Сообщество «Форум» 09:12 3 мая 2020

Всяк сверчок знай…

"Если ты не сделал для Отечества всего – ты не сделал ничего!";

Сколь часто окружающее даёт повод задумываться о вселенском принципе соответствия, который в нашем бренном мире можно определить ёмким народным выражением: "Всяк сверчок знай свой шесток"! И ничего обидного в такой поучительно-назидательной формуле нет, поскольку тут заключается лишь тот смысл, что во всём должен быть порядок и насколько это возможно высокий уровень компетентности, которые достигаются неукоснительным исполнением каждым человеком (да и сверчком тоже – те, впрочем, и не пытаются занять чьё-то место, а строго блюдут своё!) лишь тех функций и задач, которые ему по силам и где он на своём месте. Здесь, конечно, может ещё вмешиваться фактор роста: это когда ты на данный момент, условно говоря, исполняешь работу кочегара на паровозе, то бишь соответствуешь исключительно этому узкому профилю (или подобным), а через 15-20 лет, набравшись мудрости и знаний, уже можешь руководить ж\д депо, существенно таким образом расширив свой профиль компетентности. Если кто-то мне заметит, что мудрости и знаний может быть и недостаточно, поскольку руководство коллективом требует от руководителя ещё и организационных способностей, то возражать не стану, ибо это действительно так. А фокусирование всех этих необходимых моментов у нас с вами является выработкой компетентности для исполнения тех или иных функций в слаженном и работающем как часы организме любого государственного образования, любого предприятия, любого коллектива. Это в идеале. На практике же мы встречаемся с тем, что организм не так уж и слажен, а чаще даже разбалансирован, и не тикает под стать часовому механизму, что встречаются в нём явления и факты, среди коих есть такие, которые соответствуют иной, по сути даже противоположной той, что приведена выше, народной поговорке, а именно, – "Не святые горшки лепят"! И ладно бы дело тут шло в действительности о гончарном ремесле, то бишь о компетентности в исполнении работ нижнего, а потому и не столь ответственного слоя общественных производственно-управленческих структур: то есть, когда бы грузчик исполнял функции такелажника, а тот, в свою очередь, замещал бы грузчика или стропальщика и т.п. В таком случае нанесённый общественному устроению вред был бы минимальным и явно не бросался бы в глаза. Хотя по большому счёту и такие, на первый взгляд, незначительные замещения и перестановки весьма нежелательны! Но, сами понимаете, что желающих на приведённые в пример "должности" много не найдётся, и мы не увидим у заводских проходных длинных беспокойных их очередей.

Зато на должности "настоящие", на должности т.с. престижные охотников немало, прямо до ажиотажного накала! В большинстве своём охотники эти явно переоценивают свои силы, или, по крайней мере, заблуждаются на свой счёт! Тут, порой, приходится поражаться непроходимой наивности и маниакальной лести себе самому каждого такого "сверчка", взбирающегося на чужой шесток и полагающего, что "не святые горшки лепят", и что уж на той высоте я буду способен горы своротить! Но, впрочем, цели таковой ("сворачивать горы") у подобного контингента нет, а единственной целью, сами понимаете, является у них лишь та, чтобы устроиться на "тёпленьком местечке", столкнув с него или не дав по праву занять, кого-нибудь дельного и толкового. И, если вдруг, предприятие по освоению чужого шестка каким-то образом не заладилось, а то и сорвалось, то "сверчок"-неудачник считает себя до глубины естества уязвлённым и несправедливо обойдённым судьбой! Ведь каждому известно, что на чужие заслуги мы смотрим через микроскоп, а на собственные – через телескоп.

Из-за такого положения вещей, к сожалению, всё происходит по накатанной издревле колее, в силу заскорузлости человеческого естества, его, увы, допотопной направленности на старые как мир привязанности, влекущие нарушения того самого фундаментального принципа соответствия! Или, как писал И.А. Гончаров в своём "Мильон терзаний": "пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и "награжденья брать и весело пожить", пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других". И ведь мелькают, поди ж ты, и прекрасно себя чувствуют, словно рыбы в воде! Что является как бы приговором нашему времени, показывает, что ничем оно не отличается от времени Грибоедова! Разве только, в худшую сторону, что выглядит вполне правдоподобно!

Кстати, тут самое время и место вспомнить о вышеупомянутой этой справедливости или, если брать широким охватом, то о вселенском принципе справедливости! Что он собою представляет и в чём его суть? Следует отметить, что присутствует немалая путаница в его определении как такового, ибо все почему-то усвоили и вцепились в положение, что справедливость – это, когда каждому причитается в меру его талантов и дарований! Тут, во-первых, сам способ определения этих самых дарований далёк от совершенства, ведь не зря в Библии предупредительным набатом звучат слова апостола: "что высоко у людей, то мерзость перед Богом"! Следовательно, определять, кто чего стоит, это то же самое, что идти по тонкому льду (не человеческих инстанций это прерогатива!). А, во-вторых, не такая же ли это будет "справедливость", какая была во времена крепостничества, с той лишь разницей, что тогда богач говорил в своё оправдание, что, дескать, я родился дворянином-помещиком и имею право на привилегию богатства, а теперь богач говорит, что он родился талантливее и даровитее масс людей и, таким образом, также имеет право на эту привилегию!

Хороша и вроде бы даровита наша Маша Шарапова в теннисе и на подиуме, но кто же сказал, что она, воплощая свои дарования в солидные суммы, должна иметь в сотни и сотни раз больше, чем скромный, не терпящий шумихи и публичности какой-нибудь мыслитель, вкалывающий поэтому, скажем, в забое угольной шахты? Тут всё перевёрнуто с ног на голову! Ибо, опять же в Библии сказано: "кому много дано, с того много и спросится"! Не станете же вы, будучи в ясном уме и добром здравии, требовать от ребёнка, чтобы он в каком-либо роде деятельности выполнял тот же объём работы, что и взрослый? И таким образом, тут мы согласны, что взрослый человек должен обеспечивать всем необходимым детей. Но, пардон, ординарные, без дарований люди – это те же самые в определённых смыслах дети! Они только нарабатывают и апробируют те навыки, которые позволят им в дальнейшем вырасти в даровитых! Вот и нужно, и необходимо, чтобы те, кому в этом смысле удалость вырасти раньше и быстрее, делились своими талантами, своими дарованиями, чтобы способствовали они созданию такого порядка жизни, который бы максимально благоприятствовал этому росту.

Философ Бердяев писал: "Два движения есть в человеческом пути: движение по линии восходящей и движение по линии нисходящей. Человек поднимается на высоту, восходит к Богу. На этом пути он приобретает духовную силу, он творит ценности. Но он вспоминает об оставшихся внизу, о духовно слабых, о лишённых возможности пользоваться высшими ценностями. И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям своим, поделиться с ними духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению. Человек не может, не должен… улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение… Свобода [Выси] не должна снимать ответственности за ближних" (Н.А. Бердяев "Самопознание"). Бердяев писал теоретически, а герой фильма "Любовь земная" Захар Дерюгин и тысячи ему подобных реальных героев воплощали без лишних слов теорию в жизнь. Напомню ситуацию из фильма: когда жена председателя колхоза упрекнула мужа, за то, что он, председатель, ютится с нею, его женой, и детьми в старенькой разваливающейся избёнке, а рядовым колхозникам одному за другим возводят новое жильё, то он ответил ей: "Пока последнему колхознику не будет возведена новая изба, мы будем жить в старой"! Как вам такая справедливость по-дерюгински? Не совпадает ли она по смыслу, по сути со справедливостью божеской? С тем её положением, в котором говорится, что если тебе дадено больше, чем остальным людям, то ты тогда только остаёшься человеком, когда отдаёшь неимущим, а не шкурничаешь преимуществами положения в свою пользу?

Но так, по-дерюгински, поступали в приснопамятные советские времена. А вот что мы наблюдаем во времена теперешние, в те, в которые нам с вами волею судьбы выпало жить, во времена "макдональдсов" и "ельцинцентров"? А наблюдаем мы с вами вещи, не побоюсь этого слова, страшные! Вещи, которые были бы характерной наглядностью скорее для инфернальных реалий, т.е. для бесовского бытия, чем для бытия человека. Тут я, не доверяя силе собственного слова, хотел бы переадресовать ваше внимание на просмотр фильма настоящего и признанного мастера, художника и мыслителя – Н.С. Михалкова. Имею ввиду выпуск его последнего "Бесогона". Убеждён, что каждому посмотреть этот выпуск не то, чтобы желательно, а даже необходимо! Ибо в нём чувствуется тревожный набат и сами собою всплывают мотив и строки из песни: "Вставайте люди русские!", поскольку пришло время лихолетья! Поскольку, если снова будем продолжать молчать, то произойдёт именно то, о чём показывает фильм выдающегося режиссёра! Словом, пришло время, когда, как в том выражении: "Если ты не сделал для Отечества всего – ты не сделал ничего!"…

Не поймите автора в буквальном смысле, в том смысле, в котором звучит сама песня, а тем более в смысле призыва к русскому бунту "бессмысленному и беспощадному"! А поймите всё вышесказанное в том плане, чтобы быть готовым ментально, мобилизационно и укрепиться духом и телом! В смысле той простой мысли, что никто нам не поможет и никто не избавит от любых напастей, кроме нас самих! И ещё в смысле наглядного примера того, что бывает при несоблюдении принципа соответствия, с чего начиналась эта статья. И что может случиться, когда такие, с позволения сказать "сверчки" (смотр. "Бесогон"), взгромоздившиеся явно не на свои "шестки", находятся во взаимоотношениях с целым народом, русским народом, народом, богоносцем и победителем, когда вся эта инфернальная шайка-лейка дорвавшихся к власти "сверчков", тех, кто считает, что "не святые горшки лепят", и иже с ними, торят себе дорогу к власти, не имея ни малейшего понятия о её истинной сакральной сущности и предназначении, проявляя в этом отношении невообразимое, граничащее с тупостью, непонимание. А ведь считают себя, ни дать, ни взять, элитой, мыслителями, выше толпы, вершителями судеб и проч. Тут можно было бы по этому поводу прыснуть со смеху, если бы всё не выглядело столь печально и тревожно…

P.S. Как и ожидалось, телевизионные боссы ("сверчки") запретили к показу авторский фильм Михалкова. Вчера появилось обращение автора по этому поводу. Из самой седой античности до нас дошло выражение: "если враги злятся, то я делаю всё правильно". И в связи с этим, возникает вопрос: кому же это Никита Сергеевич наступил на хвост, кому не угодил?

1.0x