"Горько!-2" (Россия, 2014, режиссёр — Жора Крыжовников, в ролях — Юлия Александрова, Егор Корешков, Ян Цапник, Елена Валюшкина, Василий Кортуков, Юлия Стадник, Сергей Лавыгин, Александр Робак, Александр Паль)
На экраны страны выходит продолжение нашумевшего прокатного хита "Горько!". В своё время этот разухабистый слепок эпохи был подвергнут критическим экзекуциям снобов и патриотов, либералов и русских националистов. Одни изобличали в картине якобы попытку очернить народ, другие — отвергали ленту по той же причине, не желая ни на миг соприкасаться с дремучим хаосом российского бытия. Массовый зритель же оказался мудрее и тех и других, и сходу различил в показанных на экране людях родственные черты. Успех, обрушившийся на создателей, удивил их самих — "Горько!" в одних только кинотеатрах посмотрели около четырех с половиной миллионов зрителей.
В первом фильме речь шла о свадьбе — мероприятии, на котором хоть раз в жизни побывал каждый из нас. Узнаваемый липкий ужас сливался с нутряным хохотом. Реальность происходящего, граничащая с документалистикой, создавала невероятный эффект собственного присутствия. В финале примирение антагонистических сил дарило долгожданный покой, потерянный рай, убаюканный песней "Натали" Григория Лепса, исполненной хором участников данного "шапито-шоу". В отличие от "Свадьбы" Павла Лунгина, где провинциальный свадебный беспредел, щедро скрашенный массовым запоем, дарил в конце тотальное ощущение беспросветности русского бытия, "Горько!" выруливал на совсем иные орбиты. Главной эмоцией по окончании ленты оставалась способность сострадать, жалко было всех, но печаль была светла, как говорится.
Режиссёр Жора Крыжовников (под этим псевдонимом скрывается телевизионщик Андрей Першин) выбрал самый верный способ "достучаться до небес" — использовал жанр мокьюментари (т.е. псевдодокументальный фильм), чтобы передать зрителю свадебный дух во всех смыслах этого слова. Во второй части этот эффект уже не является первостепенным, а со временем и просто тонет в приключенческом абсурде происходящего.
Продолжение застаёт героев спустя некоторое время после двух свадебных торжеств, показанных в первом фильме.
В домике у моря, где проживает семья Ромика, теперь ютится Наташина семья. У Бориса Ивановича (Ян Цапник) проблемы, ему требуется временное укрытие. Отношения между жильцами складываются весьма напряженно. Борис Иванович третирует родственников, воцаряет, как маленький фюрер, но однажды его машину обстреливают бандиты, и он, дабы избежать участи быть убитым, решает опередить события и устроить собственные похороны. Без помощи близких ему не обойтись. Не успел бывший десантник лечь в гроб, как из Туапсе прибывает вечно хмельной дядя Толя. А вскоре на пороге дома объявляется и давний приятель "покойника" Витька Каравай (Александр Робак) — большой человек, душа-парень, бизнесмен и, как выясняется позже — тайный родственник. План Бориса Ивановича с тихим захоронением и быстрым извлечением из могилы трещит по швам. Старый друг решает закатить ему идеальные похороны высоко в горах, с участием казацкого хора и тамады Светлакова (Сергей Светлаков) на традиционных поминках. А семейные догмы тем временем крушит плотина лжи и непонимания. "Рюмка водки на столе. Не для меня Дон разольется. Поздно мы с тобой поняли…"…
В случаях продолжения всенародного комедийного хита есть большой соблазн пойти по собственным стопам, сотворить клон, просчитав коммерческий успех пошагово. Но Першин обладает невероятным кинематографическим вкусом балансировать на грани трагедии и фарса. "Горько!-2" получился очень смешным, но и куда более грустным, чем первый. Эмоции эти настолько тесно переплетены между собой, что практически не имеют в нашем кино аналогов. Этакие перемешанные между собой Гайдай и Данелия. Смех над бездной. Иллюстрация бытия, зависшего, как слеза, в звенящей космической пустоте.
Синефильских аллюзий здесь столько, что хватит не на одну ленту. Коктейль этот залихватски замысловат, но отнюдь не довлеет над происходящим. Алкоголь уже не является первостепенным компонентом. Архетипы, обозначенные в первом фильме, превращаются в полноценные характеры во втором. Музыкальные аттракционы срежиссированы и смонтированы столь мастерски, что врезаются в память надолго. Все эти кинематографические доминанты ценны ещё и тем, что речь идёт о коммерческом кино, массовом. А именно с этим компонентом в российском кинобизнесе всегда были большие проблемы. Здесь же в наличии все факторы для полноценного восприятия картины как простым зрителем, так и интеллектуалом, который в худшем случае разглядит там обманчивый адский срез русского мира, в лучшем — победу истинных ценностей над всепоглощающим жизненным абсурдом.