24 июля умерла Нина Андреева. Тихо ушла. Без завываний телеведущих и криков проплаченных блогеров. Кому интересны герои вчерашних дней, если они, конечно, не поп-звёзды, выдавившие из себя в 1990-х пару песенок, а потом — благополучно спившиеся? Если честно, я думала, что Андреевой давным-давно нет в живых. Ни слуху — ни духу.
Она — трагический персонаж эпохи Перестройки, притча во языцех, символ реакционных сил. Кто такая Андреева? Депутат, крупный хозяйственник, влиятельная журналистка-скандалистка? Нет. Интеллигентка-учёная. Работала преподавателем кафедры физической химии Ленинградского технологического института.
Но это имя в конце 1980-х всколыхнуло общественное мнение — началась откровенная и жёсткая травля. Высмеивание. Ярлыки. Улюлюканье. Что же случилось в разгар Ускорения и в пору Гласности? 13 марта 1988 года газета «Советская Россия» опубликовала письмо Андреевой «Не могу поступаться принципами». Спустя три недели оно было, как пишут словари: «...дезавуировано газетой «Правда» от 5 апреля в редакционной статье «Принципы перестройки: революционность мышления и действия». На что же покусилась дама-преподаватель — ей (по идее) заниматься бы наукой и не лезть в «процессы обновления»?
Андреева посмела сказать: «Нет», тогда как все орали: «Да!», а это самое трудное — быть одной против огромной идеологической машины, которая внезапно принялась клепать антисоветские чудо-лозунги. Андреева молвила «Нет!» разрушению и не включилась в тотальный карнавал. Идеологическая мода диктовала вторичное развенчание культа Сталина. Это сделалось важнейшей повесткой дня — ещё раз, уже символически выкинуть Кобу из Мавзолея.
В каждый третий фильм вставляли тему репрессий или «усатого подонка». (Зачем — непонятно, ибо впоследствии эта холопская и убожественная кампания по демонизации Иосифа Виссарионовича легла в основу молодёжного нео-сталинизма 1990-2010-х. Это из серии: «Ах, вы запрещаете? Так я буду петь!» Минусы обернулись жирными плюсами). Но не будем забегать вперёд и вернёмся в 1988 год.
Что же написала Андреева? Осторожное и взвешенное послание: «Вместе со всеми советскими людьми я разделяю гнев и негодование по поводу массовых репрессий, имевших место в 1930—1940-х годах по вине партийно-государственного руководства. Но здравый смысл решительно протестует против одноцветной окраски противоречивых событий, начавшей ныне преобладать в некоторых органах печати». То есть «главный враг перестроечных сил» обратилась к согражданам с банальной и выполнимой просьбой: отделить зёрна от плевел. Да, репрессии были, но невозможно мазать всю историческую память об СССР чёрным цветом с примесью кровищи.
Однако на тот момент все пребывали в угаре лживой новизны — грезили о пиццах и куклах Барби, учились торговать и отплясывали в кооперативных «варёнках» под хит певицы Сабрины 'Boys-boys-boys!' Читали в «Огоньке» разоблачительные опусы. Жадно приникали к телеэкрану, где юмористы высмеивали дикцию «дорогого Леонида Ильича». Все стали храбрыми и хлёсткими! По отношению к мёртвым львам. Все хором заговорили правду об ужасном Сталине, тупом Хрущёве и маразматичном Брежневе.
Нина Андреева отказалась участвовать в этих похабно-разухабистых актах ненависти. Она не смогла поступиться принципами — своими принципами, а не теми, что были в данный момент актуальны. Виктор Пелевин в одном из своих романов дивно охарактеризовал тогдашний мейнстрим: «По телевизору между меж тем показывали те же самые хари, от которых всех тошнило последние двадцать лет. Теперь они говорили точь-в-точь то же самое за что раньше сажали других, только были гораздо смелее, твёрже и радикальнее».
Можно не уважать мнение Андреевой и скептически относиться к советскому прошлому, но сам по себе факт, что женщина решилась в одиночку восстать «против» того, что ей активно навязывали — причём на государственном уровне — одно это достойно уважения.