От названия веет семидесятническим нафталином. Мероприятие проходит в небольшой гипсокартонной коробке, возведённой на третьем этаже комплекса, — там, где раньше был буфет. Внутри висит несколько картин и откуда-то из невидимых динамиков хорошо поставленный голос повторяет умеренно-вызывающие фразы. Монотонно этот голос обзывает неизвестного оппонента, на десятом повторе в голове начинается распад семантических связей, и все слова превращаются в бессмысленные звуки. Смотрительницам, сидящим у входа в коробку, должно быть, на день выдают беруши, иначе бабушки действительно рискуют расстаться с рассудком.
Действо приурочено к 50-летию выставки "30 лет МОСХ", которая прошла в Манеже в начале декабря 1962 года. Выставка стала знаковой и породила одну из самых известных легенд советского времени: про то, как Никита Сергеевич Хрущёв посещал авангардистов. Коротко говоря, генсек был недоволен. В западной прессе всё расписали красочно, вылепив из тогдашнего вождя бешеного психопата, срывающего картины со стен. Из уст в уста передавались слова, произнесённые Хрущёвым после просмотра. Каждый интерпретировал и перекраивал их, исходя из своего отношения к партии. Через две недели Хрущёв на встрече с интеллигенцией произнёс речь, в которой содержалась фраза: "Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?" Что ни говори, вопрос вполне логичный.
Многие часто задаются вопросом, где кроются истоки процессов, приведших к развалу СССР? Вполне возможно, выставка авангардистов в 1962 была одним из зёрен раздора. Про неё ходит множество конспирологических спекуляций, при этом существует версия, которая более-менее правдоподобно ложится на имеющиеся факты.
В 1956 году на ХХ съезде партии произошло развенчание культа Сталина. Де-факто это привело к тому, что коммунистическая доктрина в СССР содрогнулась до основания и получила множество поначалу невидимых глубинных трещин. Поскольку сама коммунистическая идея была чрезвычайно привлекательна, а после Второй мировой войны получила значительное распространение в мире, её нельзя было просто так отбросить. При этом внутри коммунистического ядра происходили так называемые либерализационные процессы. В советском культурном поле появились новые фигуры, на которых обратил внимание Запад. "Нобелевка" Пастернака, шумные показы советских фильмов за рубежом — процесс был чрезвычайно сложным.
Хрущёв пошёл на принятие схем ХХ съезда сознательно, отчасти спасая свою шкуру. Он сам был авторитарным правителем, зачастую принимая достаточно нелепые решения в политике, экономике. Ещё пресловутое эксцентричное публичное поведение. У партийной верхушки он вызывал раздражение. Армия также была недовольна: велись непонятные реформы, сокращения.
И тут выставка якобы прогрессивных представителей художественного сообщества. Есть слух, что все картины, представленные на ней, не должны были выставляться в Манеже. Но в ночь перед открытием отделом культуры, который и готовил поход Хрущёва на "30 лет МОСХ", была дана команда собрать и доставить эти работы.
Эта гипотеза подразумевает, что мероприятие было организовано специально, чтобы Хрущёв "взорвался". Таким образом, он публично, на весь мир продемонстрировал своё нутро — "ретроградство", "отсутствие культуры". Одним махом Хрущёва изолировали от либеральных тенденций в обществе. В действие был приведён план тотальной политической изоляции.
Партийный аппарат, который должен был нести идеологические идеи будущего, стал прикладным номенклатурным классом, всего лишь сохранявшим видимую структуру. Его отношение к искусству тоже было весьма и весьма опосредованным. Кроме того, в партийной элите присутствовала группа, ориентированная на западнический либерализм. Эти люди не заявляли о своей позиции открыто, но постепенно и целенаправленно вели страну к либеральной контрреволюции.
Алексей Дегунин