Сообщество «Посольский приказ» 09:31 10 июня 2021

На нет и суда нет

Хартуму необходимо определиться

Государства утверждаются не в галлонах пролитой крови или бесконечных сменах режимов, а в соблюдении своих обязательств. Переменчивость политической повестки, постоянные вихляния от востока к западу и наоборот – это, к сожалению, грустная тенденция современной африканской государственности. Из свежих примеров – Судан, чьё новое правительство, пришедшее в апреле 2019 года на смену засидевшемуся целое тридцатилетие «президенту» Омару аль-Баширу, цинично отрекается от России, как от своего союзника.

За первую июньскую неделю Судан склонился в сторону отказа от соглашений, заключённых в декабре 2020 года и предусматривающих аренду Россией порта на берегу Красного моря, а также строительство пункта материально-технического обеспечения нашего военно-морского флота. 1 июня в интервью телеканалу Blue Nile начальник суданского Генштаба Мухаммад Усман аль-Хусейн заявил, что соглашение об аренде было подписано при прежнем режиме, не ратифицировано законодательным органом страны и, следовательно, не обязательно к исполнению. Значит ли это, что, будучи свергнутым в апреле 2020 года, прежний «президент» Омар аль-Башир управлял дипломатией целой страны аж до декабря того же года, когда и было заключено соглашение? Или у государств тоже случаются раздвоения личности?

Тем не менее, надо отдать должное начальнику Генштаба аль-Хусейну хотя бы потому, что он внятно артикулировал будущее направление политики своей страны: «Ранее Судан вынужден был ограничиваться военным сотрудничеством с Россией и Китаем, но в нынешнюю эпоху мы можем сотрудничать с Америкой и странами Запада». Это «можем сотрудничать с Америкой» стоило Хартуму многого: чтобы выйти из списка стран, спонсирующих, по мнению США, международный терроризм, Судан был вынужден позорно признать за собой поддержку "Аль-Каиды*, организацию взрывов у посольств США в Кении и Танзании в конце 1990-х годов, участие в подрыве американского эсминца "Коул" осенью 2000 года. В качестве индульгенции новое правительство Хартума выплатило компенсацию семьям жертв перечисленных террористических актов на сумму в 335 млн долл. Обелив своё имя в глазах западной общественности, Судан мгновенно взял заём в 1 млрд долл. у США в счёт погашения накопленных задолженностей перед Всемирным банком. Однако откуда у Судана такие долги?

С 1990-х годов Вашингтон оказывал мощное экономическое давление на Хартум: наложение санкций, лоббирование исключения Судана из международной экономической системы – всё это привело к коллапсу правительства. Строго говоря, новый режим Судана кормится с рук государства, обрёкшего страну на двадцатилетие нищеты. Для США, в свою очередь, в Судане возникает перспектива строительства ещё одной военной базы на берегу Красного моря, ведь юго-восточней, в Джибути американцам тесно: в некомфортной близости – военные базы Китая, Франции, Японии и Италии. Там за Суэцким каналом и, что важней, за самими американцами приглядывают пристально. Решающим становится и экономический фактор: за аренду базы в Джибути США регулярно выплачивают десятки миллионов долларов, а возможный плацдарм в Порт-Судане, естественно, будет дешевле, да ещё и ближе к Суэцкому каналу. Можно предположить, что увеличившийся американский контингент станет суровей «оберегать» главный морской путь азиатско-европейской торговли. Соответственно, чтобы присутствие США на Красном море не превратилось в гегемонию, российская база морского флота могла бы выступить основанием будущего паритета востока и запада. В довершение к тому наша база на Красном море – это возвращение русского матроса на просторы Индийского океана, укрепление связи отечественных черноморского и дальневосточного флотов.

По факту, Хартум своим отказом от соглашения с Россией об аренде порта лишается союзника, способного оберегать целый регион от нападок сомалийских пиратов и регулярных выступлений сепаратистов. Логичным продолжением разрыва отношений будет и аннулирование контрактов РЖД и Росатома о развитии инфраструктуры Судана. Сотни рабочих мест, обмен технологиями и опыт взаимодействия – всё это будет потеряно Хартумом в его в попытках угодить США.

И всё-таки Россия будет пытаться налаживать диалог с Суданом: в то время, как пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби на брифинге журналистов 3 июня риторически уклонялся от каких-либо комментариев о дальнейших шагах в отношении Судана, МИД РФ в лице замглавы Михаила Богданова и пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова подтвердили, что переговоры по пересмотру соглашения об аренде порта будут вестись. Собственно, ситуация с Суданом показательна и тем, что внешняя политика России начинает распространяться дальше Ближнего Востока и затрагивает Африку. С Хартумом, независимо от его прозападной риторики, Москва готова как к диалогу, так и к сотрудничеству.

Судану необходимо определиться: присмиреть и насаждать чуждую демократию в ущерб собственному суверенитету; снова стать очередным колониальным сателлитом, чья история будет составляться из, возможно, неоднократных смен одной военной хунты на следующую? Или стать поистине независимым государством, последовательным в своих решениях, выполняющим свои обязательства? Какой бы путь Судан не избрал, хочется надеяться, что в будущем Красное море не окажется ещё солонее из-за пролитой крови.

* запрещённая в РФ террористическая организация

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x