Информация о том, что российская экономика по итогам апреля 2015 года сократилась в годовом исчислении на 4,2% против 2,7% в марте, а также снижение Росстатом оценок экономического падения с 1,9% до 2,2% по итогам первого квартала вызвали целый шквал торжествующих злорадных комментариев со стороны "либеральной оппозиции": мол, мы предупреждали, что расплата за "Крымнаш" будет неизбежной и жестокой, что "Запад нам поможет", а "петроэкономика" путинской России не выдержит испытания санкциями — и вот он, результат, рецессия не просто началась, а углубляется с каждым месяцем, так что прогнозы МВФ о падении российской экономики на 4,8% в текущем году сбудутся с перевыполнением. Банк России, которым управляет Эльвира Набиуллина, не только снизил свою ключевую ставку с 12,5% до 11,5%, но и назвал возможное "дно" падения на глубине 5,7% ВВП в 2015 году. При этом, говорят "центробанкиры", инфляция составит 10,8%, уровень безработицы поднимется до 6,5%, а реальные доходы населения упадут на 14,5%. По данным Минэкономразвития, налицо снижение выпуска обрабатывающих производств, грузооборота транспорта, торговли и строительства, добычи полезных ископаемых, а также снижение объема налогов на импорт и продукты. Росстат указывает на опережающие темпы падения в оптовой и розничной торговле, ремонте транспорта и бытовых изделий (на 7,6%); в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (6,9%), а также в секторе рыболовства и рыбоводства (6,8%). Падает как экспорт (на 31,1%), так и импорт (на 35,6%), с резким сокращением положительного внешнеторгового сальдо.
Пик экономического спада теперь ожидается во II и III кварталах текущего года, после чего, по прогнозам чиновников и экспертов, начнется медленное и избирательное восстановление… "Во втором квартале ситуация будет статистически хуже, чем в первом, потенциал снижения еще существует. Но, думаю, вторым кварталом все ограничится. В целом, думаю, ситуация будет лучше, чем в прогнозе. Спад будет меньше 2,8%", — утверждает, например, глава МЭР Алексей Улюкаев. Но и эти прогнозы зависят от мировых цен на нефть: 70, 40 или меньше долларов будет стоить "бочка", от наших властей никак не зависит.
Конечно, всё это так, но падение реального сектора отечественной экономики вызвано не столько западными санкциями, сколько "санкциями" Центробанка России, в конце прошлого года установившего фактически запретительные ставки по рублевым кредитам при сохранении "свободного курса" национальной валюты и неограниченных обменных операциях.
Таким образом "ударив" по валютным спекулянтам, Набиуллина и Ко фактически "убили" всё кредитование реального производственного сектора в России. Что, в условиях полного отсутствия альтернативных инвестиций, прежде всего — государственных, и привело к наблюдаемому результату. Как спрашивал некогда кадет Милюков, "что это, глупость или предательство"? Ведь в результате Центробанк сыграл на руку не президенту и правительству России, а санкциям Запада, эффективность которых без такой мощной поддержки со стороны российского эмиссионного центра практически оказалась бы равной нулю. Недаром известная поговорка гласит: "Господи, избавь меня от таких "друзей", а уж с врагами я как-нибудь сам справлюсь".
Тем не менее, финансовая политика Набиуллиной находит полное понимание и поддержку в Кремле — по причинам, очевидно, далеким от национальных и близких к корпоративным и личным интересам. Так сказать, полная "приватизация прибылей и социализация убытков" в современном общероссийском варианте. Кому война, а кому и мать родна. Кому кризис, а кому и профит. Вот что пишет, например, о "банковском бизнесе" в современной России известный экономист Владимир Семёнов: "валютный рынок РФ создавался для "внутреннего потребления". Структура его в 90-е гг. отличалась непритязательностью: один крупный монопольный продавец и покупатель (ЦБ РФ) и внимательно отобранная (в основном тем же ЦБ) группа "системообразующих" банков и организаций. На таком рынке предложение товара (валюты) контролируется, спрос прогнозируется и фактически еще до открытия торгов становится известен ЦБ. Спланированные объемы валютных интервенций позволяют установить стоимость доллара в рублях. Но почему такую, столь далеко оторванную от ППС? Трудно не поверить, что действия ЦБ, направленные на занижение курса доллара, носили целевой характер. Всплески спроса на валюту мгновенно гасились выбросом долларов из государственных валютных резервов. ЦБ раздавал валюту коммерческим банкам, скупая дешевеющие инфляционные рубли за самую твердую в мире валюту. Происходила перекачка валютного запаса страны в хранилища коммерческих банков. Простейший расчет. Цены в 1995 г. выросли в 2,3 раза, а доллар подорожал только на 30%. Это означает, что купив за доллары товар в январе, продав его в конце декабря за рубли и снова купив на них долларов, торговый посредник станет богаче в 2,3:1,3=1,77 раза. И это — в долларовом эквиваленте. Т.е. доходность операции — 77% годовых в USD!" Надо понимать, что за последние 20 лет эта "норма прибыли" существенно не изменилась.
Как там писал Томас Даннинг, которого цитировал в "Капитале" Карл Маркс: "Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение: при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы"?
То есть сегодня Центробанк РФ находится как раз на полпути от "положительно готов сломать себе голову" до "попирания всех человеческих законов". С понятными последствиями не только для экономики, но и для общества, и для государства в целом.
Может быть, всё-таки стоит, как уже предлагается экспертами, принцип разделения властей Монтескье, эту "священную корову" современной западной представительской демократии, распространить не только на сферу политики, но и на сферу финансов? Чтобы Центробанк не совмещал в едином лице законодательную, исполнительную и судебную власть относительно денег в стране? А то эта монархия не просто может закончиться катастрофой, а крах уже у ворот?