Ирина БОГАТЫРЁВА. Варган появился очень давно, и тут уместна аналогия со сказками: они так же просты по сюжету, как варган по устройству, но никто не ответит, где зародилась сказка, хоть у многих народов сказки очень похожи. Первые найденные учёными варганы (на территории Внутренней Монголии) датируются V в. до н.э. Потом их стали находить по всей Европе, в частности в Великом Новгороде, Можайске и Пскове. Но количества находок не хватает, чтобы с уверенностью заявить о конкретной миграции той или иной модели варгана, и потому учёные выдвинули гипотезу, что когда-то очень давно первые инструменты, зародившиеся в Азии, вместе с переселением народов попали в Европу, откуда и распространились по всему миру.
Известно, что первый варган был металлическим и состоял из пластины с вырезанным язычком. "Предком" варгана было любое устройство, которое позволяло извлекать звук у рта, даже поднесенный к лицу жучок с трепещущими крыльями мог так использоваться. Затем был музыкальный лук, размером чуть меньше обычного стрелкового, который тоже подносили ко рту и ударом по струне извлекали звук. К тому, чтобы использовать для изготовления варганов медь и латунь, люди пришли спустя много лет.
В Европе XIX века изобрели инструмент под названием "аура", который имел форму круговой рамы. В эту раму было встроено несколько простых варганов, но каждый из них был настроен на свою ноту, что давало более широкое поле для экспериментов со звуком. В Австрии, например, музыканты держат несколько варганов между разными пальцами, чтобы подобных возможностей добиться.
"ЗАВТРА". А можно ли изменять высоту звука, играя только на одном варгане?
Ирина БОГАТЫРЁВА. Конечно, если сам инструмент достаточно большой. С другой стороны, вы можете влиять на звук и с помощью рта, и с помощью диафрагмы. Иными словами, весь речевой аппарат задействован при игре. За счёт этого варганисту становятся доступны все ноты на одном инструменте, что позволяет исполнять даже некоторые произведения композиторов-классиков.
"ЗАВТРА". Я никогда не видел, чтобы музыкант исполнял произведение, скажем, в течение часа. Конечно, это обусловлено спецификой коротких видео, которые просмотрел. А можно ли играть на варгане долго?
Ирина БОГАТЫРЁВА. Все обусловлено физиологией человека: он начнёт уставать, хотя теоретически играть довольно продолжительное время можно.
"ЗАВТРА". А что такое хомус?
Ирина БОГАТЫРЁВА. В каждой культуре у разных национальностей варган имеет своё название. В Сибири чаще всего его называют "хомус", иногда употребляют и другие слова вроде "кубыс". Но принципиальной разницы нет, инструмент один и тот же. Для Якутии этот инструмент — один из основных в народной музыке. В 2011 году в Якутске даже состоялся Конгресс варганистов, где поставили мировой рекорд: тысяча людей играла на варгане одновременно.
"ЗАВТРА". Благодаря Якутии, Россия, как мне известно, в числе мировых лидеров по количеству варганистов. А насколько популярен этот инструмент в Европе?
Ирина БОГАТЫРЁВА. В каждой стране Европы варган есть в качестве национального инструмента. В Норвегии, к примеру, проводится ежегодный фестиваль варганной музыки. Но когда я попадаю туда или в любую другую страну, где варганом интересуются, во время обмена опытом возникают некие сложности. Дело в том, что есть много литературных и археологических источников, много самих найденных варганов, что свидетельствует о наличии варгана в стране издревле. Но нигде не зафиксировано, какую музыку играли раньше, кто играл и в каких условиях.
Первое упоминание варгана в России — подписанный Петром I список тех инструментов, на которых должны играть во время шутовской свадьбы (было сказано о семи варганах). Соответственно, можно предположить, что играли на варгане ту же музыку, что и на других инструментах.
При попытке исполнить любое традиционное народное произведение — хоть "Барыню", хоть "Камаринского" — оказывалось, что они словно бы идеально для варгана подходят.
"ЗАВТРА". Расскажите, пожалуйста, об изготовлении варгана. Форма как-то влияет на звук?
Ирина БОГАТЫРЁВА. Конечно. Мастеров достаточно, у каждого свой стиль, свои особенности, но роднит их одно: понимание сложности инструмента. Дело в том, что сейчас многие даже снимают видео об изготовлении варгана… буквально из гвоздя. Но такие "инструменты" отличает от мастеровых ужасный звук и малая вариативность музыки.
Сегодня варган набирает популярность из-за его направленности на конкретного человека; люди порой играют на нём на работе, в автомобиле, что не было бы возможно, скажем, с гитарой.
"ЗАВТРА". Действительно ли звук и вибрации варгана позволяют влиять на сознание человека и даже вводить его в транс?
Ирина БОГАТЫРЁВА. При постоянной продолжительной игре на варгане из-за активного дыхания начинается гипервентиляция лёгких, что выражается для организма в лёгком опьянении.
"ЗАВТРА". Гитара прошла путь от струнного инструмента до электрического, на смену фортепиано пришёл синтезатор. Что вы скажете о возможности с помощью электроники усилить звук варгана?
Ирина БОГАТЫРЁВА. Один якутский мастер такое проделал. Он подсоединил варган к устройству, заставлявшему язычок инструмента колебаться постоянно. Все, что оставалось делать музыканту, — подносить варган ко рту. Аналогия смешная, но это сродни игре на электрической зубной щетке.
"ЗАВТРА". А есть ли в русской истории такой инструмент, который был забыт полностью и восстановлен только благодаря археологии?
Ирина БОГАТЫРЁВА. Да, он назывался гудок, аналог древнерусской виолончели. Похоже на скрипку, но играли на этом инструменте, поставив на колено. Струн — от одной до трёх. Популярен он был до XVIII века, а потом европейская скрипка его вытеснила, потому что гудок был гораздо тише.
Беседовал Дионис КАПТАРЬ
Фото Ольги Прасс