"Дорога на Берлин" (2015, Россия, режиссер — Сергей Попов, в ролях — Юрий Борисов, Амир Абдыкалов, Мария Карпова, Максим Демченко, Александр Новик)
"По необъятной степи бредут два человека, отбрасывая на высокую пшеницу волнистые тeни — длинную и короткую".
Э. Казакевич. "Двое в степи".
Лето 1942 года. Немецкие войска, реализуя план гитлеровского командования "Блау", ведут наступление на южном направлении. Молоденький лейтенант Сергей Огарков (Юрий Борисов), офицер связи штаба армии, прибывает в свою часть накануне решающих боев. Практически сразу же его — только что закончившего военно-химическое училище — посылают с донесением в соседнюю дивизию с приказом о перегруппировке войск. Он блуждает в ночной степи, натыкается на прорвавшиеся немецкие танки, теряет коня и не выполняет приказ. Трибунал признает в его действиях преступную трусость и приговаривает к расстрелу. Приговор еще должен быть утвержден военным советом армии и в ожидании окончательного решения своей участи Огарков сидит в тесной землянке под охраной молчаливого казаха — рядового Джурабаева (Амир Абдыкалов). Но — прорываются немцы и во всеобщей неразберихе Огарков и Джурабаев оказываются одни. Нет трибунала, вынесшего приговор, и нет разводящего, поставившего Джурабаева на пост. И предоставленный личному выбору, руководствуясь уставом, казах решает вести Огаркова в штаб армии.
С восточной невозмутимостью он будет конвоировать приговоренного к смерти бывшего лейтенанта через занятые немцами станицы, только время от времени бросая обреченному Огаркову скупые слова: "вперед", "назад", "вправо"… В итоге они встретятся с отрядом окруженцев, с боями пытающимися перейти линию фронта. Перед атакой хутора, занятого немцами, Огаркову выдадут оружие под неодобрительным взглядом Джурабаева. В коротком, но кровавом бою конвоир и арестант уничтожат вражеского снайпера и будут представлены к награде. Но и после этого совместного боя продолжается их странная одиссея — никакие личные чувства не могут помешать Джурабаеву доставить приговоренного к месту назначения. Но он погибнет при авианалете, этот немногословный и верный долгу солдат. И оставшись один посреди покидаемой отступающими бойцами деревни Огарков примет решение — он самостоятельно пойдет в штаб армии навстречу неминуемому наказанию.
Фильм был поставлен по мотивам фронтовых дневников Константина Симонова и незаслуженно-забытой повести Казакевича "Двое в степи", вышедшей в 1948 году, и которую сам автор, невзирая на критику, считал своей лучшей книгой. Собственно от самого произведения Казакевича в фильме "Дорога на Берлин" — немного: сюжет, некоторые герои и отдельные эпизоды. Если говорить исключительно об экранизации этой повести, то гораздо точнее она была выполнена в далёком 1962-м Анатолием Эфросом. Именно той ленте в большей степени свойственен уникальный сплав выразительного психологического драматизма и углубленной медитативности, которые и позволяют выделить "Двое в степи" из обширного ряда фронтовой литературы. Но продюсер Карен Шахназаров и режиссер Сергей Попков, видимо, решили, что ограничиваться простой человеческой историей не следует, и добавили экшн. Обилие батальных сцен невольно заставляет вспомнить ироничное высказывания писателя Феликса Сорокина — героя романа братьев Стругацких "Хромая судьба": "Я человек простой, я люблю, чтобы в кино — но только в кино! — была парочка штурмбанфюреров СС, чтобы огонь велся по возможности из всех видов стрелкового оружия, и чтобы имела место хор-р-рошая танковая атака, желательно массированная…".
Что касается изобразительного ряда, то только более качественная пленка отличает картинку от рядового советского военного кино. "Дорога на Берлин" уверенно опровергает мнение, что в наши дни повторить кинематограф СССР — дело невозможное. Иное дело, что за образец берется довольно стандартная кинопродукция, а не "Баллада о солдате", например. Но даже в том скромном качестве, в котором выступает "Дорога", есть свое тихое обаяние для всех тех, кто воспитывался на подобных лентах и более всего прочего ценил в них именно реализм, а не кинематографические изыски. В итоге, к празднику Победы мы имеем три очень разных фильма — "Битва за Севастополь", предназначенная в первую очередь для либеральной интеллигенции, "А зори здесь тихие…" — для молодых, и "Дорога на Берлин" — фильм для старшего поколения зрителей, которое, увы, в кинотеатры давно не ходит. У последних теперь появился реальный шанс вернуть себе утраченные позиции.