В самом начале 1918 года бывший «верховный главноуговаривающий». Александр Керенский нелегально вернулся в Петроград. Вот прямо с Финляндского вокзала он пришёл на квартиру к своей тёще (9-я Рождественская). А это, на минуточку, очень близко к Смольному. В марте, вслед за Совнаркомом, Александр Фёдорович перебрался в Москву.
Как-то уж очень отважно ведёт себя Керенский - и будто не боится. И бежит не от Ленина, но за Лениным. А, может быть, за Троцким?
Тут надо особо подчеркнуть, что весна 1918 года - это время весьма переломное - в том числе, и в плане внешнеполитической ориентации РСФСР. Даже и Брестский мир не привёл к окончательному дистанцированию от Антанты. И нарком иностранных дел Троцкий как раз активнейшим образом отстаивал необходимость союза с западными демократиями.
«Демон революции» упорно лоббировал идею союза РСФСР и Антанты, причём, на весьма непростых для России условиях. Нарком был готов на то, чтобы обеспечить англо-французам контроль над железными дорогами, предоставить им порты Мурманска и Архангельска - с целью ввоза товаров и вывоза оружия, разрешить допуск западных офицеров в Красную Армию. Более того, «демон революции» предлагает осуществить интервенцию (!) Антанты в Россию - по приглашению самого Советского правительства. Данное предложение неоднократно и вполне официально обсуждалась на заседаниях ЦК. И в последний раз обсуждение произошло 13 мая 1918 года.
Троцкий уже откровенно выступал за войну на стороне Антанты – 22 апреля он заявил, что новая армия нужна Советам «специально для возобновления мировой войны совместно с Францией и Великобританией против Германии». На подобную «просоветскую» интервенцию очень надеялись многие деятели Антанты, и в этих надеждах их поддерживали западные представители в РСФСР. Так, британский шпион и дипломат Брюс Локкарт считал необходимым заключить с большевиками детально разработанный договор и «доказать им делами, что мы готовы, хотя и не поддерживая напрямую существование Советов, не бороться с ними политическим путём и честно помогать им в трудно начинающейся реорганизации армии».
Пробный шаг был сделан уже 2 марта - тогда Мурманская народная коллегия, являвшаяся коалиционным (Советы, земства и т. д.) органом местной власти и возглавлявшаяся сторонником Троцкого А. Юрьевым, «пригласила» в город две роты солдат английской морской пехоты. Сделано это было по благословению самого наркоминдела, который телеграфировал, категорически требуя: «Вы обязаны незамедлительно принять всякое содействие союзных миссий». На следующий день английские военные моряки в количестве 150 человек вошли в город. К началу мая иностранных солдат будет уже 14 тысяч человек. (К слову, из России Керенский выбирался именно через Мурманск.)
Через три дня, 5 марта Троцкий официально встретился с английским и американским представителями – Локкартом и Р. Робинсоном. На встрече он объявил о том, что большевики готовы принять военную помощь Антанты. А 11 марта, во время проведения IV съезда Советов, президент США Вудро Вильсон прислал телеграмму, в которой обещал РСФСР всемерную поддержку в деле «защиты» её суверенитета – ясно от кого. Но политические весы уже слишком сильно склонились на сторону «германофила» Ленина. И от помощи демократий, в конечном итоге, отказались. Троцкий же в скором времени был снят со своего поста, который занял Георгий Чичерин - во многом симпатизирующий Германии. Льва Давидовича направили руководить РККА.
Вот ещё один «моментик». Некоторое время наряду с Красной Армией в Советской России существовала ещё и «Народная армия», на что обратил внимание Сергей Миронов в своём исследовании «Гражданская война в России» (М., Вече, 2006). Командир Латышской стрелковой дивизии Иоаким Вацетис вспоминает: «Основное ядро московского гарнизона составляли войска так называемой Народной армии, формировавшейся специально для возобновления мировой войны совместно с Францией и Англией против Германии. Войска эти считались аполитичными, составленными на контрактовых началах. Формированием их ведал высший военный совет под председательством Л. Троцкого, при военном руководителе Генштаба М. Д. Бонч-Бруевиче. Войска эти были расположены в Ходынском лагере… Вождём действующей против Германии армии называли Троцкого. С Францией и Англией Троцкий и его военный представитель (Бонч-Бруевич) вели переговоры о будущих планах совместных действий…»
(Показательно, что в 1917 году и. о. главкома генерал Николай Духонин, предлагал создать совершенно новую - «Русскую народную армию». Предполагалось, что она будет сформирована на добровольческой основе, причём финансировать проект должны были Англия и Америка. Керенский Духонина поддержал и принял его предложение. Тем самым он обрёк Россию на полную утрату своего суверенитета – в пользу стран западной демократии.)
Можно предположить, что Керенский знал о всех инициативах и надеялся на проантантовскую корректировку внешнеполитического курса РСФСР. Безусловно, она означала бы и корректировку внутриполитическую. Тогда вполне мог бы понадобиться социалист Керенский.
Он - и Троцкий - агенты влияния западных демократий. Так что - всё логично. И позднее будут вот такие любопытные пересечения: «Нельзя не отметить, что мысль об использовании Троцкого в борьбе против СССР в этот период возникала не только у политиков Англии и Франции. В декабре 1939 г. Государственный совет Финляндии, например, открыто обсуждал вопрос о формировании русского альтернативного правительства во главе с Троцким или А.Ф. Керенским». (Олег Вишлёв. «Накануне 22 июня 1941 года». - М.: Наука, 2001)*
Само собой, Финляндия, находившаяся в орбите Англии и Франции, не могла придти к таким планам самостоятельно. Тут был некий расчёт «демократического» Запада.
К слову, Троцкий выступал за то, чтобы индустриализации СССР опиралась бы именно на глобальную капиталистическую систему. В 1932 году «Бюллетень» оппозиции опубликовал статью Троцкого «Советское хозяйство в опасности». Там можно прочитать такие строки: «Импортный товар в один червонец может вывести из мёртвого состояния отечественную продукцию на сотни и на тысячи червонцев. Общий рост хозяйства, с одной стороны, возникновение новых потребностей и новых диспропорций, с другой, неизменно повышают нужду в связях с мировым хозяйством. Программа «независимости», т. е. самодовлеющего характера советского хозяйства, все больше раскрывает свой реакционно-утопический характер. Автаркия - идеал Гитлера, не Маркса и не Ленина».
И здесь Троцкий предстаёт самым настоящим рыночником, утверждая: «План проверяется и, в значительной мере, осуществляется через рынок. Регулирование самого рынка должно опираться на обнаруживаемые через его посредство тенденции».
Ну, и, конечно, связывала обоих деятелей общая принадлежность к масонству. Керенский - ну, тут общеизвестно - генеральный секретарь Верховного совета (меня всегда «забавляла» эта должность) Великого Востока народов России. С Троцким вроде бы всё посложнее, хотя можно с полной уверенностью утверждать - был, состоял, участвовал. В этом плане весьма ценную информацию приводит участник берлинской ложи «Великий Свет Севера» С. А. Соколов. В своем письме (12 марта 1932 года) «мастеру» А. К. Элухену он разбирает список лиц, которых крайне правые эмигранты из России относили к масонам: «Как показывает анализ, список составлен по следующему рецепту. Там имеется известное количество подлинно масонских имён, к ним добавлены различные имена эмигрантских деятелей и лиц, не принадлежащих к масонству, и все это сдобрено именами виднейших большевиков, умерших и живых: Ленина, Янкеля Свердлова, Максима Горького, Зиновьева... Мы решительно и категорически заявляем, что все упомянутые большевики к масонству (тем паче русскому) не принадлежат и не принадлежали. В этом смысле есть только одно исключение... Троцкий был некогда...рядовым членом одной из французских лож, откуда согласно Уставу был механически исключён за переездом в другую страну без извещения и за неуплату обязательных сборов».
Но вот хороший вопрос -действительно ли Троцкий перестал быть масоном? Анализируя обстоятельства его исключения, историк Олег Соловьев обращает внимание на то, что «неуплата сборов влечёт обычно не исключение, но т. н. радиацию, или временное отстранение нарушителя от занятий в ложе до погашения задолженности, когда все его права восстанавливаются. Отсюда вытекает, что Троцкий оставался масоном с возможным обретением помощи и содействия посвящённых в решении своих дел». («Русские масоны». - М., Эксмо, 2007)
* О. Вишлёв приводит следующие данные, касающиеся западно-«демократических» планов на «демона революции»: Приведем выдержки из двух документов, хранящихся в Политическом архиве Министерства иностранных дел ФРГ.
Германский консул в Женеве сообщал в отдел военной разведки внешнеполитического ведомства в Берлине:
«Германское консульство
Женева, 8 января 1940 г.
К №62
...В связи с изложенными в предыдущих сообщениях сведениями о концентрации войск (англо-французских. — О.В. ) в Сирии, вероятно, будут представлять интерес также следующие сообщения и слухи, которые переданы сюда агентами из Франции и Женевы. Согласно им Англия намерена нанести внезапный удар не только по русским нефтяным районам, но и попытается одновременно лишить Германию на Балканах румынских нефтяных источников.
... Агент во Франции сообщает, что англичане планируют через группу Троцкого во Франции установить связь с людьми Троцкого в самой России и попытаться организовать путч против Сталина. Эти попытки переворота должны рассматриваться как находящиеся в тесной связи с намерением англичан прибрать к рукам русские нефтяные источники.
Крауэль»
Несколько дней спустя на стол министру иностранных дел Германии И. фон Риббентропу оберфюрер СС Р. Ликус, ведавший в «личном штабе» министра обработкой информации, поступавшей по агентурным каналам, положил следующее агентурное донесение поступившее из Женевы:
«Об английских планах относительно нарушения снабжения нефтью Германии и России из Женевы секретно сообщают:
Английская сторона хочет предпринять попытку отрезать русских от нефтяных источников и одновременно намерена в той или иной форме воздействовать на Румынию и, вызвав конфликт на Балканах, лишить Германию поставок нефти. Отрезав СССР и Германию от нефти... (англичане. — О.В.) надеются быстро и радикально решить проблему; предполагается, что в резко ухудшившихся условиях эти страны перейдут к открытой борьбе друг против друга...
Далее английской стороной будет предпринята попытка мобилизовать группу Троцкого, то есть IV Интернационал, и каким-то способом перебросить ее в Россию. Агенты в Париже сообщают о том, что Троцкий с помощью англичан должен будет вернуться в Россию, чтобы организовать путч против Сталина. В каком объеме эти планы могут быть осуществлены, отсюда (из Женевы. — О.В.) судить сложно.
Берлин, 17 января 1940 г. Л[икус]» (Ук. соч.)
«Левый уклон и западный капитал»
«Левые евразийцы и «троцкисты-бухаринцы»
«Странный триумвират: Савинков, Красин и Рейли»
«Германо-большевистский альянс и путч против Ленина»
«Ленинский «либерализм», советизация Грузии и социал-демократия»