Сообщество «Форум» 06:53 17 мая 2021

Соловецкие пляски

Рецензия на сериал "Обитель" по роману З.Прилепина

Сериал «Обитель» по одноимённому роману Захара Прилепина смотрится на едином дыхании. Конфликт между писателем и режиссером практически не повлиял на окончательную версию фильма. Книга отображена на экране с мельчайшими подробностями, не считая концовки. Подбор актеров очень хорош: тройка скакунов Артем Горяинов – Ткачук, Галина – Ребенок, Эйхманис – Безруков вытягивают сериал без напряжения, силой актерского мастерства. Виды монастыря, северной природы, небольших островов в суровом Белом море завораживают.


История Соловков, Соловецкого лагеря особого назначения показана со всей строгостью и полна трагизма. В лагере отбывают наказание и политические (бывшие белогвардейцы) и обычные уголовники, к которым и относится отцеубийца Артем. Все выживают, как могут. Кто-то стучит, кто-то находит себя на сцене в качестве драматического актера, кто-то идет в спортсмены для участия в Спартакиаде. «Дни Турбиных» по Булгакову поставленный на сцене лагерного театра – украшение фильма. Актер Добронравов – белый офицер, играющий Турбина в пьесе и пытающийся застрелить Эйхманиса великолепен.


Главная интрига фильма, кроме судеб осужденных, это любовный треугольник Артем – Галина –Эйхманис. Любовь больная и трагичная, Галина – следователь особого отдела любит начальника лагеря, красавца Федора Эйхманиса, но из-за его холодности, пренебрежения и измен бросается в объятия молодого «везунчика» Артема.


Безжалостный серп судьбы косит насельников монастырских стен без жалости. Погибают бывшие белые офицеры, плетущие нити заговора и планирующие убийство Эйхманиса. Гибнут священники, но при этом на Секирке они проводят обряд отпущения грехов всем там находящимся преступникам. Одна из самых сильных сцен фильма и самые проникновенные страницы книги.


В конце концов Галина и Артем решаются на побег, но коварные течения Белого моря (они подобрали на острове иностранцев, один из которых болен) выносят их опять в Соловкам, а не в Кемь.


Артем попадает в одну камеру с бывшими своими мучителями-чекистами и платит им той же монетой, издеваясь и играя на страхе смерти. Все получают по заслугам. В этом мораль и фильма и книги.


Финал – каждый десятый подвергнут расстрелу. В число обреченных на смерть попадает Галина (ей дали три года за самовольную отлучку из лагеря), но Артем меняется местами с соседом и тоже попадает в «расстрельную роту». Христианский поступок, жертвуя собой спасти жизнь другого, хотя всё время он – Артем старательно держался за жизнь, выживал, выкарабкивался из самых тяжелых ситуаций.


Меня лично раздражала новенькая форма чекистов, от синих, ярко синих околышей фуражек болели глаза. Кожаные куртки, кожаные фуражки скрипели и сверкали как доспехи Бэтмена. Сами чекисты, в основном, играли мерзких садистов в разрезе сериальной моды последних лет. Не хватало строгости и монументальности, хоть и демоны, хоть изверги, но не водевильные «падонки». Все-таки герои революции и Гражданской войны не должны были быть такими кровожадными амебами. Исключение – Эйхманис в исполнении Безрукова. Вот здесь подлинный высокий трагизм, попытка лабораторного изменения, перевоспитания, перековки, выведения новой породы «советских людей». Начальник лагеря, царь и бог, бесстрашный и не чуждый романтизма (знает французский и легко цитирует классиков). Мощнейшая фигура. Наверно режиссер решил поднять её на небывалую высоту за счет мелкости второстепенных героев-чекистов.


Сам Прилепин одобрительно высказался по поводу сериала. Он заявил, что большинство посмотревших не считает эту теле-сагу «антисоветской». Да, такое было время – тяжелое и трагичное. Это наша история, которую необходимо знать и изучать, дабы не наступать на грабли изменения человека ибо – «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел».

1.0x