"Матрица: Воскрешение" (США, 2021, режиссер – Лана Вачовски; в ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Яхья Абдул-Мартин II, Джонатан Грофф)
«Мне нужно вернуть видеокассеты»
Брет Истон Эллис "Американский психопат"
1999-й киногод выдался на редкость событийным. Возможно, за всю последующую историю индустрии, за все календарные 365 дней, на экранах не появлялось такое количество ярких и неординарных фильмов. "Красота по-американски", "Правила виноделов", "Зелёная миля", "Талантливый мистер Рипли", "Бойцовский клуб"… эти ленты заставляли миллионы людей выстраиваться в очереди перед кинотеатрами и обогащать владельцев видеопрокатов.
Но только одна картина образца великого девяносто девятого - "Матрица" - революционным образом изменила массовое сознания людей. Явилась непревзойденным эталоном стиля, образцом для подражания на многие годы. Сочетание киберпанка с вульгарным буддизмом, описанное языком молодых программистов, антикапиталистическая риторика плюс исполненные с балетной утончённостью экшен-сцены дали поистине взрывной результат. Примитивный коктейль из многоумных философских систем полюбился интеллектуалам левого толка. Начинающие айтишники почувствовали себя истинными королями Вселенной. А любители боевиков очаровались невиданным до той поры кунг-фу в исполнении Киану Ривза, Кэрри-Энн Мосс и Лоуренса Фишборна. Режиссёрам "Матрицы" - тогда ещё братьям Вачовски - удалось создать последнюю, наряду с не менее бунтарским "Бойцовским клубом", культовую ленту эпохи видеокассет – видеодиски уже захватывали мир, наступала новая цифровая реальность.
Прошло более 22-х лет. За это время Вачовски сняли ещё две "Матрицы" - "Перезагрузку" и "Революцию". Выпустили полюбившейся критикам "Облачный атлас". Стали женщинами – сперва Лоуренс стал Ланой, а потом и Эндрю Пол превратился в Лили. Видеокассеты и DVD окончательно канули в лету и остались фетишем ностальгирующих фриков. Компьютерные игры превратились в практически олимпийский вид спорта. И только философ Славой Жижек продолжает желчно декларировать: «Нам нужен новый постпандемический Голливуд».
И как явление этого «постпандемического Голливуда» в мир пришла четвёртая "Матрица" с громким названием "Воскрешение". После того как роботы-машины отнесли бездыханное тело хакера Нео в свою зелёноватую Шангри-Ла, на Земле прошёл 21 год. Нет, это у нас 21 год, а в мире компьютерной Матрицы - истинной реальности по мнению «не-братьев» Вачовски - прошло целых 60 лет. Фронт человеческого сопротивления с переменным успехом продолжает сражаться с цифровым беспределом обезличенной виртуальной диктатуры. И в сердцах этих непримиримых бойцов с оккупационным режимом жива память о том самом Нео – мессии и спасителя человечества. Сам же бывший хакер оказывается спрятан в глубинах компьютерной иллюзорности. Тут он существует под своим истинным именем – Томаса Андерсона – и является создателем сверхпопулярных видеоигр-обманок. Но все его креатуры являются не более чем воплощением смутных воспоминаний о прошлой борьбе с Матрицей. Система празднует победу в психологической войне, и мистер Андерсон пребывает в постоянном беспокойстве. Впрочем, психоаналитик с легкостью вокзального напёрсточника объясняет причины психозов гения-дизайнера. И легенда виртуальной герильи горстями глотает прописанные ему успокоительные голубые таблетки.
Но революционерам удается отыскать Нео в цифровых глубинах, пробудить в нём воспоминание о своей сущности и роли в этом мире. Герой возвращается и возобновляет крестовый поход за окончательное освобождение человечества. Более того, он вспоминает о своей возлюбленной Тринити. Вырвать её из липких щупалец матричной диктатуры становится его приоритетной задачей.
«Матрица поимела тебя» - такое сообщение получил Нео в фильме 1999-го года, переведенным Дмитрием "Гоблином" Пучковым. Теперь, похоже «поимели» нас всех. Ждали Чуда, а получили производственную драму из жизни аборигенов Силиконовой долины с бесконечными рассуждениями о «бинарности» и «модальности». Стараниями единолично солирующей в фильме Ланы Вачовски вышел плохо смонтированный калейдоскоп по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсона, однофамильца «матричного» хакера-психопата. «Стойкий оловянный» Нео пробивается сквозь канализационные стоки к вечно любимой Тринити. Он же мановением руки, подобно герою "Огнива", переносит героев из одной реальности в другую. "Русалочка" в исполнении Мосс готова пожертвовать «хвостом» в виде мужа и детей ради встречи с ненаглядным Принцем. А коварные адепты Матрицы подобно механическому соловью убаюкивают беспечное человечество.
Этому фильму Ланы Вачовски можно было бы простить многое. Даже пресловутую «модальность». Но только при одном условии – если бы он был бы хорошо снят и смонтирован. Если бы в нём присутствовала прежняя элегантность и медитативный холодок оригинала. Но этого не случается, да и не могло бы, скорее всего, произойти. Мы не ожидали, что наше искреннее и не слишком умное желание увидеть новое Чудо из прошлой жизни будет обречено. Хуже того – именно "Матрица: Воскрешение" дала нам понять, что и Чуда-то собственно никакого не было. Все логические несуразности и околофилософское словоблудие предыдущих версий вдруг стали явным и очевидным. Как будто развеялся некий колдовской морок. И мы, освобождённые, вышли из кинозала в реальную жизнь. И вспомнили, что просрочили срок возврата в видеопрокате.