В небе полнолуние,
Выйду в поле чистое,
Страшным голосом захохочу.
Закричу, завою - все равно никто не слышит
Как я любил тебя
Попытка слушать на новом альбоме Ложкина-музыканта через Ложкина-художника, пожалуй, обречена на провал. Тут нет хтонических алконавтов, зашуганных зайцев, обаятельных медведей и фирменных котов. Исключение только «Разноцветные люди», да и они ближе к ложкинским байкам, а не к обитателям Кобылозадовска. И от задорного буйства времён «Хомячка-мутанта» песни отличаются. Видимо, пришло время Ложкина-лирика - сумрачного, наблюдательного, пусть он по-прежнему скромничает по части своих талантов.
«Дюжина песен, посвященные любви, как процессу, как явлению, переживания от нехватки и последствия переизбытка оного чувства. В музыкальном плане - это гремучая смесь оглушительных какофонических звуков, сопровождающихся истерическим выкрикиванием всякой галиматьи. Не каждый сможет осилить и дослушать до конца. С другой стороны - там же и мелодические песнопения женскими приятными голосами. Это самое необычное творение этого музыкального ансамбля. В альбоме нет никаких шуток, иронии, никакого намека на юмор, все только суровое, хмурое и суперсерьезное, что аж сводит зубы, и хочется с разбегу удариться головой о стену. Вопли животных в брачный период, шум и грохот от падающих астероидов на спальные окраины городов, вой ветра, рев гитар и стон скрипки. Короче говоря, музыка не для всех», - аттестация от создателей «Во имя любви».
По названию сначала я предположил, что звучит привет блокбастеру двадцатилетней давности питерских товарищей из "Н.О.М" – "Во имя разума", однако Ложкин догадку не подвтердил. Факт, на пластинке скорее можно найти интонации, близкие, например, Фёдору Чистякову или Леониду Фёдорову. Что по-своему определяет настроение этого депрессивного путешествия за любовью.
Как и в случае с картинами – главное - идея песни. Хотя и музыканты приличные, также активно на альбоме проявляется голосистая всеобщая любимица Катя Косякова, а ещё звучит вокал Ирены Лясовской из группы "Видели!Знаем". Это второй альбом в формате "Вася Ложкин и какие-то люди", а всего у Ложкина в обозримом пространстве таковых насчитывается шесть, и это не считая ударных опусов под маркой "Эбонитовый колотун", которых хватило бы, как минимум, на отдельный DVD. На композиции Ложкин не скупится, возможно, следуя за любимым Томом Вэйтсом: «Единственной причиной, по которой стоит писать новые песни, является то, что ты устаёшь от старых».
Одиннадцать новых песен плюс вариация «Как я любил», доселе выходившая на сольнике "Крики лысого дурака". «Если прорвёшься через первые две песни, дальше хорошо пойдёт», - пожал плечами сам Ложкин. Хотя открывающая альбом "Душа" вполне тянет и на программную, и придаёт больший объём и суровым мужским темам, и разбитым девичьи грёзам. Музыкально Ложкин сотоварищи гребут широким бреднем - от альтернативного рока до городского романса. Как водится, не всё на пластинке обязательно, но есть и заведомые хиты вроде "Хочется любви", и скрытые фавориты, и тёмные лошадки.
Есть большой соблазн нащупать в альбоме заложенную структуру. Ибо песни альбома идут своим осмысленным порядком, порой переходя одна в другую или же имея зеркальное продолжение. Мало то, что есть неизбежные символические образы, но и какие-то гофмановские странности вроде "стеклянных глаз" переходят из песни в песню. Пластинка фактически завершается номером "Как я любил", ибо "Снег" и "Я хотел" - уже кода, послесловие.
"Во имя любви" - с одной стороны, почти трубадурская история, где много мистики и совсем нет плотской стороны, с другой – это самая натуральная любовь в эпоху постмодерна, где, чтобы прорваться к реальному, порой приходится идти напролом. Ну а лицедейство, картинные страсти - лишь правила игры.
Как некогда изрёк Пётр Николаевич Мамонов (и эти строки вполне могут быть эпиграфом к альбому):
Любовь - это болезнь.
Любовь - такая страшная болезнь.
Я, наверное, возьму больничный лист