«Шерлок Холмс: Игра теней» (Sherlock Holmes: A Game of Shadows, США, 2011, режиссёр — Гай Ричи, в ролях: Роберт Дауни-младший, Джуд Лоу, Нуми Рапас, Джаред Харрис, Стивен Фрай, Пол Андерсон, Рэйчел МакАдамс, Келли Райли, Джеральдин Джеймс, Эдди Марсан).
Этот год войдёт в историю в том числе и как год триумфального возвращения на экраны Шерлока Холмса. За 125 лет существования этого примечательного героя канва его приключений давно вышла за рамки творчества Артура Конан Дойля и зажила собственной жизнью. Из недавних экспериментов на заданную тему можно вспомнить прошлогодний фильм американской малобюджетной кинокомпании «Приют» под названием «Шерлок Холмс сэра Артура Конан Дойля», где гениальному сыщику приходилось сражаться с механическими монстрами, сконструированными свихнувшимся братом Холмса, Майкрофтом.
Кроме того, в прошлом году с большим успехом прошёл британский телесериал «Шерлок», где действие было перенесено в наши дни, герои заметно помолодели и использовали метод дедукции уже в мире мобильников, айфонов и ноутбуков. В отличие от интерпретаций, где сюжеты были придуманы заново, сериальные приключения зачастую следовали литературному канону Конан Дойля. Настолько, насколько это возможно в реалиях современного Лондона. Авторы модернизировали классику, не отступая от главного. Так, например известная повесть «Собака Баскервилей» была преобразована в «Собак Баскервиля», и речь там шла уже о секретной лаборатории, занимавшейся чудовищными экспериментами над беззащитными тварями. Несмотря на безусловное лидерство Василия Борисовича Ливанова в череде всевозможных Холмсов — в лондонском музее Холмса на Бейкер-стрит 221B именно российский актёр изображён на портрете Великого Детектива — молодые британские ребята Бенедикт Камбербэтч (Шерлок) и Мартин Фримен (Ватсон) удивительно точно вписались в современный ландшафт. И стали одними из лучших.
Предыдущий фильм Гая Ричи «Шерлок Холмс» вышел на экраны в 2009-м году, был успешен в прокате, но всенародной любви не заслужил. Зритель только начинал привыкать к тому, что вместо «измождённого лица аскета» им демонстрируют небритую физиономию Роберта Дауни-младшего, а доктора Ватсона изображает Джуд Лоу, смазливый плейбой с ярко выраженными манерами английского денди. А традиционный детектив оказался условно стилизованным под «альтернативно-исторический паропанк». Вторая часть под названием «Шерлок Холмс: Игра теней» представляет собой вольный вариант развития событий рассказа «Последнее дело Холмса», где зрителю суждено узнать новые подробности занимательных приключений, приведших Шерлока Холмса и профессора Мориарти к роковой дуэли у Рейхенбахского водопада.
Действие фильма происходит в 1891-м году. Европу трясёт взрывной террор, то и дело жертвами оказываются высокопоставленные персоны. За всем этим хаосом стоит зловещий профессор Мориарти (Джаред Харрис), чья преступная паутина распростёрлась по всему христианскому миру и легко может привести к мировой войне. Известный тридцатисемилетний сыщик мистер Шерлок Холмс (Роберт Дауни-младший) идёт по следу Мориарти, практикует боевой стиль вин-чун и всё больше погружается в пучину безумия, используя для стимуляции мозга коктейль из формальдегида, кофе и листьев коки. Тем временем доктор Ватсон (Джуд Лоу) поглощён предстоящей женитьбой. Бурное проведение мальчишника, превращённого Холмсом в длительный поединок с засланным казачком, приводит к тому, что доктор является на свадьбу избитым и пьяным. Попытка провести медовый месяц в Брайтоне также оборачивается форменным побоищем. Злобный профессор, зная привязанность Холмса к доктору и желая нанести удар побольнее, подсылает в поезд к молодоженам взвод убийц. Холмс, для маскировки переодевшийся в пожилую леди, спасает друга, выбрасывает его молодую жену из поезда и предлагает взамен свадебного путешествия опасные приключения в компании французской цыганки.
Фейерверк событий в «Игре теней» где-то сопоставим с выдающимся фильмом Герберта Росса «Семипроцентный раствор» (1976), но лишён его художественных достоинств. Помимо внушительного актёрского состава (Ватсон — Роберт Дюваль, Мориарти — Лоуренс Оливье, плюс рыжая бестия Ванесса Редгрейв), картина Росса, в русских переводах почему-то названная «Критическое решение» и «Венские каникулы Шерлока Холмса», и снятая по одноименному роману Николаса Мейера (который зачем-то в России перевели как «Вам вреден кокаин, мистер Холмс») поражала сочетанием идеальной реконструкции эпохи и высоким градусом позитивного бреда. Чего стоит один только факт того, что Холмс и Ватсон привлекают к расследованию Зигмунда Фрейда, излечившего Шерлока от кокаиновой зависимости! Понятно также, что подобное кино призвано развлекать зрителя не только интеллектуальной игрой ума, но и головокружительным каскадом приключений. Ведь известно, что поклонники киноисторий о Шерлоке Холмсе условно можно разделить на две категории. Тех, кто предпочитают дотошное следование букве классика: строгие выдержанные неторопливые традиции доброй старой Англии. И тех, кто способен искренне радоваться не только прекрасному сериалу Игоря Масленникова, но, как было сказано в незабвенном «Зеленом фургоне» — тем фильмам, что «очевидно, были созданы по мотивам популярных рассказов».
В «Игре теней» мы также имеем дело не с каноном, а с жарким сплавом эстетики паропанковского комикса и сюжета в стиле исторических стилизаций Бориса Акунина. Дань современности, в контексте которой «джентльменский набор» викторианского романа загадок, к сожалению, пропах нафталином и заброшен на антресоли. Зрителям требуется новый Холмс — либо помятый «невыносимый», но чертовски обаятельный маргинал, либо стильный современный лондонец, в снаряжении которого находятся все модные средства коммуникации. Главное — это должен быть человек действия. Само имя которого в течение долгих лет служит гарантом стабильности в стремительно несущемся в тартарары мире. Тем более, что Василия Ливанова никто не отменял — его Холмс в случае любых катаклизмов будет жить вечно.