Сообщество «Салон» 11:08 8 октября 2021

Унылое инферно

«золотые-восьмидесятые» в картине "Общага"
14

В одном сером-сером городе стоял серый-серый дом, и в нём жили серые-серые люди, коротавшие серую-серую жизнь. И даже смерть их была всё того же тоскливого цвета. Угадайте с трёх раз, о каком времени идёт речь в фильме с такими исходными данными? Наверняка догадались – это серый-серый познесоветский мир, именуемый в просторечии Совком. «Он беззвучен и неподвижен. Серый цвет …есть безнадежная неподвижность», - писал Василий Кандинский. Такими предстают «золотые-восьмидесятые» в кинокартине "Общага" (2021) режиссёра Романа Васьянова по роману Алексея Иванова «Общага-на-крови».

Работам Иванова не очень везёт с киновоплощениями. То получается плосковатый "Географ глобус пропил" (2013), то фильм-комикс "Тобол" (2019), то – банальная теле-жвачка "Пищеблок" (2021). Наверное, Иванов – тот автор, чей слог не поддаётся переложению на плёнку. Это не плохо и не хорошо. Обычный факт. Книги – многослойные, а на экране – кукиш с маслом, точнее без оного. Признаться, "Общагу-на-крови" я не осилила. После первой же фразы: «Они квасили всю ночь, день спали, а вечером сели опохмеляться» как-то не захотелось погружаться в сей мутный поток, но, памятуя о вышеуказанных экранизациях, верю тем, кто говорит, что книга – лучше.

Итак, нам подсовывают обшарпанную бытность, датированную 1984 годом. Его издавна облюбовали сочинители – и наши, и в особенности не наши. Оруэлловский адок-1984 задал некую моду на эти цифры, и потому скандальный "Груз-200" (2007) также отнесен в 1984 год, а писательница-патриотка Елена Чудинова в своей изысканной альтернативке "Победители" (2016) описывает всё тот же 1984-й, но в параллельной реальности, где когда-то победили белые, а не красные. Напомню, что и приключения Алисы Селезнёвой в "Гостье из будущего" датированы 1984-м годом. Это некая точка сборки, обладающая магией узнавания. Весь ужас в том, что в серо-помоечной безнадёге, показанной Васьяновым в "Общаге", лично я не узнала «своего» 1984 года – ближе всего эта полумгла к фантазиям Оруэлла и к балабановскому "Грузу-200", с которым сравнивают "Общагу".

Изображать советскую жизнь через грязное стекло и печальный сумрак – это не ново. Это - как швыряние тортами в «немой» комедии на заре синематографа или – пение с танцами в индийской мелодраме. То, без чего – никак. Оно сделалось общим местом уже с начала Перестройки, и поэтому давным-давно никого не удивляет. Особливую нотку внёс Валерий Тодоровский со "Стилягами" (2008), где всё советское обладало пыльно-серыми оттенками, тогда как племя юных стиляг диссонировало с пространством и временем, являя буйство чувств, красок, идей. Кстати, режиссёр "Общаги" Васьянов был оператором в "Стилягах" у Тодоровского. «Совпадение? Не думаю», - как иронизирует популярный телеведущий по фамилии Киселёв.

Безусловно, студенческое общежитие 1980-х не представляло собой фешенебельное обиталище. Однако сами комнаты смотрелись, если не уютно, то обжито. Человек так устроен, что любую развалюху старается оформить и приспособить под себя и свои маленькие капризы. Непременными были фотопортреты актёров, календари с японками в купальниках, поп- и рок-звёзды, постеры из буржуйских журналов – с мототехникой и двухкассетниками Sharp, какие-нибудь блондинки из каталогов мод, а иногда – что-то из классики, например, вечная Джоконда. Всё это создавало непередаваемой пестроты коллаж. Здесь же пара скудных картинок, в одной из которых угадывается фото Марины Неёловой. Она могла быть, но в окружении AC/DC, каратэ и "Пиратов XX века".

Ещё важный момент, который постоянно ускользает от кинематографистов – подыскивая «аутентичный» фон, декораторы не понимают, что в ту эпоху коридоры, сортиры и тумбочки были ещё новыми. Это примерно, как снимать Галантный век в полуразрушенной усадьбе с осыпающимися потолками. Излюбленный приём – темнота в кадре. Авторам кажется, что это характеризует мощный артхаусный дух. Действительно, чего проще, а заодно сэкономили электроэнергию. Что там с фабулой? Пьянствуют. Потом - ещё бухают. И - ещё «закидываются». Красивые, но потасканные девушки надсадно воют репертуар группы "Урфин Джюс". Локация – город Свердловск с его уникальной рок-культурой позднего СССР. Неплохая игра актёров чуть-чуть отвлекает от гнусного впечатления – талантлив Никита Ефремов (младший из актёрской династии) в трагической роли гения-алкаша; убедительна Ирина Старшенбаум в образе миленькой оторвы, живущей одним днём; роскошна Юлия Ауг – комендант общежития по кличке Ботва. В этаких рыжих кудельках Ауг напоминает Нонну Мордюкову в михалковской "Родне" (1981).

Перед нами самые разные люди и все – безумно ущербны и – несчастливы. И отличница Кира в белой кофточке, и комсомольский вожак-подонок (а других не принято показывать!), и стеснительный Забела, и фарцовщик Игорёк, и палачи, и жертвы. По сюжету – два трупа, но гибель №1 и №2 – лишь пара запятых в мрачном повествовании, ибо та кромешность, какая царит в этой общаге, хуже небытия. Впрочем, как выясняется, кончина – добрый исход. Забела, придушенный Ренатом, обретает свой личный рай на морском берегу. В принципе, это можно было снять, как полноценный триллер, но вышел унылейший инферно-манифест. Бесконечные длинноты, попытка зауми, использование поднадоевших клише. Порция двухчасовой скучищи о том, как плохо жилось в СССР. Весь наш Совок – такая вот общага! – как бы кричит нам автор. Господа! Советского Союза давно нет, а вы всё поминаете, как вам тряпья и секса недодали. Хотя секса в картине много, ибо он всё-таки был.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

11 ноября 2021
Cообщество
«Салон»
2
19 ноября 2021
Cообщество
«Салон»
1
16 ноября 2021
Cообщество
«Салон»
1
Комментарии Написать свой комментарий
8 октября 2021 в 11:55

Конечно это политический заказ, политэкономический, от министерства культурного потребления всей их нанешней кинотуфты. Типа каши пластиковой. В общаге было весело и счастливо. Полно музыки и вечерних запахов жареной картошки или смальца с луком, иногда и вино. 84-й год - это и квиновское "ви вел рок ю", и санремовская Италия, и вся прочая , ещё не деградировавшая до нынешней автоматики музыка. Да и люди молодые вообще-то учились, а не работали на цементном заводе. В коридорах и на кухне можно было встретить и воздушную, невесомую вьетнамку, и загадочную грациозную негритянку, и задумчивого армянина , читающего фотокопии "Ессе Номо", или балкарца с книжицей Хайяма на фарси. Эти нынешние киногении так же убоги и бездарны как и их покровители. Хотя у них есть отмазка. Щас во всём мире - некоторый упадок в киноискусстве.

8 октября 2021 в 12:25

84-й, я в командировке в Ленинграде. В гостиницу не поселится, если заранее не забронировать номер, поэтому часто останавливался в рабочей женской общаге. В общаге была гостиница для командированных, и если все места в ней были заняты, то поселиться можно было в изоляторе. Само здание дореволюционное и в хорошем состоянии. Самое большое неудобство это умывальник. Если заходишь утром в него без стука то раздаётся визг. Бухали ли работницы завода я не знаю, а вот командированные да. Дружинники на улицах могли докопаться с вопросом, почему в рабочее время не на работе. Мне они, слава Богу, не попались ни разу, и хотя я запасся страшной бумагой заранее, этот балаган мне сильно не нравился.

8 октября 2021 в 21:02

Чем хуже социально-политическая ситуация в нашей стране, тем инфернальнее будут фильмы о жизни в СССР -"свобода" же лучше "несвободы".

9 октября 2021 в 06:44

Натюрморт стройотряда 80-х.

Бычки в томате, лук, редиска
Кинзы клопиный аромат...
Надёжный друг и та, что близко...
Открутим стрелки что ль назад?

Хрустела килька на зубах,
В мундире парилась картошка...
И стройотрядовский размах
Столичный рихтовал немножко.

А правда жизни в том была,
Что жизни горизонты пели,
А ночь пьянила и звала,
А звёзды ласково горели...

И повторяя, как молитву,
Туристско-бардовский напев
В душе вели как будто битву,
В себе дурное одолев.

Мелодии струились к небу
В клубах и треске искр и звёзд.
И каждый из поющих верил,
Что знал ответ на свой вопрос.

А ныне в мареве тумана
Ориентиры растеряв,
Не дым костра - клубы обмана.
Кто на щите? Тот, кто не прав.

9 октября 2021 в 07:05

“Хрустела килька на зубах,
В мундире парилась картошка...
И стройотрядовский размах
Столичный рихтовал немножко”.

На тяжёлой физической работе килька? Килька шла под кухонные разговоры под портвейшок. Не сочиняйте о том, что не знаете. В 84-м я уже вышел из стройотрядовского возраста, и каюсь, идиотизмом и раньше не страдал.

9 октября 2021 в 07:25

Куда горе- критик вошёл или вышел, страдал или страдает - нам без разницы.

А вот его полное незнание предмета обсуждения - налицо, если оно у него есть, лицо-то. Да вот только всем видно, что лицо-то он, горе-критик, и потерял. Причём, уже давно. И безвозвратно.
Так без лица этот русофоб и скачет с ветки на ветку.
И напоминает персонаж Ильфа и Петрова - незабвенного в определённых кругах Паниковского.
Как там в романе?
«...при спичечных вспышках великий комбинатор вывел на плите куском кирпича эпитафию: „Здесь лежит Михаил Самуэлевич Паниковский, человек без паспорта”».

9 октября 2021 в 07:30

Бесконечный поток словоблудия.

9 октября 2021 в 07:38

А Вы попытайтесь себя сдерживать.
Может тогда Ваш поток...эээ...блудия и иссякнет?

9 октября 2021 в 07:45

Вы и сегодня переползаете линию фронта, что бы перевязать раненых немцев?

9 октября 2021 в 15:26

Сразу вспомнился фильм 60-х "Еще раз про любовь", где в кафе, такой же знаток того, о чем решил рассказать, прочитал стих под названием "Гонки по вертикальной стене в штате Кентукки "...

10 октября 2021 в 01:13

Вад, таки это любовь. Надо себе в этом признаться. Наши ж возрасты тоже этому покорны. Мы ж все волновались - когда Она входила в класс. Мы дёргали их за косички, выбивали портфели, роняли ручку под парту и долго там что-то искали и разглядывали, но не на полу. Это нормально, обычно для творческих людей. У меня-то тоже , до этой вот Татьяны, было Татьяны четыре , однако они проявляли внимание ко мне совершенно более приятным и вдохновляющим по жизни образом. А тут вот расплата за это такая. Мож и у вас были другие Ирины? И кстати по поводу "Ещё раз про любовь". Татьяна Доронина, о которой все почему-то сейчас молчат, по нашему русскому, или советскому обычаю - это же просто идеал русской Татьяны, это вряд ли кем-то из Татьян когда-нибудь будет достигнуто.Это обыкновенная земная богиня без какого-то религиозного фанатизма. Какие фильмы! Конечно Ужакин недоволен, что снимали эту Татьяну в основном евреи да и по сценариям еврейским. Да и "трёх тополей на Плющихе" тоже. Так снимите лучше. Ждём-с. Так не могут же. Что-то тогда со временем было другое. Что случилось после того с гениями Гайдаем да Рязановым? Или что ли в натуре базис сменился- да и надстройка за ним вослед? Какая печаль, какая лажа- вот этот пирожок с капустой и грибами - что только что жеванул под рюмочку на ночь, найткэп! Да наверняка недельной давности, подогретый сегодня утром. Нету Вадим, нет ни в чём ни в ком уверенности. Кроме конечно авторов "Завтра".))

10 октября 2021 в 08:32

Уважаемый Кирилл Петрович,
Вы, как никто, оцените добрую шутку.

Фотография на которой старый могучий пень как бы в движении/полёте вниз с пригорка к прекрасным дамам-пням , принарядившимся по случаю осени в парчу алого дикого винограда...Жаль, не могу приложить эти фото...очень говорящие...

Костром пылает в роще
Осенняя листва.
И полон древней мощи
Пень думает- пора!

Как осьминог раскинул
Он щупальца всех ног
И возраст он отринул -
Отправился в поход!

Там, за пригорком жёлтым
На солнце октября
В волнении безмолвном
Гарем уж ждёт, любя.

Все жёны притаились
В окопе, где был бой.
Парчой принарядился
Лесных красавиц рой.

Спешит к ним повелитель
На их призывный стон...
И лес , любви обитель,
Осенний шлёт им сон...)))

13 октября 2021 в 18:03

Любой человек, способный логически мыслить, понимает, что в более развитом обществе и жизнь более разнообразна и наполнена, и люди более интересны и индивидуальны. А в примитивном деградирующем обществе - все упрощается. Так с чего бы это в СССР жизнь была бы серой и унылой, если только в профессиональной деятельности люди имели возможностей для развития на порядок больше, чем сегодня? Кроме возможностей творческого самовыражения намного больше было и свободы. Если не считать предусмотренный законом запрет на владение частной собственностью на средства производства и, следовательно, эксплуатацию человека человеком, что, по большому счету 90% народа и не нужно, в остальном люди жили как хотели. А сегодня в нашем примитивном обществе на каждом шагу - запрет, запертая дверь, шлагбаум, ограда, охранник с дубинкой или электрошокером. Школы напоминают тюрьмы. Люди - героев антиутопии "Онирофильм" Лино Альдани: в мрачной утилитарной одежде, с рюкзачками за спиной движутся тенями по улицам мегаполисов. А вспомните, как люди одевались в то время, как выглядели. По сравнению с сегодняшним днем это был праздник. Любой работяга или колхозник для выходных и праздников имел костюм, который он надевал не только с галстуком, а с запонками. Часто ли сегодня можно увидеть запонки? Или женщину в вечернем платье? Или просто девушку, одетую нарядно? Или улыбки на лицах? Серость - сегодня окружает нас повсюду: на улицах, на телеэкране, на работе, в политике, идеологии, а, значит, в самой жизни.

14 октября 2021 в 11:33

"Серость - сегодня окружает нас повсюду: на улицах, на телеэкране, на работе, в политике, идеологии, а, значит, в самой жизни ".

Алексей Иванович,Вы какую серость имеете ввиду? Нам уже показали 50 оттенков серого,разве это предел? Впрочем, рассматривать эти оттенки -личное дело любого человека -воля свободная.

1.0x