Сообщество «Салон» 10:20 22 февраля 2021

Унесённые северным ветром

новая лента Ренаты Литвиновой весьма наполненное и запоминающееся «ни о чём»
8

«Являла собою сущую маленькую мелодраму, разыгранную призраками мертвых цветов».

Владимир Набоков "Ада".

В одной юмористической программе эпохи Перестройки была пародия на Эльдара Рязанова и его "Кинопанораму". Вальяжный актёр, изображая мэтра, спрашивал, как бы сам себя: «О чём фильм? Да ни о чём!» Ровно о том же – новая лента Ренаты Литвиновой "Северный ветер" (2021), но это не пустота, а весьма наполненное и запоминающееся «ни о чём». Блюда нет, а послевкусие – остаётся. Фантик без конфеты? Да. И конфета здесь – лишнее.

В обстоятельном разговоре с Дмитрием Быковым режиссёр и автор пьесы – Литвинова отказалась признавать влияние Рустама Хамдамова на свой эстетский опус – "Северный ветер" посвящён Кире Муратовой.

На мой взгляд, ближе всего эта вещь к хамдамовской фантасмагории "Мешок без дна" (2017). При желании тут можно отыскать и другие чарующие аллюзии – так, явный акцент на роскошно- преизбыточных интерьерах, среди которых творится непонятное – это "В прошлом году в Мариенбаде" (1961). Лица-маски и декоративно-дегенеративный мир – ни дать ни взять - феллиниевский "Казанова" (1976), да и сама Литвинова с её неистребимым блондом и плечистыми жакетами в талию чуть-чуть напоминает главгероиню фассбиндеровской "Тоски Вероники Фосс" (1982).

При том, что все (и я тоже) в курсе, что Рената – остро-оригинальна. Её стиль – не выстрадан, а - высказан. Явлен. Она – есть то, что вещает и делает. Прежде всего, она – красавица. Более того, красавица с превеликими странностями, а это сочетание обладает бронебойной силой. С такой наружностью она может нести любой густой бред – и он будет казаться высокоумной философией. Литвинова не клон Марлен Дитрих, как пытаются говорить профаны и уж верно не копия Любови Орловой. И ничего общего с первой платиновой блондинкой Голливуда – мисс Джин Харлоу. Ближайший, хотя и не точный аналог – Бригитта Хельм, покорившая зрителя своим точёным профилем и пугающими глазами в "Метрополисе" (1927) Фрица Ланга.

Всё, что представляет Рената Литвинова – банально по отдельности и – нетривиально вкупе. Лепить фарфоровое личико в духе Ар Деко, снимать утончённый артхаус, дружить с бунтаркой 2000-х – Земфирой и высказывать претензии к государству - я имею в виду её последнюю беседу с Владимиром Познером – оно обыденно для интеллигентно-богемной среды, но когда это соединяет Литвинова, то происходит алхимическое действо. В её работах – и особливо в "Северном ветре" это прослеживается ещё ярче, нежели в сотворении имиджа.

Фабула "Северного ветра" - проста, но причудливы декорации. Перед нами – несуществующий фэнтази-мир, Северные Поля. Здесь правит матриархальный клан во главе с Вечной Алисой (Татьяна Пилецкая, некогда блиставшая в «оттепельном» кино и на удивление бодрая по сию пору). На ум приходит набоковская "Ада", бытие которой отнесено в параллельную реальность - Анти-Терру, где всё похоже на Землю, но притом – совсем иначе, а вместо России – некая Эстотия: «Давний вице-король Эстотии, князь Иван Темносиний, отец прапрабабки детишек, княгини Софии Земской (1755–1809) и прямой потомок ярославских властителей дотатарских времен, происходил из тысячелетнего рода». Подобно тому, как в "Аде" всё разворачивается вокруг поместья Ардис, так и в "Северном ветре" мы наблюдаем родовое имение, с крыш которого вырисовывается …кремлёвская башня, увенчанная красной звездой. Однако, путь к ней отделён кромешным лесом. Всё тут – чудной и чудный сон, где каждый фрагмент – игра подсознания.

В кадре – новогодние празднества, метель, снегопад. Проходят целые десятилетия, но мы видим лишь застолья с 31 на 1. Определить эпоху – не получится. Выводок старинных телефонов - есть аппараты 1880-х, 1920-х и 1950-х, причёски и макияж – 1930-1940-х, какие-то ретро-автомобили и – маленький ретро-самолётик, а ещё – дореволюционные деньги – отчётливо видны сторублёвые «екатеринки» с портретом императрицы. Ассигнации не хранят в сейфах, но складывают в сундуки и зарывают в Вечную Мерзлоту. Тема Вечности звучит, как фоновая музыка, и все женщины воплощают ипостаси Снежной Королевы. Маргарита - героиня Ренаты Литвиновой (о, это булгаковское имя!) долгие годы ждёт какого-то звонка, и вообще – ждёт. Кого? Мужчину. Клан Северных Полей тяготится своей матриархальной природой. Дивный и страшноватый сюр. Унесённые северным ветром…!

Итак, предновогодняя помолвка Бенедикта, сына Маргариты (Антон Шагин) с очаровательной Фанни (дочь Литвиновой - Ульяна Добровская). Пышное застолье, изысканность и декаданс. Фанни – этакое солнышко и – копия мамы-Литвиновой в фильме "Небо. Самолёт. Девушка" (2002). Улыбка, златые локоны, подводка-«стрелки» а-ля 1960-е и – профессия стюардессы. Несколько удивляет, что аристократический бомонд в полном восторге от бортпроводницы, но это же – зимнее сновидение, а потому возможно всё. Фанни улетает и – погибает, как Лара из "Небо. Самолёт. Девушка" и как доронинская Наташа из "Ещё раз про любовь" (1968). Что больше всего цепляет в этом фильме – это предельно метко сыгранное горе. Декоративность – не помеха настоящему искусству. Антон Шагин так мощно вписывается в беспредельную тоску по любимой, что хочется сделать вывод: у нас великолепные актёры, просто им зачастую не дают нормально играть. А тут – наконец-то дали!

Гибель Фанни провоцирует упадок и гниение среды – фантастический чертог ветшает, портятся вещи и деньги, уходит энергия. Нечто схожее было в "Пене дней" (2013) Мишеля Гондри по роману Бориса Виана – там болезнь Хлои вызывает разрушение дома и зарастание несмываемой грязью. Эстетка Литвинова даже сию деградацию умудрилась явить, как нечто грандиозное. Тон кинокартины беспрестанно меняется – фэнтази-сага переходит в трагедию, вслед за которой наступает развязка-триллер. Финал – жизнеутверждающий – Маргарита всё же обретает мужчину. Мы не знаем, кто он – дама встречает его на перроне "Электрозаводской" - со всеми этими индустриальными барельефами сталинского Grand Maniere. Правда, в Северных Полях эта станция именуется "Тринадцатая" - у правящего клана есть дополнительный 13-й час, как у советского Мюнхгаузена – 32-е мая.

Отдельный арт-объект и арт-эффект – наряды, созданные для Ренаты креативным директором Дома Balenciaga – грузинским гением Дэмна Гвасалия. Узнаваемая стилистика Баленсиаги – платья-воланы и платья-баллоны. Кроме того, задействованы художницы по костюмам Надежда Васильева (все главные фильмы Алексея Балабанова) и Наталья Иванова ("Жестокий романс", "Васса", "Сибирский цирюльник"), а иные кадры напоминают фэшн-съёмку для журнала Vogue. Это дорогостоящий и – шикарный проект, где нет лишних людей и – скомканных эпизодов. Музыка – от Земфиры, как нетрудно догадаться, учитывая многолетнюю дружбу двух «особенных» дам, жёстко противоположных по внешним признакам, но, видимо, в чём-то родственным.

Оценивать "Северный ветер" - сложно. Гротесковый, бешеный, вымораживающий – он уже стал кино-событием 2021 года. Кого-то бесит, кого-то околдовывает, но никого не оставляет равнодушным. Всё почему? Прихотливая магия – почерк самой Литвиновой, она не выстраивает, а – дышит. «В мире нет ни одного человека, говорящего на моем языке», - сказал когда-то Владимир Набоков. Полагаю, что это и о Литвиновой тоже. Это невозможно сымитировать – поэтому всё, что она творит, по крайней мере, талантливо. Да и она сама – живое произведение искусства, нравится вам это или нет.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

29 января 2021
Cообщество
«Салон»
26 января 2021
Cообщество
«Салон»
6
Cообщество
«Салон»
3
Комментарии Написать свой комментарий
22 февраля 2021 в 04:26

До того, как я увидел Литвинову, не подозревал, что красивая женщина может действовать на нервы.
В Берлинском Экспрессе - она и Тихонов. Оба, умные и красивые, потрясающе действуют на нервы...

22 февраля 2021 в 08:29

В смысле: нервные клетки погибают.

Сегодня в 13:48

Марк Тальберг
22 февраля 2021 в 04:26
До того, как я увидел Литвинову, не подозревал, что красивая женщина может действовать на нервы.
В Берлинском Экспрессе - она и Тихонов. Оба, умные и красивые, потрясающе действуют на нервы...
///////////////////////////////
Марик ,какой ты нерьвный однако !

22 февраля 2021 в 11:16

Спасибо, Галина!

22 февраля 2021 в 11:52

Феминизм выступает в разных обличьях – Литвинова, это жеманный феминизм.

22 февраля 2021 в 23:35

Что еще за Рената?
Гламурная барышня, томно заламывающая пальчики: "Как тяжко жить"?
Или я что-то путаю?

23 февраля 2021 в 07:36

Жеманная гламурность, пустота и стремление ухватиться за поручни последнего вагона либероидного поезда, мотыляющего за горизонт. Быстрее бы скрылись ОНИ все!

Сегодня в 14:02

Земфира и Рената Литвинова живут вместе, сообщил инсайдер После недолгого затишья, слухи о лесбийском романе двух звезд вспыхнули с новой силой.
Только-только отношения Земфиры и Ренаты Литвиновой перестали волновать общественность, как культовые фигуры современного масскульта будто нарочно дали новый повод для сплетен. По словам источника, приближенного к режиссеру и певице, они живут на одной территории. - Я лично видел, какая обстановка в их совместном доме, - рассказал инсайдер, пожелавший остаться анонимным. Информация стала доступной благодаря социальной сети TikTok. Одна из поклонниц в видео стала высказываться на тему отношений Ренаты и Земфиры. В ответ на ролик она получила массу комментариев, некоторые из которых исходили непосредственно от очевидцев, приближенным к кругу общения звездных подруг. Впервые слухи об отношениях див поползли в 2005 году. Если Земфира всегда позиционировала себя в качестве одинокого человека, то Рената была замужем. Тем не менее, даже этот факт стал дополнительным козырем для приверженцев версии об интимной природе отношений между звездами. Гораздо позднее на прямой вопрос журналистов по поводу связи с Ренатой Земфира заявила, что ни о каком каминг-ауте не может быть и речи. - Рената — мое всё, - все же добавила певица. В ответ на это режиссер назвала подругу «самым важным человеком» и подчеркнула, что говорит это «как влюбленная женщина». - Не секрет, что романтичные песни Земфиры – почти все посвящены представительницам женского пола, - говорят фанаты певицы. - А уж сколько раз она адресовала их именно Ранате – просто не счесть. Год назад в фанатских сообществах и вовсе стали говорить о грядущей свадьбе подруг. Недавно у артисток заметили кольца – на «тех самых пальцах». Ранее LIVE24 сообщало о том, что именно думает сама Литвинова по поводу своих отношений с певицей. На YouTube-канале «Осторожно, Собчак!» вышло большое интервью с Ренатой Литвиновой. В нем режиссер и актриса рассказала об отношениях с певицей Земфирой.

Источник: https://live24.ru/kultura/34913-zemfira-i-renata-litvinova-zhivut-vmeste-soobschil-insajder.html
© Российское информационное агентство LIVE24

1.0x