Авторский блог Александр Балтин 00:29 4 июня 2024

Шенгели

к 130-летию со дня рождения

1

Густая поэтическая родословная мёдом и млеком питала поэзию Г. Шенгели; и, скажем в стихотворение «Державин» тускло мерцающее «хладно» перекликалось с заявленной темой, подчёркивая даль величия медногласого классика:

Он очень стар. У впалого виска

Так хладно седина белеет,

И дряхлая усталая рука

Пером усталым не владеет.

Воспоминания... Но каждый час

Жизнь мечется, и шум тревожит.

Все говорят, что старый огнь погас,

Что век Екатерины прожит.

Каждый век будет прожит, хотя многие прикидываются последним, смущая людей; каждый век принесёт свои песни, и Шенгели, кажется, владело желание суммировать всё, созданное ими: не только в мире слов, но и в архитектуре, культуре жизни, сфере научной мысли…

Византия расцветала в поэме «Повар Басилевса»: перекипая драгоценными огнями каменьев, возвращая колорит, царствовавший некогда, в современность, с которою связывали зыбкие и прочнее не придумаешь мостки поэтики.

Пряные строфы нужно пробовать на вкус, как диковинные яства.

Греческий Крым, и сама Греция мрамором блистали на солнце духа.

…а потом – просто жизнь: с возрастными контрастами, и слишком различным опытом, чтобы прошёл он мимо стихов:

Мне шесть, а ей под шестьдесят. В наколке;

Седые букли; душные духи;

Отлив лампад на шоколадном шёлке

И в памяти далёкие грехи.

Она Золя читала и Ренана,

Она видала всякую любовь,

Она Париж вдыхала неустанно

И в Монте-Карло горячила кровь.

Великолепна тесная расстановка слов в стихах Шенгели: ни зазора, никакой пустоты: единая, монолитная текстовая плоть.

И богатая фактура: назвать все предметы мира! Обозначить их!..

Свод поэзии Г. Шенгели: своеобразная поэтическая сумма сумм: великолепная симфония звуков, блистание смыслов…

Богатейшее чтение, которое, кажется, никогда не исчерпает себя.

2

Иной раз глобальность гуманитарной эрудиции мешает писать, иной – становится своеобразной альфой поэта.

Казалось, Шенгели жил во все эпохи, и все они отворяли ему свои врата.

Босфор и микрокосм, шутка и повар басилевса, авиационное небо и пенная роскошь строки, старинная тростниковая дудочка и луга философии – столько видевший и знавший поэт, свёл автоэпитафию к искромётности:

На этой могильной стеле,
Прохожий добрый, прочти:
Здесь лег на покой Шенгели,
Исходивший свои пути.
Исчез в благодатной Лете
Тревожный маленький смерч.
А что он любил на свете?
Нинку, стихи и Керчь.

Может быть, Лета и была бы благодатной для усталого сердца поэта, но для свитка его стихов она оказалась не реальной: даже в эпоху полного отсутствия интереса к стихам труды Шенгели чтут любители и знатоки.

Ибо невозможно пройти мимо мастерства, воплощённого на грани совершенства: как бы остра ни была оная грань:

Обволокла медовая смола
Жука металло-голубое тело,
И капелька округло отвердела,
И надолго под хвоей залегла.
Волна над новым дном поголубела,
На отмелях прозрачна и светла,
И тенью мимолетного крыла
Легко мутнели в ней чешуйки мела.

Твёрдость округлых слов переливается янтарно, и медовые оттенки звучат нежно, как детство.

Медового света много в стихах Шенгели – как необходим мёд, дабы не разгневался император Византии, чей повар попадёт в пристальный окуляр поэта.

Причудливо соединяются каналы мировой истории, и результат, предлагаемый Шенгели, всегда ярок, как костёр, полыхающий в ночи.

В определённом смысле каждое стихотворение и должно быть костром, чей рыжий огнь не затмит пресловутая темнота.

Ибо темноты в стихах Шенгели нет – но только световое наполнение, радость радуги, жизнь, продолжающаяся в вечность…

3

Византия – полыхающая суммами невиданных красок, поднимавшаяся великолепием лестниц к звёздным пределам, выгоравшая в церковных диспутах, где речи были запутаны, как дебри, сиявшая древними свитками – влечёт, как немыслимый орнамент истории, усложнявшийся веками…

Возникает колонна поэмы Г. Шенгели: переливающаяся красками: как переливалась ими древняя, ветхая, как Завет, мощная…

Уже начало текста отдаёт пряною густотой изысканного кушанья:

Под вечер хорошо у Босфора,
Хорошо у Золотого Рога:
Море, как расплавленный яхонт,
Небо, как якинф раскаленный,
Паруса у лодок пламенеют,
Уключины у весел сверкают,
И кефаль в мотне волокуши
Трепетным плещет перламутром.

Звук необычен: он наливается сиянием перламутра, и розовато отсвечивает нутром раковины, хранящей тайну глубины: в данном случае истории…

Раковины истории труднее собрать, чем самые глубоководные, а впрочем: пусть будут фантастическими: ведь не помешало оное качество Босху творить такую невероятную запредельность (к примеру).

Раковина Византии подразумевает аскезу:

Вечно зябнет Августа Пульхерья,
Хоть любовью к Богу пламенеет;
Оттого у нее в покоях
Днем и ночью рдеют жаровни
С благородным индийским санталом…

Клавиши языка перебирают драгоценные слова: благовония, камни, мерцание древних икон: всё пойдёт в дело, всё возникнет, чтобы мерцать таинственно.

Августа Пульхерия, боящаяся более искушений плоти козней сатанинских, прелестей диаволовых, млеет от пения появившегося Вардана: сладкого, как восточные изыски…

Механизмы интриги заработают: в мечтах епископа натравить аваров на болгар, наименованных свирепыми; замелькают кадастры и цензы, появятся требники и чётки: контур высокой византийской жизни проступит, и наполнится предметами…

Изысканные курятся благовония; плетётся сюжет.

…но дело не в нём: дело в интонациях империи, проникающих в русский беспрецедентный стих: кто ещё писал о Византии?

Кто ещё восстанавливал жизнь её детально, не скупясь на подробности?

Г. Шенгели мастер формы – и поэт с богатой родословной: кого только в ней нету!

Но «Повар Василевса» - точно глобальная концентрация его поэтических сил: и цветёт райский сад невиданной поэмы, и поют церковно её части, и звучат просторечиво другие, и возникает роскошный поэтический свод, от которого не оторвёшься.

1.0x