пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 04 мая 2025
Авторский блог Сергей Ануреев 00:13 17 апреля 2025

Обновленная миграционная служба: умно, технологично, экономично

... как штрафы ПДД, сбор данных Росфинмониторинга, система "Антифрод" и данные операторов связи в Москве

Президент В.В. Путин подписал Указ "О совершенствовании государственного управления в сфере миграции", первый пункт которого говорит об образовании на базе Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан. Вторым пунктом Правительству РФ поручено представить уточнения по штатной численности и финансированию.

Для начала вспомним, что Федеральная миграционная служба (ФМС) была самостоятельной до 2016 года, когда была передана в штат МВД, и тогда же в ней работало 42 тыс. служащих. По данным Росстата в 2023 году было 2329 муниципальных образований верхнего уровня (районов, городских и муниципальных округов), то есть примерно 15–16 сотрудников ФМС на район, без учёта нескольких тысяч служащих центрального аппарата и региональных главков.

ФМС в её прежнем самостоятельном виде и в виде главка МВД занималась не только мигрантами, их регистрацией и контролем, но и паспортами и регистрацией российских граждан. Насколько довлеющим в работе ФМС был именно документооборот, указывает распределение категорий сотрудников: 17,5 тыс. государственных гражданских служащих, 13,5 тыс. сотрудников без статуса госслужащих и 11 тыс. сотрудников органов внутренних дел.

То есть только один из четырёх сотрудников мог работать по мигрантам оперативником, а три четверти в основном занимались документооборотом. На район в среднем приходится 12 человек на документооборот и 4 человека на оперативную работу. Хотя и эти условные 4 оперативника на район часть своего времени тратят на документооборот.

Если соотнести 8,5 млн мигрантов и 11 тыс. оперативников, то получится в среднем по 772 мигранта на одного оперативника, примерно по 3 на каждый рабочий день. Это кажется достаточным для контроля крупных работодателей мигрантов и мест компактного проживания, но достаточно ли это для выявления теневой занятости и незарегистрированного проживания?

Для сравнения, участковых в системе МВД около 47 тыс., с 15% некомплекта по данным на конец 2023 года, примерно по 20 человек в среднем на район, с учётом всех жителей района, а не только мигрантов. Ещё для сравнения, штатная численность Федеральной таможенной службы составляет 42 тыс. человек, которые работают на внешнем треке, только с товарами.

Представленные простые соотношения указывают на необходимость именно технологичной организации службы и её взаимодействия с другими главками МВД и ведомствами.

Первым таким решением является создание аналога системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Подавляющее число штрафов фиксируют видеокамеры, с технологичным формированием квитанции на штраф с фотоподтверждением нарушения. Более того, штрафы идут целевым образом на содержание МВД, вплоть до распределения конкретных сумм по региональным главкам. Такое распределение штрафов снизило и аварийность на дорогах, и мелкую коррупцию.

Статистика показывает, что в 2024 году водителям выписали 255 млн штрафов на 176 млрд руб., 93% которых было зафиксировано видеокамерами. В Москве выписали 43 млн штрафов, в Московской области — 42 млн штрафов, суммарно треть от всех штрафов по стране, поскольку именно эти два региона в лидерах по числу видеокамер.

В Москве в 2024 году насчитывалось 255 тыс. видеокамер, из которых 110 тыс. на подъездах, 22 тыс. во дворах, около 30 тыс. на дорогах (хотя некоторые ресурсы сообщают лишь о 6 тыс. камер, вероятно, только на ПДД без парковок). Помимо штрафов за нарушение ПДД, московские видеокамеры помогли в расследовании 10 тыс. преступлений, а также 608 тыс. административных нарушений в благоустройстве (сообщалось только об этих нарушениях).

Получающие российские паспорта уже не один год сдают биометрию. Мигранты пока сдают биометрию в рамках пилотного проекта в московских аэропортах и в Оренбургской области, с полным охватом всех регионов и пунктов пропуска к лету 2026 года. В московских аэропортах даже паспортный контроль въезжающих теперь автоматический, на основе предварительно сданной биометрии, её распознавания и считывания паспорта. Авиа- и железнодорожные билеты давно уже продаются с автоматической фиксацией паспортных данных и в основном по безналичной оплате.

Следующим и достаточно давним примером работы малым числом и большим умением является Росфинмониторинг, в котором насчитывалось всего 920 служащих в 2023 году. Эта служба по всей стране собирает данные о подозрительных транзакциях по широкому перечню критериев в различных организациях: банках, юридических, бухгалтерских и аудиторских фирмах, агентствах недвижимости и нотариальных конторах. Сбор и обработка данных ведётся с высочайшей степенью автоматизации как у предоставляющих данные, так и в самой службе.

Более того, Росфинмониторинг за более чем 20-летнюю деятельность не был замечен в утечке персональных данных или в каких-либо скандалах. При этом успехи в борьбе с некогда массовой и дешёвой обналичкой очевидны, как и незримые успехи в отлавливании транзакций террористов и экстремистов. Не будем проецировать на всех мигрантов важнейшую проблематику терроризма, но по части теневой занятости лидерство мигрантов очевидно. Опыт Росфинмониторинга по борьбе с обналичкой сродни выявлению теневой занятости мигрантов, а главное, намекает на возможность делать это технологично.

Третий вид поддержки технологичной работы обновлённой ФМС возможен по тематике недавно вступившего в силу закона о борьбе с телефонными мошенниками. К слову, у автора этой заметки три принятых поправки к этому закону во втором чтении, заранее представленных на страницах газеты "Завтра" и в Общественной палате РФ. У этого закона есть ряд важнейших элементов, а именно: ограничения на число сим-карт в одни руки и их передачу третьим лицам, организация государственной информационной системы с условным названием "Антифрод" (от англ. anti-fraud — "против мошенничества") с данными по картам и звонкам.

Современные системы распознавания голоса способны автоматически не только фиксировать иностранную речь и анализировать ключевые слова, но и вполне качественно переводить её на русский язык. Иностранная речь в телефонных переговорах и её распознавание — хорошее подспорье в работе Миграционной службы, в сочетании с грамотной автоматической обработкой звонков и доступом службы к результатам их обработки.

Дополнением к системе "Антифрод" является национальный проект "Экономика данных и цифровая трансформация государства". В августе 2024 года был принят закон о создании "госозера" данных (в упрощённом названии), где оговаривается, какую часть данных от операторов связи и интернет-сервисов будет собирать государство для своих целей. В рамках этого нацпроекта с 1 апреля начал действовать сбор с интернет-рекламы в размере 3%, а такая реклама во многом пытается быть адресной на основе наших с вами персональных данных по смартфонам и браузерам.

Правительство Москвы уже много лет покупает у операторов связи массивы больших данных. Более того, эти данные в обезличенном виде доступны бесплатно для предпринимателей на одной из страниц портала "Мос.ру", с помощью которых предприниматели могут оценивать потенциал торговли и услуг в конкретных локациях города, исходя из трафика и доходов горожан. Газета "Ведомости" ещё в 2019 году опубликовала заметку "Как мэрия Москвы следит за перемещениями горожан", которую важно процитировать: "Московские чиновники знают, где живут и работают, как добираются до работы, куда и когда ездят на дачу москвичи с точностью до 500 м и нескольких минут. Домом считается место, где человек регулярно ночует, работой — место, где человек проводит больше времени по будням с 10 до 17 часов. Если определить место проживания человека удалось, а место работы — нет, а человек перемещается по городу, считается, что у него разъездная работа. Если человек в будни въезжает в регион и выезжает из него, он считается трудовым мигрантом".

Таким образом, важно определить права доступа Миграционной службы к данным видеокамер, транзакций, операторов связи, наладить их технологичную обработку. Также необходимо штрафы за нарушение миграционного законодательства взимать во многом автоматически и направлять на финансирование этой службы.

1.0x