Фм. 28. Ср. Платон. «Государство». Книга 5, 462.)

«Исус сказал: «Блаженны Единственные и Избранные, ибо Вы найдете Царство, ибо Вы от Него (и) Вы снова Туда возвратитесь». (Евангелие от Фомы, Фм. 54. Ср. Евангелие от Филиппа, Флп 103-104. Фм. 79.)

«Ученики Его сказали: «Покажи Нам Место, Где Ты, ибо Нам необходимо найти Его». Он сказал Им: «Тот, кто имеет уши, да слышит! Есть Свет (т.е. Знание, ср. Флп. 115) внутри Человека Света, и Он освещает Весь Мир. Если Он не освещает, то — Тьма».

(Евангелие от Фомы, Фм. 29.)

При таком виде государственного правления, который Платон определяет как Единственно Правильный Государственный Строй, человек, общество, государство и мир развиваются быстрее всего.

В Таком Государстве быстрее чем при других разновидностях Благоустроенного Государства совершается интеллектуальная и нравственная эволюция общества.

В древнеегипетском философском учении Знающий и Справедливый Правитель именовался «Царём Обеих Земель».

Это Правитель в Царстве на Земле и в Царстве на Небе. (Ср. Мф. 28, 18.)

В Христианском учении Он определяется как Логос (т. е. Разум), который был в Начале Всего. (Ср. Ин. 1, 1-5; 9-10. Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 116.)

2 Люди Истинные.

Люди Истинные (Флп. 1) — это Люди, обладающие знанием Истины, которые отличаются от других людей тем, что не делают несправедливости. (Ср. 1 Посл. Иоан. 5, 17, Евангелие от Филиппа, Флп. 110.)

Это Те, Кто переходит из этого мира в Царство Небесное (ср. Флп. 97). Они именуются также Людьми Духовными.

«[Люди Истинные] Таковы, Каковы Они [с самого Начала], и Они создают других, также Людей [Истинных]. Достаточно Им появиться».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 1.)

«...Вы, которые пребываете с Сыном Бога, не связывайтесь с миром, но связывайтесь Господом, дабы Те, Кого Вы породите, не были подобны миру, но были бы подобны Господу». (Евангелие от Филиппа, Флп. 1. Ср. 1 Посл. кор. 6, 17).

«[И следует], чтобы стали Мы [Людьми Духовными], пока Мы не вышли [из мира]. Тот, кто получил все, [не будучи господином] в этих местах, не сможет быть [Господином) в Том Месте. Только Исус знает конец этого. Но он [пойдет в] Середину, как несовершенный». (Евангелие от Филиппа, Флп. 107. Ср. Флп. 64.)

В диалоге «Государство» Сократ относит таких людей к роду философов, в душе которых правит Разумное Начало. (Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 581 С.)

Все они происходят из общего числа населения. Это лучшие люди государства, сумевшие пройти некоторый путь эволюции человека и развившие лучшую часть своей души.

Появляются Они благодаря распространению подлинного философского учения. (Флп. 1.)

Люди Истинные занимают в государстве места правителей, судей и другие ответственные должности.

3 Помощники правителей.

В государстве есть люди, также стремящиеся поддерживать Справедливость, которые начали изучать подлинное учение, но при этом ещё не приобрели знание.

Они занимают места помощников правителей.

Это честолюбивые люди, в душе которых правит яростное начало. («Государство». Книга 6, 581 С.)

Они избираются из общего числа населения, по возможности с раннего детского возраста, и получают хорошее воспитание, в соответствии с тем укладом жизни, описание которого даёт Сократ в диалоге «Государство».

Из этой среды появляются Истинные Люди.

4 Остальные граждане.

Остальные люди в Правильно Устроенном Государстве живут обычной жизнью обычных людей. Однако жизнь их более упорядочена за счёт влияния условий внешней среды, поскольку речь идёт о государстве, в котором установлена Справедливость.

Афинянин. «Все развращенные по своей природе люди — мы их называем побежденными собственной слабостью (в правильно устроенном государстве) составляют один род; остальные три рода граждан окружают их со всех сторон и принуждают не преступать Законов.

Клиний. Какие это три рода граждан?

Афинянин. Те, кто Благочестив (философы), далее — те, кто честолюбив (помощники правителей), и, наконец, те, кто страстно вожделеет не к телу, но к прекрасным свойствам души (остальные граждане). Правда, все эти наши слова остаются пока лишь благим пожеланием вроде тех, что выражаются в сказках; однако насколько лучше было бы, если бы это осуществилось во всех государствах».

(Платон. «Законны». Книга 8, 841 Б-С.)

В притче о сеятеле эти три рода людей изображаются как «посеянное на Доброй Земле».

«Посеянное же на Доброй Земле означает слышащего Слово (Истины, Ин. 17, 17) и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

(Евангелие от Матфея, Мф. 13, 23.)

Добрая Земля — это Правильно Устроенное Государство.

Афинянин. «У граждан там будет величайший досуг; они не будут зависеть друг от друга; думаю, что при наших Законах они совсем не будут сребролюбивыми. Поэтому только такое Государственное Устройство из всех существующих ныне, естественное и одновременно Разумное, сможет осуществить то воспитание, о котором мы говорили, и те военные забавы, обсуждение которых мы правильно завершили в нашей беседе.

Клиний. Прекрасно».

(Платон. Законы. Книга 8, 831 Д.)

При этом подразумевается, что всё большое количество граждан правильно устроенного государства с течением времени будут становиться людьми, которые стремятся защищать и сохранять Справедливость в государстве. Те из них, кто обладает знанием Истины (Флп. 110), будут правителями, а другие граждане — их помощниками, стремящимися познать Истину и исполнить Справедливость. (Евангелие от Филиппа, Флп. 4.)

Этому будет способствовать технологический прогресс, быстро совершающийся в таком государстве. Ручной труд постепенно будет заменяться машинным, и место обычных предприятий и заводов будут занимать роботизированные предприятия и заводы.

При таком государственном строе будет сокращаться время рабочего дня у людей, которые занимаются монотонным физическим трудом, который может способствовать тому, что Разумное Начало в душе человека недополучает хорошего питания. (Платон. «Государство». Книга 9, 590 С.)

«Дело в том, что гражданину достаточно владеть тем искусством, которое одновременно нуждается в упражнении и во многих познаниях, это — умение поддерживать и соблюдать Общегосударственное Благоустройство. Гражданин не может этим заниматься так, между прочим. Усердно же предаваться двум занятиям или двум искусствам не способен, пожалуй, по своей природе ни один человек, так же как никто не может и сам упражняться в чем-то как надо, и одновременно руководить упражнениями других. Вот это-то и должно осуществиться в Государстве».

(Платон. «Законы». Книга 8, 846 Д-Е.)

Так мы будем способствовать тому, чтобы совершалась интеллектуальная и нравственная эволюция общества, чтобы по возможности как можно большее число граждан становились людьми обладающими знанием Истины. (Флп. 110.)

5 Образы, с помощью которых описывается жизнь в государстве.

Рассмотрим притчу о Добром Пастыре.

Исус сказал:

1 «Истинно, Истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

2 а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Исус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Исус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь Дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь Пастырь Добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь Пастырь Добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».

(Евангелие от Иоанна. Глава 10.)

Дверь — это Путь Знания. (Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 110. Ср. «Исус сказал...: «Я Есмь Путь и Истина и Жизнь», Ин. 14, 6; «Я есмь Дверь», Ин. 10, 9). Это Четвёртая Сила, пребывающая в «Сердцевине Безмерной Глубины». «Это — Дверь Божия». (Ср. Трактат без названия или о Небесном Мире, 10.) При этом имеется ввиду Дерево Познания.

Поэтому делаем вывод, что Добрый Пастырь — это Сведущий Правитель.

Рассмотрим также фрагмент из диалога «Государство».

Сократ говорит:

— «Самое ужасное и безобразное — это если пастухи (то есть правители) так растят собак для охраны стада, что те от непослушания ли, с голоду или по дурной привычке причиняют овцам зло и похожи не на собак, а на волков.

— Это ужасно, конечно.

— Надо всячески остерегаться, чтобы помощники [правителей], раз уже они превосходят граждан, не делали бы у нас по отношению к ним ничего подобного, но оставались бы их доброжелательными союзниками и не уподоблялись свирепым владыкам.

— Да, этого надо остерегаться.

— Величайшая осторожность была бы обеспечена, если бы они были действительно хорошо воспитаны.

— Но ведь это так и есть, — заметил Главкон. Тут я сказал:

— На этом не стоит настаивать, дорогой мой Главкон. Лучше будем утверждать то, о чем мы недавно говорили: они должны получить правильное воспитание, каково бы оно ни было, раз им предстоит соблюдать самое главное — с кротостью относиться и друг к другу, и к охраняемым ими гражданам.

— Это мы правильно говорили.

— В дополнение к их воспитанию, скажет всякий здравомыслящий человек, надо устроить их жилища и прочее их имущество так, чтобы это не мешало им быть наилучшими стражами и не заставляло бы их причинять зло остальным гражданам.

— Да, здравомыслящий человек скажет именно так.

— Смотри же, — продолжал я, — если им предстоит быть такими, не следует ли устроить их жизнь и жилища примерно вот каким образом: прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. Количества припасов должно хватать стражам на год, но без излишка. Столуясь все вместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща. А насчет золота и серебра надо сказать им, что божественное золото — то, что от Богов — они всегда имеют в своей душе, так что ничуть не нуждаются в золоте человеческом, да и нечестиво было бы, обладая тем золотом, осквернять его примесью золота смертного: у них оно должно быть чистым, не то, что ходячая монета, которую часто нечестиво подделывают.

Им одним не дозволено в нашем государстве пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним, быть с ними под одной крышей, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов. Только так могли бы стражи остаться невредимыми и сохранить государство. А чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами и земледельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными им владыками; ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они, и всё государство устремится к своей скорейшей гибели.

Вот по этим причинам, как я сказал, и надо именно так устроить жилища стражей и все прочее и возвести это в Закон. Или ты не согласен?

— Согласен, — отвечал Главкон».

(Платон. «Государство. Книга 3, 416-417.)

В этом фрагменте речь идёт о том, что в Правильно Устроенном Государстве должен строго соблюдаться Закон, в соответствии с которым правители и помощники не должны иметь частной собственности, пользоваться золотом и серебром и т. п.

Апостол Иаков говорит:

«...Кто вникнет в Закон Совершенный, Закон Свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии». (Посл. Иаков. 1, 25.)

В Правильно Устроенном Государстве правители соблюдают данный Закон, и они считаются Людьми Истинными, которые обладают знанием Истины и не делают несправедливости.

«Всякая неправда (несправедливость) есть грех». (1 Посл. Иоан. 5, 17.)

«Тот, кто обладает Знанием Истины, — Свободен. Свободный не творит греха (несправедливости), ибо тот, кто творит грех (несправедливость), — раб греха (несправедливости, ср. Посл. римл. 6, 17-18). Мать — это Истина, а Знание — Согласие. Тех, кому не дано творить грех (несправедливость), Мир называет Свободными. Знание Истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех (несправедливость). Это делает их Свободными и делает их выше Всего. Но Любовь созидает. Итак, тот, кто стал Свободным из-за Знания, — из-за Любви раб тех, кто еще не смог подняться до Свободы Знания. И Знание делает их способными, [ибо оно побуждает их) стать Свободными. Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет Она что бы то ни было? Всё] принадлежит Ей. Она не говорит: «[Это — моё]» или: «Это — моё», [но Она говорит: «Это] — твоё».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 110. Ср. Платон. «Государство». Книга 5, 462 С. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 8, 31-35, Флп. 123.)

Апостол Филипп говорит:

«Существуют животные, которые подчиняются человеку, как, например, теленок, осел и другие подобного рода. Существуют иные, которые не подчиняются и живут одни в пустыне. Человек пашет в поле с помощью животных, которые подчиняются. И благодаря этому он питается с животными и с теми, которые подчиняются, и с теми, которые не подчиняются. Подобным образом человек совершенный пашет с помощью сил, которые (ему) подчиняются, все вещи приготовляет для их Бытия. Ибо благодаря этому Всё Место держится: и хорошее, и плохое, и правое, и левое. Дух Святой заботится обо Всём и управляет [Всеми] Силами, [теми], которые подчиняются, и теми, которые не подчиняются, и Единственными (Фм. 54). Ибо Он [собирает] их, Он скрывает их, чтобы [они получили, если Он] захочет [Силу]». (Евангелие от Филиппа, Флп. 40.)

Человек — это подлинно Знающий Правитель, изображающийся как Отдельный Человек, объединяющий лучших людей государства, посредством них — помощников, а через помощников — остальных граждан государства как свои части. (При этом стоит помнить, что в Царство входят те, кто обладает знанием Истины.) (Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 96, Евангелие от Иоанна, Ин. 14, 20; 17, 21-23, Платон. «Государство». Книга 5, 462; 462 Е; 1 Посл. кор. 12, 26-27.)

В диалоге «Политик» Платон говорит:

«...Существует два рода живых существ: один — человеческий, а другой — все остальные животные.

Сократ мл. Это правда».

(263 С.)

Чужеземец. «Тогда, говорю я, надо сразу же в нашем роде отделить двуногих от четвероногих и, приняв во внимание, что роду человеческому выпал тот же жребий, что и пернатым, снова разделить двуногое стадо на гладкое и пернатое; когда же оно будет поделено и обнаружится искусство пасти людей, надо взять политика и царя и, поставив его во главе как возничего, вверить ему бразды правления государством: ведь именно в этом состоит присущая ему наука».

(266 Е.)

Чужеземец. «Вначале мы установили повелевающую часть познавательного искусства. В качестве уподобления ей мы назвали самоповелевающую часть. От этой части мы отделили немаловажный род – искусство выращивания животных, от него, в свой черед, вид стадного выращивания, а от этого последнего — выращивание сухопутное. От выращивания сухопутных мы отделили прежде всего искусство выращивания безрогих животных, а уж если кто желает отделить от него следующую часть, он должен по меньшей мере представить ее троякой, если хочет охватить ее единым понятием и назвать ее искусством пасти несмешанное стадо. Следующим сечением будет отделение от двуногого стада людей и искусства их пестовать, а это уже — искомое нами искусство царствовать, или, что то же самое, государственное искусство.

Сократ мл. Все это, безусловно, верно».

(267 А-Б.)

Чужеземец. «Не правда ли, одним из многих искусств пестования, сейчас перед нами явившихся, было государственное искусство, состоящее в попечении о некоем одном стаде?

Сократ мл. Да.

Чужеземец. И это, согласно нашему определению, являет собой выращивание не лошадей либо каких-то других животных, но людей и заключается в общем их воспитании.

Сократ мл. Это так».

(267 Д.)

Из приведённого выше высказывания Флп. 40 можно предположить, что образ человека включает в себя истинных людей и помощников, а остальные люди изображаются с помощью образов домашних и диких животных. (Ср. Флп. 19.)

«Господство человека не открыто, но скрыто. Поэтому он — господин над животными, которые сильнее его, которые велики в Том, Что открыто, и в Том, Что Скрыто, и это — он, который дает им пропитание. Но если человек отделяется от них, они убивают друг друга, они кусают друг друга. И они пожирали друг друга, ибо не находили пищи. Но теперь они нашли пищу, ибо человек возделал землю».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 58.)

Во второй части этого высказывания с помощью образов грызущихся животных изображается несправедливое государство, ставшее таким из-за того, что его не возглавляет человек.

Здесь видим ссылку на диалог «Государство».

Сократ говорит:

— «В ответ тому, кто утверждает, будто ...человеку полезно творить несправедливость, а действовать по справедливости невыгодно, мы скажем, что тем самым, собственно говоря, утверждается, будто полезно откармливать многоликого зверя (вожделеющее начало ведущейся человека и в государстве), делать мощным и его, и льва (яростное начало), и все, что ко льву относится, а человека (Разумное Начало) морить голодом, ослаблять, чтобы те могли тащить его куда им вздумается, и он не был бы в состоянии приучить их к взаимной дружбе, а вынужден был бы предоставить им грызться между собой, драться и пожирать друг друга.

— Именно такой смысл заключался бы в утверждении того, кто одобряет несправедливость».

(Платон. «Государство». Книга 9, 589 А.)

Рассмотрим ещё один образ.

«Хозяин в домах нажил всякое: и детей, и рабов, и (травоядных домашних животных), и собак, и свиней, и пшеницу, и ячмень, и солому, и траву, и [кости], и мясо, и желуди. Но он мудрый, и он познал пищу каждого: перед детьми он положил хлеб [и оливковое масло], перед рабами он положил [клещевинное масло и) пшеницу, и (травоядным животным) [он бросил ячмень], и солому, и траву. Собакам он бросил (мясо и) кости, [а свиньям он] бросил желуди и крошки хлеба. Так и ученик Бога. Если он мудрый, он постигает ученичество. Формы телесные не введут его в обман, но он посмотрит на состояние души каждого ( и) заговорят с ним. Есть много животных в мире, имеющих форму человека. Когда он познает их, свиньям он бросит желуди, скотине он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он бросит кости, рабам он даст всходы, детям он даст совершенное».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 119.)

Хозяин — это человек.

Дети — это Люди Истинные, не делающие зла и греха. (Ср. Флп. 110.)

Рабы (зла и греха) — это помощники. (Ср. Флп. 123, Ин. 8, 34.)

Травоядные животные — это остальные граждане.

Свиньи — это лжецы. (См. «Государство».)

Собаки — это те, кто искажает учение (фарисеи). (Ср. Фм. 44.)

Выше мы говорили, что из числа помощников появляются Истинные Люди.

В качестве примера приведём следующий фрагмент.

Апостол Павел пишет в Послании к Филимону:

10 «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:

11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;

12 ты же прими его, как мое сердце...

15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,

16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по Плоти и в Господе».

Рассмотрим ещё один образ.

«Осел, ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязали, он находился все на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются. Когда вечер настал для них, они не увидели ни Города, ни Села, ни Творения, ни Природы, ни Силы, ни Ангела. Напрасно несчастные трудились».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 52.)

Здесь имеется ввиду человек, который не стремится ни к тому, чтобы установить и поддерживать Справедливость, ни к тому, чтобы приобрести знание, жизнь которого проходит впустую.

«Или в мире, или в Воскресении, или в местах Середины — да не оказаться мне в них! В этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее, — не хорошее, и то, что в нем плохое, не плохое. Но есть плохое за этим миром, что Воистину плохо, что называют Серединой. Это — смерть (ср. Флп. 51). Пока мы в этом мире, нам следует приобрести себе Воскресение, чтобы, если мы снимем с себя плоть, мы оказались бы в покое и не бродили в середине. Ибо многие сбиваются с Пути. Ибо хорошо уйти из мира прежде, чем человек сотворит грех».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 63.)

Многие сбиваются с Пути Знания, и многие его не находят. Но некоторые проходят его обретают Спасение.

«Ибо Он (Исус) сказал: «[Это Путь], чтобы Мы Исполнили Всю Справедливость».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 89.)

«Есть одни — и не желают, и не могут (исполнить Справедливость). Другие же, если желают, нет им пользы, ибо они не сделали. Ибо то, что они желают, делает их грешниками. Но нежелание, — Справедливость скроет их обоих: и отсутствие желания, и отсутствие дела».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 64.)

1.0x