Сообщество «Форум» 19:43 1 июля 2020

Ссора КНР с Индией грозит отразиться на Российской Федерации?

Выкладки экономистов говорят о том, что от разрыва импортно-экспортных связей больше пострадает Республика Индия: она для КНР – сравнительно небольшой партнёр, а КНР для Республики Индия – значительный

двойной клик - редактировать изображение

1. Кровопролитная стычка между китайскими и индийскими пограничниками вызвала переполох в мире. Подобного на границах двух государств не было уже 45 лет, и явных причин для обострения сейчас как будто бы тоже нет. Но это только если ориентироваться по новостям. Однако стоит взять карту и учебник истории – и всё встаёт на свои места: КНР продолжает неумолимо расширяться во все стороны, и пока не нашлось силы, способной его удержать.

двойной клик - редактировать изображение

Информация о китайско-индийском инциденте поступает противоречивая, поэтому картину произошедшего можно восстановить лишь приблизительно. В индийской союзной территории Ладакх (или Ладак, тиб. ལ་དྭགས་, Вайли la dwags, хинди लदाख, урду لدّاخ‎) – исторической и географической области – протекает река, которую европейские СМИ называют Галван (англ. Galwan River) или Цзялэвэньхэ (кит. упр. 加勒万河, пиньинь Jiālèwàn hé, палл. Цзялэвань хэ), – река на спорном участке границы между Республикой Индия и КНР. Вдоль её восточного берега тянется горный хребет. Индийские пограничники считают, что линия разграничения между Республикой Индия и КНР (граница не демаркирована) проходит по вершинам этого хребта, а китайские пограничники – что по реке. Из-за этого индийские патрули время от времени перебираются через реку, чтобы обозначить своё присутствие на западном склоне этого горного хребта, что нервирует китайских пограничников. 15 июня 2020 года, судя по сообщениям индийской стороны, китайские пограничники устроили засаду на индийский патруль. 20 индийских пограничников были избиты металлическими дубинками, а затем сброшены в пропасть. Китайские пограничники якобы применили поистине восточное коварство: когда на месте появились индийские поисковые отряды, на них с помощью экскаваторов были направлены потоки горных рек.

двойной клик - редактировать изображение

2. Чтобы был понятен географический и исторический контекст происходящего, нужно сказать, что к северу от Ладакха находится бывший штат Джамму и Кашмир (догри जम्मू और कश्मीर, урду جموں اور کشمیر‎, ладакх. ཇ་མུ་དང་ཀ་ཤི་མིར།, англ. Jammu and Kashmir) на севере Республики Индия, в котором компактно проживают мусульмане. Время от времени они заявляют о намерении провозгласить независимость от Индии, к тому же на территорию Кашмира открыто претендуют как Исламская Республика Пакистан, так и КНР. Бывший штат Джамму и Кашмир был расположен в Гималайских горах. Он граничил с КНР на востоке, штатами Химачал-Прадеш и Пенджаб в Республике Индия на юге, с Исламской Республикой Пакистан на западе и на севере. Полная или частичная принадлежность этой территории бывшего княжества Джамму и Кашмир Республике Индия оспаривается как Исламской Республикой Пакистан, так и КНР. В Исламской Республике Пакистан контролируемую Республикой Индия часть бывшего княжества Джамму и Кашмира считают оккупированной территорией, а контролируемая Исламской Республикой Пакистан часть бывшего княжества Джамму и Кашмир разделена на самую южную административную единицу Азад Кашмир (урду آزاد جموں و کشمیر‎, буквально «Свободный Кашмир», официально также Азад Джамму и Кашмир) – де-факто являющуюся частью Исламской Республики Пакистан, хотя официально признаётся Исламской Республики Пакистан в качестве самоуправляемой территории со своим правительством – и самая северная административная единица Гилгит-Балтистан ((урду گلگت بلتستان‎, англ. Gilgit-Baltistan), до 2009 года Северные Территории (урду شمالی علاقہ جات‎, англ. Northern Areas)). КНР, в свою очередь, оккупирует малонаселённый, но стратегически важный район Аксайчин (кит. трад. 阿克賽欽, упр. 阿克赛钦, пиньинь Ākèsàiqīn, уйг. ак сай «белый овраг», хинди अकसाई चिन, урду اکسائی چن‎) – регион, расположенный на границе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, Исламской Республикой Пакистан и Республикой Индия (эта территория управляется КНР, но оспаривается Республикой Индия, которая включает этот регион в союзную территорию Ладакх), а также часть высокогорных территорий в штате Ладакх. С китайской же стороны к зоне конфликта примыкают земли, входившие в некогда независимую теократию Тибет, которую в 1951 году поглотила КНР. Тибет (тиб. བོད་, Вайли bod) в период с момента распада Империи Цин в 1912 году и до утверждения в Тибете власти КНР в 1951 году – государство на территории Тибетского нагорья. Несмотря на то, что на протяжении этого периода Тибет существовал де-факто как независимое теократическое государство, возглавляемое Далай-ламой, де-юре международно-правовой статус Тибета в этот период является предметом споров.

На этом фоне неудивительно, что индийская общественность воспринимает случившееся как реальную угрозу – китайский дракон явно показывает когти. Но что можно сделать в такой ситуации? Воевать Республике Индия с КНР?

3. Американские СМИ стали писать, что Республике Индия придётся теперь расширить военное сотрудничество с Пентагоном. Российские СМИ сообщают, что Республика Индия будет покупать больше оружия у Российской Федерации и якобы уже попросила ускорить поставки российской зенитной ракетной системы большой и средней дальности, зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» (первоначально – С-300ПМ3, индекс УВ ПВО – 40Р6, по кодификации Министерства обороны США и NATO – SA-21 Growler, буквально «Ворчун»). Но могут ли повлиять на позицию КНР российские зенитные комплексы или американские военные советники? Особенно если учесть, что у КНР также достаточно оружия, включая ядерное. Примечательно, что китайские пограничники даже не используют технику, они захватывают территорию с дубинками в руках. А что будет, начнись полномасштабный конфликт? В итоге индийцам остаётся надеяться, что китайцы успокоятся, добравшись до берега реки. Вот только история даже Российской Федерации показывает, что на этом китайцы вряд ли остановятся: аппетит, как и положено, навещает даже и дракона во время еды.

двойной клик - редактировать изображение

Российская Империя (а затем уже и Российская Федерация) уже более 100 лет вынуждены были уступать Империи Цин (а затем уже и КНР, соответственно) всё новые и новые земли. В 1881 году Российская Империя под угрозой войны вернула Империи Цин большую часть Илийского края (остатки которого впоследствии вошли в Алма-Атинскую область, а в настоящее время принадлежат Республике Казахстан). Но тогда Империи Цин хотя бы выплатили денежную компенсацию Российской Империи. В 1991 году КНР уже без всяких выплат получила остров Даманский, который в 1969-м году неудачно пыталась взять силой у СССР. Ведь уже «наступили конвергенция», «перестройка» и «новое мышление». А вместе с островом Даманский КНР тогда же также получила ещё 600 небольших островов на реках Амур и Уссури. В 1995 году КНР выцыганила уже у Российской Федерации 1500 гектаров приграничных земель, а в 2005-м году в качестве финального подарка за демаркацию границ между Российской Федерации и КНР – имеющие стратегическое значение речные острова Большой Уссурийский и Тарабаров, входящие в территорию Муниципального образования «Город Хабаровск», и речной остров Большой в Амурской области. На реке Галван тоже есть острова, так что притязания КНР к Республике Индии могут продолжаться ещё не одно десятилетие.

В настоящее время российская дипломатия оказалась в трудной ситуации. Обе государства – важные торговые партнёры Российской Федерации. Российская власть рассчитывает, что КНР станет крупным рынком сбыта газа, и специально под это построила магистральный газопровод «Сила Сибири» для поставок природного газа из Республики Саха (Якутия) в Приморский край и государства Азиатско-Тихоокеанского региона (совместный проект российской транснациональной энергетической компании ПАО «Газпром» и крупнейшей китайской нефтегазовой компанией «Китайская национальная нефтегазовая корпорация (кит. 中国石油天然气集团公司, официальное английское наименование China National Petroleum Corporation, CNPC) и проектируемый магистральный газопровод «Сила Сибири – 2» (ранее – «Алтай») между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе КНР, который там может соединиться с китайским газопроводом «Запад – Восток», по которому природный газ дойдёт до Шанхая – города центрального подчинения КНР. Республика Индия же – один из крупнейших покупателей российского вооружения: в 2019 году портфель заказов российской государственной компании, единственного в Российской Федерации государственного посредника по экспорту и импорту всего спектра конечной продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения, АО «Рособорон­экспорт» в этом государстве составлял 10 млрд. $. Как бы азиатские гиганты не начали выставлять Российской Федерации условия по сотрудничеству с каждым из них! Ситуация на это уже очень похожа. Потому вся надежда на то, что в ближайшее время КНР направит все усилия на окончательное пожирание и рассасывание Сянгана (Гонконга). По сравнению с пустынным ущельем в Гималаях это – действительно лакомый кусок для КНР. И тягаться за него придётся с США, что потребует самых различных и значительных ресурсов. Так что у Республики Индия и Российской Федерации, возможно, будет время, чтобы перевести дух. И освоить приёмы рукопашного боя за свои территории, а то невольно вспоминаются слова бывшего 10-го советника президента США по национальной безопасности (20 января 1977 года – 20 января 1981 года) Збигнева Казимира (Казимежа) Бжезинского (пол. Zbigniew Kazimierz Brzeziński, 28 марта 1928 года, столичный город Варшава, Центральные воеводства, Польская Республика (ныне – Варшава, Варшавская гмина, Варшавский повет, Мазовецкое воеводство, Республика Польша) – 26 мая 2017 года, независимый город Фолс-Черч, содружество Виргиния, США Варшава, Варшава, Первая Польская Республика – 26 мая 2017 года, Фолс-Чёрч, Фэрфакс, Виргиния, США): «Россия – это вообще лишняя страна» (англ. "Russia is an unnecessary country").

двойной клик - редактировать изображение

4. В Республике Индия спонтанно возникли «народные санкции». Индийцы стали отказываться от покупки китайских товаров, более того, некоторые показательно выбрасывали исправную бытовую технику. Активисты потребовали запрета ресторанов с китайской едой и даже полного импортозамещения. Но выкладки экономистов говорят о том, что от разрыва импортно-экспортных связей больше пострадает Республика Индия: она для КНР – сравнительно небольшой партнёр, а КНР для Республики Индия – значительный.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x