Авторский блог Галина Иванкина 17:47 4 января 2020

Союз словоблудия

чудесный и отнюдь не бестолковый фильмо-клип — о желании свобод, притом за счёт общества
15

чудесный и отнюдь не бестолковый фильмо-клип — о желании свобод, притом за счёт общества

«В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег».

Марина Цветаева.

Эти два фильма неминуемо подвергают сравнению - «Звезду пленительного счастья» и «Союз спасения». Можно коротко: «Звезда...» - это искусство, а «Союз спасения» - проект. При том, что оба варианта — дивно сотканы и с любовью поданы. Мы давно живём в иной плоскости, а пытаемся от кино требовать изысканной глубины и осеннего минора 1970-х. Оно из той же копилки памяти, что и «лучшее в мире мороженое». Перестаньте ностальгировать! Та, двухсерийная сага о ясноглазых и достойных патрициях — первых людях империи, возмечтавших ту империю потрясти, а ещё лучше — измордовать, - сделалась культовой неслучайно. К этому приложил руку сам гуру оттепельной вольницы и романтического шестидесятничества — Булат Окуджава, которому «комиссары в пыльных шлемах» казались менее приятными, чем «кавалергарды» с девой-юной, хотя генетически и ментально первые были гораздо ближе.

К финалу 1960-х Советская Власть случайно воспитала прослойку нео-аристократов — они все имели рабоче-крестьянские корни, зато плотно заняли нишу, демонстративно пустовавшую целых полвека. Трудовая интеллигенция придумала всё это не сама и даже не акын-Окуджава ей напел. Поднаторевшие выписывать школьные сочинения о «духовных исканиях Наташи Ростовой» и причинах, побуждавших Печорина быть сволочью, пролетарские дети начинали ассоциировать себя с барским племенем — с Петрушей Гринёвым да Машей Мироновой, но никак не с дворней. Декабристы же почитались, как «теин в чаю, букет в благородном вине». Лучшие восстали против тирании и, разумеется, пострадали.

«Звезда пленительного счастья», вышедшая в разгар брежневского благорастворения, казалась печально-эстетской вещью — мол, все дворянско- интеллигентские порывы (и позывы) кончаются виселицей или каторгой. Но фильм — очаровал. Сочная, пряная линия «второстепенного» заговорщика Ивана Анненкова с игривой, но верной Полиной Гёбль нарисовалась волшебно, а просьбу «не обещать любови вечной» запевали тогда не только на радио, но и во дворе под расстроенную гитару. Но главное — петь это будут ещё долго. И смотреть «Звезду...» - пусть фрагментарно, пару сценок с участием Костолевского в белом мундире, а вот «Союз спасения» - продукт одноразовый. Хотя, и качественный.

Это не убогость современности — это её конструктивная данность — склёпывать клипы. Завтра — другие, не менее красочные и добротные. Свистящий ритм бытия заставляет ваять одномоментное — вечность не волнует. Нравится — хит. Посмотрели-послушали-забыли. Потому что завтра — новизна. Ещё Герман Гессе предрекал всё это: засилье быстрых, лёгких, с виду наукообразных произведений, где не существует ни глубины, ни крепкого начала: «Признаёмся, мы не в состоянии дать однозначное определение изделий, по которым мы называем эту эпоху». (Типовой пример — кассовые блокбастеры «Легенда №17»  и «Время первых» уже считаются давнишними и не стоящими обсуждения, тогда как любой советский фильм собирает на форумах десятки, сотни комментариев).

Итак, чудесный и отнюдь не бестолковый фильмо-клип «Союз спасения» - почти триумф (!) Андрея Кравчука, особенно после его неудачного, всеми раскритикованного «Викинга». Впрочем, сей чрезмерно креативный фильм трёхлетней давности мало кто вспоминает. В «Союзе спасения» шикарно всё — и виды, и лица, и саундтрек. И душа, и одежда, и мысли. В центре фабулы — жизнь одного из пяти основных бунтовщиков - Сергея Муравьёва-Апостола. Великолепная завязка — Муравьёв-ребёнок, обучающийся в парижском пансионе, видит узурпатора-Бонапарта и говорит с ним о свободе. Эта тема — свобода (нас встретит радостно у входа?!) красной нитью проходит через всё повествование. И вывод — печален: борьба за свободу приводит людей к ещё большей закабалённости. Наполеон вовсе не случаен — дитя Французской Революции — он вознёсся к таким диктаторским вершинам, что от его имени трясёт по сию пору.

Композиция фильма — нелинейна, как, впрочем, и у «Звезды пленительного счастья». То мы видим победу русского оружия в Отечественной войне, то попадаем на конспиративную квартиру заговорщиков, то нам предлагается наблюдать за утончённым флиртом подросшего и возмужавшего Муравьёва-Апостола с той самой «девой юной». Пространства залитые светом, грамотная операторская работа, динамичные переходы от фрагмента к фрагменту.

В эру пост-пост-модерна, когда мы вынуждены ловить аллюзии аллюзий, умиляет подбор актёров: так,  Сергея Трубецкого и Кондратия Рылеева играет отлаженный дуэт - Максима Матвеева плюс Антон Шагин. Оба, засветившись в серпантинно-открыточных «Стилягах» у Тодоровского-младшего, перешли в сериал «Бесы», где уже представляли Ставрогина и Петеньку Верховенского. На это можно было бы не обратить внимания — какая разница, кто из этих симпатичных сериальных парней бузит в кадре? Однако вырисовывается пугающая параллель, и ребятки, начинавшие смешными чуваками из Коктейль-Холла, мощно отыграли «истоки» любой смуты. Все три фильма - «Стиляги», «Бесы» и «Союз спасения» — о желании свобод, притом за счёт общества. Болтуны-поэты-вольтерьянцы. Союз словоблудия. И растерянный душка-Рылеев идёт по кристально-зимнему, обагрённому кровью, Петербургу с той же физией, как и стиляга Мэл, вдруг узнавший от бывшего друга, что в Америке нет стиляг. А во Франции нет свобод. И всякая война с царём приведёт к власти ещё худшую его (царя, короля, генсека) разновидность. Забавно: сходка заговорщиков, сопровождаемая тяжёлой музыкой, напоминает вещи Тарантино, что ничуть не портит сагу о декабристках — это вишенка из коктейля.

Несомненной удачей фильма является образ Николая I – пожалуй, самого заплёванного и оклеветанного русского государя, коего бранили уже демократы-разночинцы в своих газетках, на волне реформенных послаблений и — дозволений 1860-х.  Ему приписывали непроходимую тупость и казарменно- убогий вкус; императора называли убийцей Пушкина и Лермонтова, душителем России, растлителем малолетних смолянок и бездарнейшим «городовым», окопавшемся на троне. Тот факт при Николае случился Золотой Век русской культуры, почему-то не приходил в голову, а железные дороги, мосты, Пулковская обсерватория, инженерные училища — оказывались не в счёт. Советская историография тоже приложила свою тяжёлую руку к очернению государя — бесконечное цитирование Герцена про «зимние глаза» и вороватое утаивание пушкинского «Друзьям», где поэт открыто признаётся в верноподданстве: «Россию вдруг он оживил / Войной, надеждами, трудами».

Кинематографическая судьба Николая — столь же скорбная. Он выступал то полудурком, то бабником, то — пустым местом, истуканом при усах, жирноватых ляжках и тугих ботфортах. Лишь в «Звезде пленительного счастья» Василию Ливанову довелось сорвать эту клоунскую маску и показать лицо умного, бесстрашного, но — злобно-мстительного правителя. Увы, на этом всё и кончилось — последующие Николаи Павловичи (особливо гротесковый царь-каска — Юрий Яковлев из перестроечного «Левши») малевались всё теми же вариациями на тему салтыково-щедринского Угрюм-Бурчеева.

В «Союзе спасения» наконец-то мы видим аполлонически-сложенного, статного мужчину с выразительными глазами и чувственным ртом — каковым и был Николай в пору своей молодости. Его считали красивейшим принцем Европы. И где? В Англии — на тот момент диктовавшей моду на мужскую привлекательность. Актёры, выбранные на роли декабристов, не имеют портретного сходства с прототипами, а здесь — если не точное попадание, то хотя бы встраивание в типаж. Артист Иван Колесников и его Николай I настолько органичны в этом формате, что постоянно кажется: фильм-то не о декабристах, но о власти, а царь — базовая фигура. Все вихри закручиваются вокруг претендента — Николай то испуган, то зол, то решителен. То — печален. Обнимая цесаревича — будущего Александра II – он словно бы получает импульс из грядущего, когда его сына всё-таки уничтожит дьявольская воля. Также хорош Александр Домогаров в роли Милорадовича и — неожиданно-уместен Виталий Кищенко в образе Александра I.

Массовые сцены — громки и масштабны, правда, мы созерцаем опробованные сто раз приёмчики, вроде замедленной съёмки взрыва или пролёта пули. Умелая компьютерная графика «возвращает» нас в 1825 год, а декораторы и художники по костюмам постарались не напортачить (к слову, в советских фильмах довольно часто мелькали ошибки и ляпы, вроде туфелек 1970-х у Полины Гёбль в «Звезде пленительного счастья»). Плюсом также является скромнейшая, фоновая, необязательная лав-стори, и если в случае со «Звездой...» интимная лирика давала тёплое, даже горячее сияние, то здесь вышло бы наоборот: современные кино-деятели разучились вносить нюансы, вываливая на экран мясо-молочную физиологию. Так что без оной — лучше и краше. Чище.

Талантливая, до слёз пробирающая сцена — это видение умирающего, полузадушенного Муравьёва-Апостола, как император Александр I пьёт со своими офицерами шампанское: «Виктория!»  Что-то из не случившейся реальности. Это-то и есть — союз спасения, господа. Власть и её подданные. Власть, которая не боится и подданные, которые уважают. Обожают. «Страшно далеки они от народа», - сказал о декабристах дворянин Ульянов-Ленин. Они от всего были далеки — богатые, капризные, балованные судьбой — они играли в европейскую свободу. Так стиляги выдумывали себе искрящийся огнями Бродвей длиной во всю Америку.

Зрители и кинокритики задаются вопросом: «Где, в каком месте авторы не дотянули до оценки пять?» - после просмотра остаётся звенящая пустота, хотя фильм шёл на едином дыхании — без провалов, простоев и ненужных длиннот. В своём клипо-жанре «Союз спасения» - вещь пристойная. Финальный аккорд выглядел бы значительно сильнее, если бы справка о царствовании Николая и — последующей гибели Александра II была бы не так сухо подана. Текст на экране, а зритель морально готовится к выходу? Это — халтурка. Надо - в тот момент, когда Николай обнимает своего маленького сына. Вот они стоят, смотрят вдаль, а фоном — голос. Предостерегающий. О том, что крики о счастье и новизне крайне редко приводят к вожделенным результатам.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

11 сентября 2020
11
26 августа 2020
3
29 августа 2020
14
Комментарии Написать свой комментарий
4 января 2020 в 18:34

Далеко не все декабристы были аристократами Так Чернов погибший на дуэле с Новосильцивым незадолго до восстания был бедным офицером и его гибель воспринималась как то что маленький человек бросил вызов власть имущим Мне тоже очень не нравится клиповость современных фильмов Она пошла из Америки где ею старались приукрасить неглубокость актеров А нам то она зачем В русском искусстве настолько были вдумчивые лица глаза сердца и жаль что это почти потеряно в подражательстве чему то более мелкому Ж%ль также что такое пересматривание истории как сейчас ведет к принижению героев но скрытому исподтишка незаметному вкрапливанию сомнительных мыслей

4 января 2020 в 20:19

Да, при Николае I Россия развивалась столь бурно, что смогла нанести серьезное поражение англо-франко-турецко-сардинской коалиции. Во многом благодаря развитой железнодорожной сети, созданной царем в годы своего правления, позволившей бесперебойно доставлять в Крым пополнение, боеприпасы, продовольствие и необходимое для войны снаряжение.

5 января 2020 в 05:35

Зачем Эрнст превратил декабристов в хипстеров?
http://zavtra.ru/blogs/myatezh_iz-za_rasstyognutoj_shirinki

5 января 2020 в 06:48

Все верно.

Николаевская Россия проиграла Крымскую войну! Вот и весь итог николаевского развития страны

5 января 2020 в 08:00

""""И вывод — печален: борьба за свободу приводит людей к ещё большей закабалённости. Наполеон вовсе не случаен — дитя Французской Революции — он вознёсся к таким диктаторским вершинам, что от его имени трясёт по сию пору""".

Подчёркивает примитив автора статьи, которой не помешает прочитать о революционных преобразованиях Франции, преодолению пережитков крепостничества, феодального строя, борьбе с внешней агрессией, с организованной международной жидовской мафией.

5 января 2020 в 10:37

Какую только охранительскую чушь не увидишь на сайте. Сравнить воинов со стилягами можно только от большого ума.

5 января 2020 в 14:01

Да, и, как всегда, никто и нигде не упомянул главного героя всех этих интрижек и разборок--90% русского народа, который находился в диком аморальном крепостном рабстве (как и негры в Америке). Впрочем, какой там народ?! Никто не собирался его тогда раскрепощать. Да и тетерь он не главный персонаж жизни, если вспомнить жалкую плебейскую тусню в паразитической Москве. А тут, как и в иных мерзостных фильмах-напоминаниях о "просвещённой монархии" или екатерининских половых "аристократишках", о народе и говорить не прилично...и даже автору статьи с явно большевитскими романтическими наклонностями.

5 января 2020 в 14:37

Скорее всего, если бы декабристы свалили царскую власть, то Россия развалилась бы ещё тогда, отпали бы Польша, Крым и Кавказ, а с ними Поволжье и Средняя Азия, а за ними и Дальний Восток и Сибирь. Когда что-нибудь ломаешь, затевая ремонт или перестройку, надо иметь план-проект, расчёт материально-технического обеспечения и согласие жильцов на временные неудобства ради грядущего счастья. Хотя и это не даёт гарантии, что все будут счастливы от результатов ремонта – всегда найдутся сторонники альтернативного проекта счастья. Охота за птицей счастья увлекательна, но не безопасна – можно потерять синичку, что в руке. Но охота пуще неволи, тем более за счастьем, поэтому охотников за счастьем надо снаряжать и отправлять в экспедиции, на поиски, научные экспедиции, чтобы не плутать в потёмках мистических фантазий.

5 января 2020 в 17:57

Галина Иванкина очень точно и правильно, охарактеризовала декабристов. Точно такого же мнения об этом "союзе словоблудия" придерживались и многие известные русские мыслители.
К примеру русский религиозный философ, поэт и публицист Д.Мережковский, написал в свое время несколько статей о декабристах, основываясь на архивных материалах.

Несколько цитат из его книги "Больная Россия":
«Четырнадцатого декабря на Исаакиевской площади, целый день, с утра до вечера, толпа стояла и кричала: ура! Иностранцы удивлялись этому “стоячему бунту”. Сами заговорщики не знали, что делать. Диктатор, князь Сергей Трубецкой, спрятался в какое-то правительственное учреждение, чуть ли не в канцелярию военного штаба, и дрожал, и плакал от страха, как женщина. Долговязый, нелепый, похожий на большого, вялого комара, русский немец Кюхельбекер, смешной и добрый Кюхля, с незаряженным пистолетом, расхаживал по площади. Не ему одному, а всем было “кюхельбекерно и тошно” и всем, кажется, стало легче, когда государь велел стрелять в толпу картечью: поняли, наконец, что надо делать.
— Умрем! Ах, как мы славно умрем! — говорил накануне молоденький заговорщик, похожий на шестнадцатилетнюю девочку.
Уже тогда, в этом “стоячем бунте”, началась “всероссийская забастовка”. Революция наша и есть, по преимуществу, забастовка, остановка, недвижность в самом движении, неделание в самом делании. Пока движемся куда-то, делаем что-то, бунтуем — мы в положении противоестественном, как бы на голове ходим, обезьянничаем, подражаем Европе; но только что начинаем пятиться, каяться, отдаваться реакции, — находим себя, становимся “истинно русскими людьми”, не на голове ходим, а на резвых ножках бегаем. Мы — Ванька-встанька: как бы не завалила нас революция, реакция выпрямит.
Читая покаянные письма декабристов к Николаю I, не веришь глазам, — это ли вчерашние мятежники, цареубийцы? Революция сползает с них, как истлевшие лохмотья, открывая голое тело реакции.
“Божий перст и царский гнев на мне тяготеют, — пишет Александр Бестужев. — Я чувствую, что употребил во зло свои дарования, что мог бы принести честь своему отечеству, жить с пользой и умереть честно за своего Государя... Но Царь есть залог Божества на земле, а Бог милует кающихся”.
Убежав с площади, — хотя вовсе не был трусом, картечь пробила ему шляпу на волос от головы, — целую ночь и утро ходил он по церквам и, наконец, “решился пасть к стопам государя”, пошел в Зимний дворец, донес на себя и на Тайное общество.
Булатов был так потрясен тем, что государь не поверил ему, — что сошел с ума и разбил себе голову о стену каземата.
...Один из последних декабристов, умерший почти на наших глазах, в 1886 году, Матвей Иванович Муравьев-Апостол, признавался перед смертью, что “всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря”; что “это было не русское явление”; что “мы жестоко ошибались”; что “конституция вообще не составляет счастья народов, а для России в особенности непригодна”. В годовщину 14 декабря кто-то поднес ему венок. Матвей Иванович “чрезвычайно рассердился и возмутился”; а один из друзей его сказал подносившему: “14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться”.
“Сегодня день моей смерти; в молчании и сокрушении правлю я тризну за упокой моей души”, — пишет об этой годовщине Александр Бестужев».

( Д.С. Мережковский "Больная Россия" 1910)

Само собой, эти весьма интересные факты из жизни и деятельности этих борцов за "светлое" будущее, всячески замалчивались. И в фильме "Звезда пленительного счастья" - все декабристы представлены до тошноты - белыми и пушистыми.

5 января 2020 в 23:21

Да , на отлично не дотянули...Все просто, авторы фильма сняли прекрасное действие, но не показали мотивов.Из-за чего собственно говоря мажоры полезли бузить? Вот в этом проблема данного фильма. ИНасколько знаю я , мотивы у каждого из декабристов были разные.Например,:
Пестель,- сын придурошногои агрессивного папы- губернатора, мечтал быть Диктатором в самом страшном ссмысле этого слова, и даже говорил, что готов уничтожить 20.000.000 жизней, чтобы оставшиеся 25.000.000 жили в той свободе, которую он им подарит. В состав его свободы включались тотальная слежка, страшнейшая цензура, освобождение крестьян практически без земли, т.е. на смерть. и т.д. Сильно " Добрый дяденька" ' этот садист Пестель.
Рылеев- член руководства Россиско-Американскойй компании, которая зарабатывала кучу денег убивая пушного зверя и морских котиков, и продавая все это в основном в Америку, а потому, очень сильно эти ребята хотели Аляску и весь дальний Восток оторвать от России.
Да, напомню, что многие из декабристов брали кредиты в государевом земельном банке на развитите под залог своих имений, а вернуть их не могли, т.к. кредиты пускали на" разгул демократии", и карты. НУ, как не обьъединиться чтобы замочить Кредитора????
Другие просто романтики,-насмотрелись европейских сбблазнов в загран походе, и , говорят, массово сифилис оттуда привезли.
Вот такие мрази вороватые и с претензией на мировое господство Фашиствующих дворян-садистов, повели солдат на убой. Да и миллиионы граждан готовы были кинуть в топку. Это сделали их явные учениики в 1918 году........
Вот ничего этого в фильме не показали даже близко, хотя бы много мягче, чем я написал, но ни одной причины в фильме нет.

15 января 2020 в 21:59

Поставил Вам плюс за слова "не показали мотивов". Мотивы действительно были разные, но думать, что это всё мотивы мразей, несправедливо и, я бы сказал, слишком самонадеянно и высокомерно