Сообщество «Экономика» 00:00 18 марта 2023

Wildberries, IKEA, Crocus: частные вопросы или системные перекосы?

от условий и слаженности работы маркетплейсов зависят перспективы российской экономики

Несколько дней СМИ смаковали новости о якобы забастовке сотрудников пунктов выдачи Wildberries, хотя сама компания официально заявляла лишь о 0,1% сотрудников, участвовавших в таких действиях. Это событие даже удостоилось официального внимания нескольких депутатов Государственной Думы (Дмитрий Гусев, Валерий Гартунг из "Справедливой России"), а также проверки по линии Прокуратуры Московской области.

Формальный предмет спора – потери и штрафы при возврате товаров – лишь на первый взгляд кажется несущественным и простым. Цены в Wildberries заметно ниже, чем в традиционных магазинах, а значит, меньше наценка и возможность покрыть убытки за счёт наценки. Wildberries обрабатывает и везет каждую единицу товара в рамках сложной логистики, которая ещё больше усложняется и удорожается в случае возврата товара, который предусмотрен изначально: можно заказать несколько размеров или видов товара, померить, пощупать, взять один понравившийся и вернуть остальные. Wildberries пыталась вводить небольшую плату за доставку каждой единицы товара и предоплату (так работает Ozon), чтобы хоть как-то компенсировать свои издержки, но и это вызвало шквал критики.

Wildberries, как и другие маркетплейсы (Ozon, Сбермаркет), интересны для малого бизнеса не только как пункты выдачи товаров, но и как каналы продаж. Продавать производимый или импортируемый товар через маркетплейсы намного проще, чем попасть на полки традиционных торговых сетей, хотя бы в силу физической безграничности интернет-сайта и ограниченности полок супермаркетов. Таким образом ведущие маркетплейсы становятся важнейшим фактором роста внутрироссийского производства, импортозамещения, даже параллельного импорта. Без преувеличения, от условий и слаженности работы маркетплейсов зависят перспективы российской экономики в целом.

География пунктов выдачи товаров Wildberries и других маркетплейсов очень широкая. Небогатым жителям отдалённых городов и даже спальных районов областных центров теперь не надо ездить за покупками в крупные торговые центры и можно экономить на стоимости покупок. Наоборот, отсутствие пунктов выдачи Wildberries и Ozon в ЛНР, ДНР и на других новых российских территориях приводит к тому, что местные жители в традиционных магазинах и на рынках платят за непродовольственные товары в среднем значительно больше, чем жители условных Ростовской или Воронежской областей. Если взглянуть на карту расположения таких пунктов выдачи, то пока они располагаются только "на ленточке", то есть рядом с пунктами пропуска в зону СВО, но не в самих областных или районных центрах этих новых российских регионов.

Wildberries периодически публикует показатели роста товарооборота и количества заказов, которые впечатляют больше, чем у коллег по интернет-торговле или по традиционной торговле. По итогам 2022 года товарооборот Wildberries удвоился и достиг 1,7 трлн руб., что примерно вдвое больше оборота Ozon (второй маркетплейс по этому показателю, пока опубликованы данные за 9 месяцев), в 5,5 раз больше Яндексмаркета и в 16 раз – Сбермаркета. Крупнейший традиционный ритейлер Х5 ("Пятерочка", "Перекресток") показал в 2022 году выручку в размере 2,6 трлн руб. с её ростом на 18%. Выручка "Магнита" (второго традиционного ритейлера) за весь 2022 год пока официально не раскрывалась, но за I полугодие выросла на 38% (отчасти за счёт покупки сети "Дикси") и за год ожидается где-то на уровне 2,3 трлн руб.

По итогам 2023 года Wildberries, скорее всего, станет крупнейшей компанией по товарообороту, "отъев" изрядно у традиционных сетей. Пока крупнейшие традиционные сети прибыльны, несмотря на экономические вызовы, и рассчитывают на оптимизацию по итогам объединений (например, "Магнит+Дикси", "Лента+Билла"). Однако антиинфляционная политика сетей в координации с Правительством РФ означает, что наценка на основные продовольственные товары сокращается и удерживается минимальной, а прибыль зарабатывается на продажах товаров длительного хранения (бакалея, консервы, сладости, бытовая химия, зоотовары и тому подобное). Переток покупок товаров длительного хранения от традиционных сетей на Wildberries и другие маркетплейсы создаст проблемы для традиционных бизнес-моделей. Вроде традиционные сети также развивают интернет-торговлю и даже доставку до квартир, но проблема огромных площадей их магазинов все равно остается.

Wildberries и другие маркетплейсы также "отъедают" у крупных торговых центров товарооборот по одежде и обуви. Продавцы одежды и обуви совокупно являются для торговых центров следующими по важности арендаторами после продовольственных сетей и фудкортов. Некоторые крупные западные бренды заявили об уходе из России, а их российские наследники пока только обновляют арендные и логистические отношения, что создаёт проблемы владельцам торговых центров. Небогатые россияне всё чаще ходят в торговые центры посмотреть и померить одежду и обувь с тем, чтобы потом заказать дешевле на маркетплейсах. Поток покупателей сокращается как в столичных крупных торговых центрах, так и в крупных торговых центрах областных городов, поскольку многие предпочитают пройтись по своему кварталу до пункта выдачи товаров Wildberries или Ozon.

"Завтра" неоднократно ранее поднимала проблематику избыточной торговли. В июне 2022 года была статья под заголовком "Крупнейшие города: шоки дистанта и инфляции, важность возврата к промышленности", а в сентябре 2021 года – "Пузырь коммерческой недвижимости: протянет ли за 2024 год?", где была цитата из официальных источников: "Москва – лучший город для покупателей и гурманов, лидер среди 16 мировых столиц по объёму торговых площадей" (подобное характерно и для многих других российских городов, пусть и в меньшей степени). В январской статье 2021 года с заголовком "Избыточный ритейл" отмечалось, что за последние пять лет количество магазинов удвоилось на фоне "оптимизации" бюджетников и умеренного роста ВВП, что торговля недоплачивает налоги, работает в интересах оффшоров и иностранных акционеров.

Отражением передела и избыточности розничной торговли является уход IKEA не только в части производства и продажи мебели, но и желание шведов продать торговые центры. Шведская Ingka, владеющая недвижимостью под брендами IKEA и MEGA, в середине февраля заявляла о решении начать поиски покупателя на свои 2 млн квадратных метров. Формально Ingka связывает свой уход из России с СВО, однако шведам просто нужны деньги, чтобы пережить свои трудные времена. Западные СМИ сообщали о череде банкротств в ритейле в США и Евросоюзе из-за кризиса стоимости жизни на фоне высокой инфляции (на английском – cost of living crisis), высоких процентных ставок и падения потребительских расходов. Например, Bloomberg в феврале опубликовал статью под звучным заголовком "Розничный апокалипсис возвращается" (Retail Apocalypse Return).

Менее заметной прошла новость, что Crocus Group Араза Агаларова меняет основного кредитора на 100 млрд руб. банковских кредитов. СМИ писали, что "Сбербанк просто продал долг, "устал" от этого заемщика, а стоимость портфеля недвижимости равна объему кредитов или даже меньше". Следует напомнить, что этой группе принадлежит коммерческой недвижимости на 1,6 млн квадратных метров, в основном под брендами "Крокус Экспо" и "Твой дом". По версии рейтинга Forbes "Короли российской недвижимости 2022", Араз Агаларов занимал серьезное седьмое место. "Усталость" является результатом не личных бизнес-ошибок Агаларова, а именно избыточности традиционных крупных торговых центров, количество которых выросло за предыдущие десять лет в разы.

Переток покупателей в маркетплейсы из традиционных торговых центров накладывается на общее сокращение покупок. В начале февраля 2023 года Росстат сообщал, что оборот розничной торговли в России в декабре 2022 года снизился на 10,5% по сравнению с показателем декабря 2021 года, до 4,2 трлн руб. (розничный оборот продуктов питания и напитков снизился на 3,9%, до 2,1 трлн руб., а оборот непродовольственной розницы – на 16,3% до 2 трлн руб.). Декабрь традиционно является самым выгодным месяцем для розничной торговли из-за предновогодних премий и покупок. По 2022 году в целом оборот торговли продовольственными товарами уменьшился на 1,5%, а непродовольственными – на 11%.

Что касается Европы, то Евростат совсем запутался в представлении статистики оборота розничной торговли за январь 2023 года. В заголовок крупными буквами вынесен рост на 0,3% в январе 2023 года по сравнению с декабрем 2022-го, меньшими буквами – падение на 2,3% по сравнению с январем 2022 года. При этом январский объем торговли по сравнению с годичной давностью по продуктам питания упал на 5%, по интернет-торговле – на 10%, а общее небольшое падение "вытянул" рост покупок автомобильного топлива на 5%. Розничный оборот топлива якобы с поправкой на инфляцию вырос, несмотря на остающуюся без малого рекордной по европейским меркам его стоимость. В декабре 2022 года к декабрю 2021 года объем розничной торговли падал в Бельгии на 9%, в Дании на 8%, в Германии на 6%, в Италии на 5%, с закрытыми данными по Испании.

Для традиционных крупных торговых центров остаются решающими специфические особенности владения и финансирования "родом" из предыдущих десятилетий. Подавляющее большинство таких центров было построено в кредит (в основном предоставленный госбанками), с возможностью за счет аренды хорошо если платить только проценты. Налоги на коммерческую недвижимость большие, поскольку здания чаще всего новые, в дорогих местах, с высокой кадастровой стоимостью и высокой ставкой налогов. Уход части арендаторов и покупателей, рост ставок по кредитам и налогам стали неразрешимой комбинацией проблем в бизнес-моделях, сформированных ещё много лет назад до этих вызовов. Многие здания торговых центров оформлены на оффшоры, и за последний год не особо перерегистрировались на российских лиц, с гипотетической угрозой "заморозки" цепочек владения в недружественных странах.

Поэтому политикам и журналистам необходимо не разбирать частный небольшой спор между Wildberries и малой долей её сотрудников и партнеров, а заняться уточнением регулирования ритейла в целом, ибо небольшой спор является лишь вершиной айсберга накопленных больших системных проблем избыточного ритейла. В частности, следует рассмотреть вопросы: что делать с приближающимся доминирующим положением Wildberries при продолжении быстрого роста её товарооборота; что делать с уже имеющимся доминирующим положением "Пятерочек" и "Магнитов" в условиях изменения их бизнес-модели, а также значительной доли оффшорных и западных владельцев этих сетей; что делать с огромными зданиями избыточных торговых центров, точнее, с кредитами госбанков под эти здания, в условиях перетока покупателей от них в маркетплейсы.

Чтобы отрасль розничной торговли и торговых центров не рухнула и не потребовала большой господдержки, необходимо начать разрабатывать сценарии и критерии закрытия избыточных магазинов, перепрофилирования или даже перестройки их зданий и помещений. Буквально, следует за одним столом с собственниками крупнейших маркетплейсов и традиционных сетей принять решение о паритетном закрытии трети или даже половины пунктов выдачи и традиционных магазинов в районах и городах с их явной избыточностью, исходя из соотношения с количеством жителей. Условия для уходящих из страны западных владельцев коммерческой недвижимости или остающихся без перерегистрации оффшорных владельцев должны быть сообразны текущему политическому моменту.

Автор – доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

Cообщество
«Экономика»
1.0x