Авторский блог Андрей Фефелов 00:00 1 октября 2015

Свето-тинктура Москвы

В эти дни, когда в Москве проходит Пятый международный фестиваль "Круг света", отчетливо понимаешь, что культура — это система проекций… В различных районах столицы, среди осенних сумерек вдруг вспыхивают и гаснут фантастические миры, созданные устроителями световых шоу. Эти зрелищные развлекательные программы, превращающие архитектуру города в грандиозные живые картины, напоминают порой мистериальные действа какой-то странной футуристической религии.

В эти дни, когда в Москве проходит Пятый международный фестиваль "Круг света", отчетливо понимаешь, что культура — это система проекций… В различных районах столицы, среди осенних сумерек вдруг вспыхивают и гаснут фантастические миры, созданные устроителями световых шоу. Эти зрелищные развлекательные программы, превращающие архитектуру города в грандиозные живые картины, напоминают порой мистериальные действа какой-то странной футуристической религии. Распадающийся и громоздящейся кубический город с картин Аристарха Лентулова — неожиданно ворвался в современную Москву. Вытеснил повседневную скуку с запруженных транспортом улиц. Пророс красочным сложным кристаллом сквозь привычные миры знакомых строений. Светоархитектурные технологии находятся в колыбели своего развития. Цивилизация только подходит к этому таинственному и многообещающему стилю, главным инструментом которого является световая проекция. Отрадно, что первые шаги к освоению потрясающих возможностей сопряжения света с архитектурной средой делаются на московской земле. Сам факт существования этого фестиваля плюс уникальная система ночной подсветки центра города — выводит Москву в авангард данного направления. При помощи мощных прожекторов строятся и "запускаются" в вечернее пространство статические и динамические композиции, позволяющие трансформировать или даже "взрывать" существующие формы и объемы. Световому лучу доступны любые поверхности, и он готов к любым превращениям. При помощи луча очень зримо, очень эффектно, очень отчетливо меняется мир. И происходит это мгновенно, как в волшебной сказке. Именно этот эффект мгновенности превращений создает впечатление магии. Это и есть архитектура будущего!

Теоретики будущего предполагали, что новый архитектурный всплеск будет связан с открытием каких-то новых уникальных материалов, позволяющих строить доселе невиданные формы и конструкции. Футурологи человечества ожидали прихода новых социальных систем, которые навсегда изменят облик городов и поселков. Однако ни того ни другого не случилось. История архитектуры соскользнула в область нематериального, эфемерного, светового. Архитектура вдруг стала каскадом иллюзий, калейдоскопом проекций, игрой света и тени.

Да, принцип проекций лежит в основе литературы, музыки и живописи. Принцип трансляции образов и стилей явлен и в архитектуре. Однако именно световая технология довела его до предельного воплощения.

В эти дни в городе возникает новый произвольный ландшафт, исполненный каких угодно смыслов и аллюзий. При помощи проекторного луча можно легко и свободно воздействовать на сознание. И для этого не надо строить новые грандиозные шедевры. Достаточно любой цельной поверхности, играющей роль колоссального экрана. Думаю, работники луча и экрана отлично понимают свою силу, отдают отчет в возможностях нового искусства. Однако теория этого метода еще не разработана, практика находится на стадии экспериментальных разработок.

Световая мистерия, происходившая в эти дни вокруг Министерства обороны на Фрунзенской набережной — это лишь предвестие нового стиля: свето-тинктуры, в основе которой лежит идея преображения пространства, что напоминает алхимические опыты по изменению свойств металлов. Этот фестиваль — маленькое зёрнышко, из которого вырастет огромная культурно-эстетическая тенденция, которая, естественно, не ограничится праздничными днями фестивальной жизни. Эти принципы прорастут в действительность и будут действовать отныне постоянно — в городе, в храме, в интерьере…

24 марта 2024
28 марта 2024
1.0x