Советская империя была логичным продолжением царской империи, петровской империи, и даже такой же многонациональной Киевской Руси. Да и сейчас переименуем мы Империю Державой, Союзом, как угодно, но и в урезанном виде мы (и не только русские, но и все народы, населяющие Россию) остаемся имперским народом со всеми и достоинствами, и недостатками. Так же и англичане, даже в нынешнем, в 100 раз урезанном виде, остаются имперским народом. Имперских народов в мире не так уж и много, шесть или семь. Мы, англичане, китайцы… Включая лишь пока формирующуюся имперскую американскую нацию.
Нас еще будут воспевать историки всех народов. Одновременно я соглашаюсь и с репликой Луиса Бунюэля по поводу того, что "если б не американские пушки и сопутствующая огневая мощь, кто бы знал/ценил современное американское искусство?!" Конечно, к величественной стране и приглядываются внимательнее для того, чтобы понять её народ, изучают её кино и её поэзию. Вполне может быть, что писатели существуют отдельно от всей остальной жизни и не думают о каких-то пушках и прочей огневой мощи своей страны, крайние индивидуалисты и эгоцентрики по натуре, но творения-то их изучают во всем мире с учетом огневой мощи их стран. Я в свое время объездил почти все страны западного мира, встречался со всеми лидерами первой и второй эмиграций. И именно от них услышал: по приказу НАТО по всему западному миру, в любом университетике, где-нибудь в Севилье или Оклахоме существовала кафедра славистики, все изучали русскую литературу. Зубрили Пушкина и Лермонтова. На самом деле готовилась полумиллионная армия военных переводчиков на случай третьей мировой войны.
Я читал как-то лекции по литературе в крупнейшем натовском Гармиш-центре, под Мюнхеном, там абсолютно все офицеры войск НАТО обязаны были пройти русскую подготовку. Абсолютно все американские офицеры учили русскую литературу в Монтеррее, под Сан-Франциско, где мне тоже приходилось выступать, и там работало более 300 русских писателей из второй и третьей эмиграций. Все изучали наш советский опыт прежде всего через нашу советскую литературу. Так что соглашусь в этом с либеральным критиком Григорием Ревзиным: "Попытка изъятия из наследия России ее советского опыта показывает, что в таком случае она не представляет интереса. Из, скажем, русского авангарда, поэзии, литературы, кино невозможно изъять коммунистический тренд, потому что это страшно обедняет эти культурные феномены. Архитектура конструктивизма, например, превращается в формальный поиск новых решений, осуществленный малообразованными людьми на отсталой технологической базе, а Осип Мандельштам оказывается камерным академическим поэтом начала века, по недоразумению продолжавшим сочинять до конца 1930-х…" Без нашей советской истории, мы — ничто, и чем быстрее мы это поймем, тем лучше.
Сейчас мы никому не опасны, и советские пушки никого не пугают, и 90 процентов факультетов славистики закрыто по всему миру. Закрылись славянские центры и в натовском Гармише, и в американском Монтеррее. Слависты срочно переквалифицировались на другие профессии.
Зато Нобелевскую премию по литературе получил китайский писатель Мо Янь. Это такой китайский Василий Белов, но за ним стоит китайская огневая и промышленная мощь. Китайский язык уже прилежно учат во всех европейских и американских университетах. Открываются и закрытые военные центры китаистики. Я очень люблю поэзию Ли Бо, прозу Пу Сун Лина и кинофильмы Чжана Имоу и Энг Ли, никак не связывая их с китайскими пушками. Но случайны ли Оскары, которыми так щедро награждены талантливейшие китайские кинорежиссеры Имоу и Ли? Не стоит ли за ними , как и за нобелевским лауреатом Мо Янем, огневая мощь Китая? Почему так растет интерес к китайской современной живописи?
Наше нынешнее увлечение Сталиным не говорит о нашем варварстве и нашем антизападничестве. Люди , особенно молодые, мечтают не об идеологических большевистских прописях 1937 года, а о бурном развитии России. Люди мечтают о том, чтобы, как в Сингапуре, к нам в Россию пришел жесткий властитель, вымел всю проворовавшуюся нечисть и создал бурно развивающуюся страну. Нам совсем не нужна западнизация. Её нет и в Сингапуре, где правят китайцы, нет и на Тайване, в Японии, в Южной Корее, её нет и в самом Китае. Дряхлеющая Европа уже и в подметки не годится восточному гиганту. Прав оказался Мао Цзедун: "Ветер с Востока довлеет над ветром с Запада".
Если в Европе и в Америке русскую литературу уже не изучают, то в странах Дальнего Востока и сейчас все читают русскую литературу, советскую литературу, потому что достигли своих успехов, в том числе и через использование советского опыта в своем национальном преломлении. Вот наш путь.
Без советского опыта или мы останемся в истории мира "провинциальным эпизодом", или же с новым космическим авангардным взлетом, по-сингапурски, избавившись от всей коррупции и взяточничества, рванем в космическую высь вольемся в юго-восточно-азиатский глобальный опыт по переделке мира. Как говорят, мы сами произошли в древние времена от индусов, вышли из санскрита, вот туда и вернемся, только уже обожженные суровым сталинским ветром.