"Тайна перевала Дятлова" (Россия, США, 2013, режиссёр — Ренни Харлин, в ролях — Холли Госс, Джемма Эткинсон, Люк Олбрайт, Мэттью Стоукс, Райан Хоули).
История, ставшая легендой. Зимой 1959-го команда из девяти студентов и выпускников свердловского Уральского политехнического института и бывшего фронтовика, инструктора по туризму, под руководством пятикурсника Игоря Дятлова отправилась в лыжный поход на Северный Урал. Один из участников экспедиции приболел и выбыл из похода еще в начале маршрута.
Затем группа не вышла на связь в указанное время. Во время поисков трупы ребят были обнаружены на склоне уральской горы Холатчахл, более известной как пик "1079" или, как называют её манси, — "Гора мертвецов". Гибель туристов окутана тайной. Обстоятельства произошедшего более чем странны и туманны. Официальное следствие велось в течение трёх месяцев. Причиной смерти было названо "действие непреодолимой силы". Что это была за сила, неизвестно и по сей день.
Америка, наши дни. Загадка странной пугающей гибели группы Игоря Дятлова не даёт спокойно спать студентке Холли Кинг (Холли Госс). И вот — затаите дыхание — свершилось чудо. Девушка счастлива полученному гранту на экспедицию к месту трагедии. Она и еще четыре человека: помешанный на собственной камере юный кинематографист, парочка альпинистов-экстремалов и сексапильная звукооператор, — отправляются на далёкий Урал исполнить наказ преподавателя по психологии: встать на место дятловцев, постараться вжиться в их шкуру и разгадать загадку, на которую не могут ответить ни любители, ни специалисты уже долгих 50 лет. Разумеется, студентам удается, казалось бы, невозможное. Доехать до пункта назначения в российском плацкарте. Посетить психиатрическую клинику, где до сих пор под строгим надзором содержится счастливо избежавший рокового похода один из дятловцев(?). Выпить самогону в кафе-баре поселка "Вижай". Взять интервью у пожилой женщины, таинственным голосом сообщившей, что трупов было обнаружено не девять, как это принято считать, а на два тела больше. Все происходящее снимается на видео, но хэппи-энда у этого киноопуса не будет. Мы с первых кадров находимся в курсе того, что история с ведьмой из Блэр повторилась — от студентов остались рожки да ножки и любительский фильм в придачу. Его-то и обречён смотреть зритель, пришедший в кинотеатр на новую ленту Ренни Харлина.
Единственное, что нормальный человек способен испытать во время просмотра, — это тихую оторопь. Не страх от происходящих на экране событий, а неловкость, раздражение, стыд — целую сферу схожих по существу эмоций. Заметим, что снял это жанровое недоразумение кинематографист, в чьём боевом арсенале такие фильмы, как "Крепкий орешек-2", "Скалолаз" и "Остров головорезов". Финн по происхождению (настоящее имя Харлина невероятно — Лаури Мориц Харьола), перебравшийся в Голливуд и успешно орудовавший там долгое время, на этот раз выкачал деньги из Александра Роднянского и Государственного фонда кино. Либо согласился их милостиво принять — не важно.
120 миллионов рублей ушло на финансирование "Тайны перевала Дятлова" и её последующей раскрутки в кинотеатрах. Результат более чем впечатляющий, учитывая, что речь идёт о малобюджетном ужастике. Подогретый рядом публикаций о событиях, произошедших в 1959-м, показом документальных картин на эту тему, зритель повалил в кинотеатр с одной только целью взглянуть, какую именно версию гибели дятловцев сотворил неутомимый финн.
Но на что были потрачены такие деньги — интрига похлеще реальной загадки. Снимать дрожащей камерой на натуре горстку подростков — много ума не надо, финансовых затрат также требуется минимум.
За драматургию, словно вышедшую из-под пера пятилетнего ребенка, отдувается только Курт Воннегут, чья "Бойня номер пять" нравоучительно цитируется незадачливыми персонажами. По уровню глупости они находятся вне конкуренции даже с типичными обитателями слэшеров и прочего подобного зрелища, где интеллекту отводится последнее место.
Ну, и теперь о главном — о том, ради чего-таки мёрзла в горах чужбины незадачливая американская пятёрка. Финал "Тайны перевала Дятлова" — сумбурная мешанина из "филадельфийского эксперимента", невнятных в контексте происходящего упоминаний диковинного человека-мотылька из Пойнт-Плезант, наблюдаемого рядом очевидцев в Западной Виргинии в 60-х годах и, что самое главное — удара под дых кровавой руки КГБ, дотянувшейся до несчастных студентов из давних 50-х. Ещё когда только прибывшие на Урал юные, не в меру любопытствующие кинематографисты радостно восклицали «"Холодная" война давно закончилась!», — в душу вселялись определённые подозрения. А уж когда герои обнаружили в скале загадочно закрытую снаружи дверь, ведущую в подземный бункер, где обитают бледные агрессивные морлоки… Искренне жаль, что создатели фильма не учли в своей версии, например, еврейский заговор — вариант, несправедливо сброшенный с весов современности.
Но в данном случае шутки неуместны. За всей этой сомнительной харлиновской авантюрой стоят не "городские легенды" и не бурный поток мистических телепередач об "очевидном-невероятном" и даже — не оригинальная выдумка сценаристов. Тайна перевала Дятлова до сих пор является тревожной вехой советской истории, трагедией пострашнее любого хоррора, историей, по-настоящему леденящей кровь. Единственный плюс создания подобной вампуки — очередной всплеск интереса к загадочному происшествию у горы Мертвецов, правда о котором навеки потеряна в "пурпурных снегах" далёкого прошлого.