Авторский блог Редакция Завтра 09:55 23 декабря 2021

Великая культура СССР

к 90-летию художника-плакатиста Николая Бабина

99 лет назад был подписан Договор об образовании СССР. Следующий 2022 год — год столетия Советского Союза. Эта круглая дата вполне может стать началом методичного собирания и практического переосмысления колоссального советского опыта. Первые ласточки данного научного, бесстрастного, неполитического подхода уже появились. Такова, например, книга "Кристалл роста. К русскому экономическому чуду" (авторы — Александр Галушка, Артур Ниязметов, Максим Окулов).

Советская эпоха ознаменовала попытку построения общества, основанного на равновесии принципов рациональности и справедливости. В нынешнем мире, где более миллиона людей верят в теорию плоской Земли, где чтут "Новую хронологию" Фоменко или доказывают с пеной у рта, что в XIX веке разразилась мировая война с применением ядерного оружия, — в этом мире советский опыт кажется занесённым как бы с другой планеты.

Впереди маячит призрак нового феодализма, вместо борьбы классов мы наблюдаем борьбу кланов, а власть и собственность в мире принадлежит организованным преступным группировкам. Как говорится, какой уж тут общественно полезный труд!

Однако именно в этой ситуации обладание структурированным и осмысленным советским опытом может дать огромное конкурентное преимущество в жестокой схватке за будущее.

В период разрушения СССР профессиональные деструкторы, знатоки НЛП, забросили в общественное сознание словосочетание "советский эксперимент". Мол, пора уже прекращать экспериментировать на людях, пора вернуться от искусственных условий существования к природе, сиречь к капитализму, феодализму, трайбализму и далее по списку.

Сегодня пришло время пересмотреть этот подход и начать использовать понятие "советский эксперимент" в конструктивном ключе. Прежде всего, необходимо заявить, что эксперимент был успешен, и его значение для истории мировой цивилизации существенно. Как в любом эксперименте, должны быть описаны условия его проведения и полученные результаты. Эти результаты должны быть осмыслены и в соответствующих обстоятельствах применены к сегодняшним реалиям.

В советское время процесс улучшения производства назывался рационализацией. Современное Российское государство, нынешняя экономическая модель и законодательство могут быть рационализированы при помощи бесценного советского опыта.

Известно, что изучением советского наследия плотно занимаются в КНР. Советские методы управления и советские стандарты стали хорошим подспорьем экономического процветания Поднебесной. Опыт СССР скрупулёзно исследуют также в США и в некоторых странах Евросоюза. Говорят, что система образования в Финляндии скопирована с советской.

При этом в Российской Федерации — наследнице СССР — общественно-государственное устройство советского периода глубоко не изучается, систематические научные исследования по этому направлению не ведутся, конференции не проводятся, диссертации (кроме как по истории СССР) не защищаются. Отдать советское время исключительно историкам и публицистам — непозволительная роскошь. Это не только неразумно, но и опасно, поскольку образ советского в глазах новых поколений подвергается чудовищному искажению: СССР представляется как "царство грязи и насилия". Подобный взгляд на наше прошлое разрушителен и представляет угрозу для современного Российского государства.

Как известно, борьба за умы ведётся на поле культуры. Поэтому могут и должны быть изучены и внедрены в жизнь советские практики в области культурной политики. Это не потребует переворота всей экономической модели, но позволит создать гуманитарные технологии в целях усовершенствования общества и укрепления государства.

Хорошо бы знать ответы на такие вопросы: что такое система творческих союзов, как она помогала создавать и организовывать культурное пространство? Что такое художественные советы и как влияли они на решение властей в области архитектуры, кинематографа и монументального искусства? По какому принципу велось государственное финансирование тех или иных программ в области культуры? Какова система оценки эффективности государственных учреждений и институтов, связанных с культурой? Что такое госзаказ? Каким образом, с помощью каких моделей удалось достичь грандиозного результата в образовании, поднять уровень просвещения народов СССР на недосягаемую для других обществ высоту?

Сегодня государственная политика в области культуры частично следует советским принципам, но, так сказать, в извращённой форме. Государственное финансирование театров и кинематографа продолжается, но часто художники на государственные деньги выполняют заказ не государства, а других заинтересованных лиц или структур, откровенно враждебных нашему обществу и нашей цивилизации. При государственно-частном финансировании почему-то всегда в первую очередь блюдутся частные интересы. А между тем, голая коммерциализация и отсутствие целеполагания в культурной политике разрушают страну.

Николай Семёнович Бабин родился 19 декабря 1931 года в селе Песчаноконское в Ростовской области. Учился в 1948–1951 гг. в Краснодарском художественном училище, в 1955–1958 гг. — в Московском областном художественно-педагогическом училище памяти 1905 года у К. Истомина, Л. Шитова. С 1950-х годов постоянно работал в области плаката, сотрудничал с издательствами "Изобразительное искусство", "Плакат", с творческой мастерской "Агитплакат", с Мастерской наглядной агитации. В 1978 году получил звание Заслуженного художника РСФСР.

Чествуя сегодня патриарха советского агитационного плаката Николая Семёновича Бабина, мы ещё раз пристально вглядываемся в наше прошлое и не перестаём восхищаться мастерством и уровнем советской художественной культуры.

В истории советского плаката Бабин занимает особое, почётное место. Наверное, его можно назвать летописцем Красной эры. В его работы словно выплеснулись все энергии, все пласты советского времени. Революция и Великая Отечественная, освоение целины и прорыв в космос, индустриализация и БАМ. Бурлящая жизнь Страны Советов во всех её проявлениях и оттенках. Свершившаяся мечта о преодолении отчуждения, Царство Труда, наш Красный рай. Герои бабинских плакатов — творцы нового мира: комсомольцы и первопроходцы, рабочие и учёные. И Ленин, грозный, как Прометей, создатель первого в мире социалистического государства. Поэзия коммунистического пути в будущее, футуристический прорыв у Бабина налицо.

Работы Бабина покоряют своей красотой и мощью, и вместе с тем необходимой простотой. Но эта доступность не легковесна, просто слова и образы слиты в плакатах воедино. Яркость картины не закрывает, но, наоборот, выявляет содержание, устанавливает смысл.

Редакция "Завтра" сердечно поздравляет своего друга и старшего товарища! Крепкого здоровья вам, дорогой Николай Семёнович!

двойной клик - редактировать галерею

1.0x